Оригинальная обложка альбома Stay Calm, на которой «Давид» Микеланджело представлен одновременно в двух ракурсах, неплохо иллюстрирует основную интригу музыки The Beat Freaks, где многое строится на контрапункте между двумя основными солирующими инструментами – гитарой и тенор-саксофоном, что дает в результате весьма интересный эффект – совсем, как в случае с «двойным Давидом». Впрочем, я несколько забежал вперед: это первая для наших читателей встреча с польским ансамблем The Beat Freaks, а потому вначале немного об этом коллективе.
The Beat Freaks появился в Щецине в 2014 году. Основателем коллектива был гитарист Михал Старкевич, а к нему присоединились тенор-саксофонист Томаш Лицак, басист Павел Гжесюк и ударник Радек Вошко. В этом составе квартет существует до сих пор, что недвусмысленно говорит о хорошей «химии» в атмосфере ансамбля, где все четверо уже довольно долго комфортно чувствуют себя, играя вместе. Первый альбом The Beat Freaks появился в 2016 году. Слушать его не довелось, а вот представляемый сегодня Stay Calm – это как раз следующий, второй в дискографии ансамбля, альбом. Разрыв между двумя дисками в три года позволяет говорить о серьезности отношения музыкантов к своим релизам: альбомы появляются только тогда, когда накоплен новый материал и новые идеи требуют выхода и оценки от требовательных слушателей. Напомню, что коллектив – польский, а в этой стране слушатели, как, пожалуй, нигде в Восточной Европе, избалованы качественным джазом. Что ж, на мой взгляд, Stay Calm не должен их разочаровать.
Все композиции здесь – авторские. Главным сочинителем в группе является Старкевич: ему принадлежат восемь композиций из тринадцати. Две написал Лицак, одну – Вошко, а два финальных трека – плод коллективного творчества музыкантов. Тематика композиций, заявленная в их названиях, различна. Так, две пьесы посвящены модному сегодня уже не только в литературе, но и в визуальных искусствах, направлению стимпанк: это одноименный Steampunk и Difference Engine (культовый роман англичан Гибсона и Стерлинга, положивший начало этому направлению). Судя по основной мелодической линии A Train to Tromso, этот норвежский заполярный город вызвал у парней из Щецина какие-то грустно-лирические ассоциации. Стартовая First Steps on a Lonely Planet – это, естественно, музыкальная фантастика, и, пожалуй, единственная пьеса, где тема повлияла на выбор выразительных средств в виде вмонтированной в ткань композиции имитации разговоров космонавтов друг с другом. В прочих пьесах образность, и подчас весьма яркая, создается чисто музыкальными средствами.
Как уже упоминалось в начале этого текста и как вытекает из самой логики состава, основными солистами являются Старкевич и Лицак. Любо-дорого следить за их взаимодействием в Wort At Heights (вы можете сами убедиться в этом благодаря промо видео), они классно играют в унисон в Difference Engine и демонстрируют настоящий фри-джазовый экстаз в Baloon. Гитара Старкевича может быть в рамках одной композиции (Memories from an Old Town) и пронзительно лиричной, и реветь из всех своих порожденных эффектами сил под саксофонное соло. Назойливый остинатный повтор одной фразы Лисаком придает очень эффектный финал пьесе Steampunk, а в Tree of Infinity линия его саксофона чиста и прозрачна, как лесной ручей. И при этом ритм-группа вовсе не остается в тени. И дело даже не в том, что, наряду со своими прямыми обязанностями, Гжесюк и Вошко тоже получают свои сольные эпизоды, главное в другом: в случае с The Beat Freaks мы имеем не просто солистов с ритм-группой, а действительно а-н-с-а-м-б-л-ь, где саунд - плод креативных и эффективных усилий каждого. Трудно сказать что-то определенное об изменчивой стилистике музыки квартета. Во всяком случае, ясно, что это не американский straight ahead jazz, а музыка именно европейская, в которой осмелюсь предположить и некое влияние национального фольклора, но все же, с определенной долей условности отнесу к европейскому варианту нового джаза. И весьма интересному варианту!
Нью-Йорк стал точкой, в которой пересеклись творческие и жизненные пути музыкантов этого квинтета. Басист Ги Дювньо проделал путь из Франции в Нью-Йорк через Бразилию, где он довольно долго жил и работал. Путь в Нью-Йорк для альт-саксофониста Нино ...
Второй раз за этот год ARC Music выпускает альбом Heart of the Dragon Ensemble – работающей в Великобритании китайской группы, исполняющей традиционную китайскую иузыку на традиционных инструментах. В январе это был альбом Chinese Love Songs, ...
Китайский новый год 2019, год желтой земляной свиньи, наступает 5 февраля. Его будет праздновать четверть населения нашей планеты. А 14 февраля, наверное, три четверти жителей планеты Земля так или иначе отметят пришедший из западной традиции день ...
Впервые слушал и впервые представляю нашим читателям канадскую джазовую вокалистку Хэзер Бамбрик. У себя на родине Хэзер – весьма известная фигура. Достаточно сказать, что ее альбом 2017 года You’ll Never Know номинировался на канадский ...
Бельгийский ансамбль Helium Horse Fly возник в 2009 году в Льеже. Вокалистка Мари Билли, гитарист, клавишник и основной композитор группы Стефан Дюпон и басист Димитри Янелло играют в нем с самого начала, а вот барабанщиков с тех пор сменилось ...
Уверен, что этот альбом привлечет многих. Тому есть много причин. Первая – имя лучшего джазового харпера мира на обложке. Немецкий гармошечник с голландскими корнями, живущий ныне в Нью-Йорке, абсолютно справедливо считается наследником ...
Plastic Polaroid – дебютный альбом группы Hila Puntur. Проект этот в полной мере можно назвать международным, так как в состав группы входят представители сразу четырех стран: Швейцарии, Германии, Австралии и Исландии. При этом основательница ...
Первое для меня знакомство с творчеством Хирое Секине, джазовой пианистки, композитора, аранжировщика и бэнд-лидера, оказалось очень приятным. Это по-настоящему творческий человек, не останавливающийся на достигнутом и постоянно находящийся в ...
Как тут правильно сказать: тряхнул стариной, вспомнил молодость или старая любовь не ржавеет? В общем, выбирайте по вкусу. Талантливый петербургский саксофонист и композитор Илья Белоруков какое-то время играл вкусный и креативный фри-джаз, вспомню ...
В самом начале этого года на наших электронных страницах была опубликована рецензия на альбом австралийского музыканта Джона Хейльброна Pieces for Chord Organs, записанный в Петербурге летом 2018 года и изданный петербургским же лейблом Intonema ...
Интересное название у этого трио. Хорошее. Необычное. Запоминающееся. Два имени – явно славянского происхождения, исследуя album credits сразу обнаруживаешь, что это старые знакомые нашего сайта, авангардные экспериментаторы из ...
С голландским дуэтом, который в то время назывался Vandoorn, «Jazz-Квадрат», тогда в бумажном варианте, активно контактировал в начале нулевых годов нового века. Были опубликованы рецензии на два альбома Vandoorn, изданные лейблом ...