Keiji Haino / Merzbow / Balazs Pandi - Become The Discovered, Not The Discoverer
18.10.2019
Каждое имя на обложке альбома с длинным названием Become The Discovered, Not The Discoverer, выпущенного лондонским лейблом RareNoise Records – это своя история, свой путь в музыке. Мерзбау, чье настоящее имя звучит, как Масами Акита (р.1956) – икона нойз-музыки, наверное, самый авторитетный в мире музыкант этого жесткого направления. Корни своего творчества он видит в хэви-метал, прог-роке, фри-джазе и, разумеется, в ранней электронной музыке, так как именно электронные устройства – его главное средство самовыражения. Кроме того, Мерзбау – плодовитейший литератор, автор ряда книг и множества статей, посвященных, как правило, разным аспектам искусства, преимущественно авангардного. Его соотечественник Кейджи Хаино (р. 1952) начинал с увлечения авангардным театром, но творчество Doors развернуло его к музыке. Гитарист и вокалист, он участвовал в работе многих групп, в основном аван-прогового и фри-джазового направлений. За долгую карьеру Хаино работал с такими видными представителями авангардного джаза, как Петер Бретцман, Дерек Бэйли, Чарльз Гейл и Джон Зорн. Наконец, венгерский барабанщик Балаш Панди (р. 1983) – настоящий универсал, способный играть музыку любого стиля, а нам хорошо известный по многочисленным записям с разными составами на RareNoise Records и ставший своего рода home drummer’ом для этого лейбла.
Вместе это трио уже записало на RareNoise альбом Untroublesome Defencelessnes в 2016 году. Мне не доводилось его слышать, хотя целый ряд записей Мерзбау и Панди, в том числе совместных, можно найти в архивах jazzquad.ru. Что же до Кейджи Хаино, то ранее с его творчеством встречаться не приходилось. Тем интереснее было познакомиться со сделанной в феврале 2018 года записью, где два японских длинноволосых ветерана и их существенно более молодой венгерский коллега вновь встретились в студии. Как и в предыдущий раз, данный альбом – плод спонтанной импровизации. Как говорит об этой сессии Панди, «Это была 100% импровизация, ничего не добавлялось в пост-продукции, как и обычно, когда мы записываемся вместе. Никаких ограничений, никаких концепций, ничего. Только слышать друг друга и играть». Результатом сессии стали четыре больших, в среднем по четверти часа, импровизационных отрывка, объединенных в две двухчастные сюиты: Become The Discovered, Not The Discoverer и I want to learn how to feel everything in each single breath (оба названия придуманы Кейджи Хаино). Мерзбау помимо электроники использовал в этой сессии гитару, а Хаино, кроме голоса и гитары, впервые в жизни задействовал еще и оказавшуюся в студии бас-гитару. Как, чуть иронично замечает Панди, «в этот момент мы стали похожи на рок-группу».
Но какая уж тут рок-группа! Нойз высокой интенсивности, плотная стена звука, обрушивается на слушателя с первых секунд звучания Become The Discovered, Not The Discoverer. Электронную лавину весьма удачно структурируют и разрежают ударные. Панди очень хорош в этой записи, используя не только типичную аритмию, но и какие-то элементы регулярной игры. Вторая половина альбома, обе части I want to learn how to feel everything in each single breath, выглядят на фоне первой этакой фри-джаз-нойзовой балладой, благодаря заметному снижению интенсивности звука. При этом уровень изобретательности и импровизационной фантазии музыкантов здесь ничуть не меньше – просто его легче воспринимать не очень привычному к столь тотальному музицированию слушателю. Антье Хюбнер, шеф hubtone PR, присылая мне этот линк, писала: «Будь осторожен с музыкой Мерзбау. Это не для каждого уха». Мне остается переадресовать это предупреждение читателю и потенциальному слушателю. Думаю, смелых, любопытных и жаждущих нового и необычного оно не остановит!
Ти Кей Блю выглядит фантастически (человеку с саксофоном на обложке альбома 66 лет!) и играет соответственно. Этот музыкант карибского происхождения (его родители родом с Ямайки и Тринидада) родился в нью-йоркском районе Бронкс и звали его Юджин ...
Оригинальная обложка альбома Stay Calm, на которой «Давид» Микеланджело представлен одновременно в двух ракурсах, неплохо иллюстрирует основную интригу музыки The Beat Freaks, где многое строится на контрапункте между двумя основными ...
Тот случай, когда сайдмены известно значительно больше, чем создатели проекта. Брайан Линч, Дональд Харрисон, Ральф Питерсон – громкие имена, множество знаменитых партнеров, а объединяет их в данном случае два факта: все трое в разное время ...
Блюз – это черная музыка, кантри – это белая музыка. Так было в Америке когда-то. Но сегодня все совершенно иначе. Уже лет пятьдесят (примерно) блюз играют, и играют классно, как белые, так и темнокожие музыканты. То же можно сказать о ...
Вот и еще одно имя из каталога артистов лейбла Whaling City Sound становится ближе нашим читателям. Гитарист и композитор Джим Робитейл впервые выпустил альбом под названием To Music с этим логотипом еще в далеком 2004 году, и альбом тот оказался ...
Вот и новая встреча с канадским джазовым барабанщиком, бэнд-лидером и композитором Марком Келсо. Это имя не раз появлялось на наших страницах в обзорах канадских джазовых альбомов, в том числе и записанного Келсо в качестве лидера группы The Jazz ...
Лейтесь, песни! Лейтесь над всей планетой песни Питера Гэбриэла и группы Genesis! И хотя группа Genesis уже ушла в историю, а давным-давно расставшийся с ней Гэбриэл увлечен совсем другими проектами, миллионы поклонников одного из самых выдающихся ...
Не знаю, почему американские музыканты избрали для своего коллектива столь невыразительное, как лицо агента спецслужб, стремящегося затеряться в толпе, название. Возможно, дело в том, что все для группы The Session начиналось действительно с ...
Рассказ о своей биографии в информации для прессы музыканты французского ансамбля The Soul Jazz Rebels предваряют цитатой из Би Би Кинга: «Блюз? Это – мать американской музыки. Источник – вот что это такое». И цитата уже сама ...
Шесть лет назад, в интервью с бельгийским гитаристом и композитором Мишелем Дельвилем (оно есть на сайте) я обратил внимание, что в 2019 году ему исполнится пятьдесят и поинтересовался, каких целей он хотел бы достичь к этому времени. Мишель ответил ...
Никогда ранее не слышал об этом составе и его лидере – и влюбился с первого же альбома! С первого для меня, а для theBABAorchestra и его лидера (Лорин) Элизабет Баба (не спрашивайте меня, почему имя пишется именно так – так надо, так и ...
Если судить по мнениям критиков, то пик своей карьеры американский джазовый органист Тони Монако переживал в первом десятилетии нового века. Когда-то Монако (р.1959) начинал с аккордеона, но знакомство с музыкой Джимми Смита, у которого он даже брал ...