Keiji Haino / Merzbow / Balazs Pandi - Become The Discovered, Not The Discoverer
18.10.2019
Каждое имя на обложке альбома с длинным названием Become The Discovered, Not The Discoverer, выпущенного лондонским лейблом RareNoise Records – это своя история, свой путь в музыке. Мерзбау, чье настоящее имя звучит, как Масами Акита (р.1956) – икона нойз-музыки, наверное, самый авторитетный в мире музыкант этого жесткого направления. Корни своего творчества он видит в хэви-метал, прог-роке, фри-джазе и, разумеется, в ранней электронной музыке, так как именно электронные устройства – его главное средство самовыражения. Кроме того, Мерзбау – плодовитейший литератор, автор ряда книг и множества статей, посвященных, как правило, разным аспектам искусства, преимущественно авангардного. Его соотечественник Кейджи Хаино (р. 1952) начинал с увлечения авангардным театром, но творчество Doors развернуло его к музыке. Гитарист и вокалист, он участвовал в работе многих групп, в основном аван-прогового и фри-джазового направлений. За долгую карьеру Хаино работал с такими видными представителями авангардного джаза, как Петер Бретцман, Дерек Бэйли, Чарльз Гейл и Джон Зорн. Наконец, венгерский барабанщик Балаш Панди (р. 1983) – настоящий универсал, способный играть музыку любого стиля, а нам хорошо известный по многочисленным записям с разными составами на RareNoise Records и ставший своего рода home drummer’ом для этого лейбла.
Вместе это трио уже записало на RareNoise альбом Untroublesome Defencelessnes в 2016 году. Мне не доводилось его слышать, хотя целый ряд записей Мерзбау и Панди, в том числе совместных, можно найти в архивах jazzquad.ru. Что же до Кейджи Хаино, то ранее с его творчеством встречаться не приходилось. Тем интереснее было познакомиться со сделанной в феврале 2018 года записью, где два японских длинноволосых ветерана и их существенно более молодой венгерский коллега вновь встретились в студии. Как и в предыдущий раз, данный альбом – плод спонтанной импровизации. Как говорит об этой сессии Панди, «Это была 100% импровизация, ничего не добавлялось в пост-продукции, как и обычно, когда мы записываемся вместе. Никаких ограничений, никаких концепций, ничего. Только слышать друг друга и играть». Результатом сессии стали четыре больших, в среднем по четверти часа, импровизационных отрывка, объединенных в две двухчастные сюиты: Become The Discovered, Not The Discoverer и I want to learn how to feel everything in each single breath (оба названия придуманы Кейджи Хаино). Мерзбау помимо электроники использовал в этой сессии гитару, а Хаино, кроме голоса и гитары, впервые в жизни задействовал еще и оказавшуюся в студии бас-гитару. Как, чуть иронично замечает Панди, «в этот момент мы стали похожи на рок-группу».
Но какая уж тут рок-группа! Нойз высокой интенсивности, плотная стена звука, обрушивается на слушателя с первых секунд звучания Become The Discovered, Not The Discoverer. Электронную лавину весьма удачно структурируют и разрежают ударные. Панди очень хорош в этой записи, используя не только типичную аритмию, но и какие-то элементы регулярной игры. Вторая половина альбома, обе части I want to learn how to feel everything in each single breath, выглядят на фоне первой этакой фри-джаз-нойзовой балладой, благодаря заметному снижению интенсивности звука. При этом уровень изобретательности и импровизационной фантазии музыкантов здесь ничуть не меньше – просто его легче воспринимать не очень привычному к столь тотальному музицированию слушателю. Антье Хюбнер, шеф hubtone PR, присылая мне этот линк, писала: «Будь осторожен с музыкой Мерзбау. Это не для каждого уха». Мне остается переадресовать это предупреждение читателю и потенциальному слушателю. Думаю, смелых, любопытных и жаждущих нового и необычного оно не остановит!
Давненько я не слушал Гордона Гудвина и его Big Phat Band! Последний раз это было – страшно сказать – в 2006 году, когда рецензировался альбом The Phat Pack. С тех пор утекло много воды, и, похоже, текла она в «правильном» ...
« Те, кому эти имена уже знакомы, вряд ли пропустят эту новинку от Whaling City Sound, тем же, кто ранее не слышал музыку Эбата и при этом любит straight ahead jazz – стоит послушать очень качественный образчик такой музыки.» Это, ...
Январский 2019 года релиз Bright Idea станет в дискографии Грега Мерфи пятым и вторым под логотипом Whaling City Sound. Предыдущий альбом пианиста Summer Breeze (2016), выпущенный на этом лейбле, рецензировался на наших страницах, и о сложном ...
Этот диск переносит нас в мир джазовой сцены Чикаго. Там всегда происходит много интересного. Вполне подходит под это определение и альбом Stomping Off From Greenwood. Альт-саксофониста Грега Уорда доводилось слышать и раньше в работах чикагских ...
Новый пример того, как в джазе отражаются социальные и политические проблемы. Совсем недавно мы рассказывали об альбоме American Dreamers: Voices of Hope, Music of Freedom биг-бэнда Джона Даверсы. То было яркое музыкальное выступление в поддержку ...
Глубокое ретро с необычной историей, а потому рассказ об этом альбоме приходится начинать издалека. История турецкой диаспоры в Германии отсчитывается с начала 60-х годов прошлого века, когда ФРГ испытывала значительный недостаток рабочей силы, и в ...
Нью-Йорк стал точкой, в которой пересеклись творческие и жизненные пути музыкантов этого квинтета. Басист Ги Дювньо проделал путь из Франции в Нью-Йорк через Бразилию, где он довольно долго жил и работал. Путь в Нью-Йорк для альт-саксофониста Нино ...
Второй раз за этот год ARC Music выпускает альбом Heart of the Dragon Ensemble – работающей в Великобритании китайской группы, исполняющей традиционную китайскую иузыку на традиционных инструментах. В январе это был альбом Chinese Love Songs, ...
Китайский новый год 2019, год желтой земляной свиньи, наступает 5 февраля. Его будет праздновать четверть населения нашей планеты. А 14 февраля, наверное, три четверти жителей планеты Земля так или иначе отметят пришедший из западной традиции день ...
Впервые слушал и впервые представляю нашим читателям канадскую джазовую вокалистку Хэзер Бамбрик. У себя на родине Хэзер – весьма известная фигура. Достаточно сказать, что ее альбом 2017 года You’ll Never Know номинировался на канадский ...
Бельгийский ансамбль Helium Horse Fly возник в 2009 году в Льеже. Вокалистка Мари Билли, гитарист, клавишник и основной композитор группы Стефан Дюпон и басист Димитри Янелло играют в нем с самого начала, а вот барабанщиков с тех пор сменилось ...
Уверен, что этот альбом привлечет многих. Тому есть много причин. Первая – имя лучшего джазового харпера мира на обложке. Немецкий гармошечник с голландскими корнями, живущий ныне в Нью-Йорке, абсолютно справедливо считается наследником ...