Keiji Haino / Merzbow / Balazs Pandi - Become The Discovered, Not The Discoverer
18.10.2019
Каждое имя на обложке альбома с длинным названием Become The Discovered, Not The Discoverer, выпущенного лондонским лейблом RareNoise Records – это своя история, свой путь в музыке. Мерзбау, чье настоящее имя звучит, как Масами Акита (р.1956) – икона нойз-музыки, наверное, самый авторитетный в мире музыкант этого жесткого направления. Корни своего творчества он видит в хэви-метал, прог-роке, фри-джазе и, разумеется, в ранней электронной музыке, так как именно электронные устройства – его главное средство самовыражения. Кроме того, Мерзбау – плодовитейший литератор, автор ряда книг и множества статей, посвященных, как правило, разным аспектам искусства, преимущественно авангардного. Его соотечественник Кейджи Хаино (р. 1952) начинал с увлечения авангардным театром, но творчество Doors развернуло его к музыке. Гитарист и вокалист, он участвовал в работе многих групп, в основном аван-прогового и фри-джазового направлений. За долгую карьеру Хаино работал с такими видными представителями авангардного джаза, как Петер Бретцман, Дерек Бэйли, Чарльз Гейл и Джон Зорн. Наконец, венгерский барабанщик Балаш Панди (р. 1983) – настоящий универсал, способный играть музыку любого стиля, а нам хорошо известный по многочисленным записям с разными составами на RareNoise Records и ставший своего рода home drummer’ом для этого лейбла.
Вместе это трио уже записало на RareNoise альбом Untroublesome Defencelessnes в 2016 году. Мне не доводилось его слышать, хотя целый ряд записей Мерзбау и Панди, в том числе совместных, можно найти в архивах jazzquad.ru. Что же до Кейджи Хаино, то ранее с его творчеством встречаться не приходилось. Тем интереснее было познакомиться со сделанной в феврале 2018 года записью, где два японских длинноволосых ветерана и их существенно более молодой венгерский коллега вновь встретились в студии. Как и в предыдущий раз, данный альбом – плод спонтанной импровизации. Как говорит об этой сессии Панди, «Это была 100% импровизация, ничего не добавлялось в пост-продукции, как и обычно, когда мы записываемся вместе. Никаких ограничений, никаких концепций, ничего. Только слышать друг друга и играть». Результатом сессии стали четыре больших, в среднем по четверти часа, импровизационных отрывка, объединенных в две двухчастные сюиты: Become The Discovered, Not The Discoverer и I want to learn how to feel everything in each single breath (оба названия придуманы Кейджи Хаино). Мерзбау помимо электроники использовал в этой сессии гитару, а Хаино, кроме голоса и гитары, впервые в жизни задействовал еще и оказавшуюся в студии бас-гитару. Как, чуть иронично замечает Панди, «в этот момент мы стали похожи на рок-группу».
Но какая уж тут рок-группа! Нойз высокой интенсивности, плотная стена звука, обрушивается на слушателя с первых секунд звучания Become The Discovered, Not The Discoverer. Электронную лавину весьма удачно структурируют и разрежают ударные. Панди очень хорош в этой записи, используя не только типичную аритмию, но и какие-то элементы регулярной игры. Вторая половина альбома, обе части I want to learn how to feel everything in each single breath, выглядят на фоне первой этакой фри-джаз-нойзовой балладой, благодаря заметному снижению интенсивности звука. При этом уровень изобретательности и импровизационной фантазии музыкантов здесь ничуть не меньше – просто его легче воспринимать не очень привычному к столь тотальному музицированию слушателю. Антье Хюбнер, шеф hubtone PR, присылая мне этот линк, писала: «Будь осторожен с музыкой Мерзбау. Это не для каждого уха». Мне остается переадресовать это предупреждение читателю и потенциальному слушателю. Думаю, смелых, любопытных и жаждущих нового и необычного оно не остановит!
Через два года после своего предыдущего релиза Umbrella Weather (рецензию на него можно найти на сайте) британская группа Led Bib, известная своей очень привлекательной комбинацией элементов нового джаза и прог-рока, выпускает девятый в своей ...
Русская фамилия в названии этого французского ансамбля уже сама по себе привлекает к нему внимание. Но, поверьте, коллектив этот интересен и сам по себе. Октет Les Comptes de Korsakoff работает в городе Шамбери, столице департамента Савойя – ...
В 2019 году специализирующийся на этнической музыке британский лейбл ARC Music проявляет повышенное внимание к музыке Китая. С начала года здесь выходит уже третий альбом этой тематики. Как и ранее, наш сайт с удовольствием представляет своим ...
Когда я читвл письмо Эммы Уоллес из лондонского лейбла Banksville Records, приславшей нам линк на этот альбом, то строки «Это очень-очень-очень (поверь мне – ОЧЕНЬ!!) необычный и смелый вариант исполнения фундаментальной джазовой ...
Необычайно урожайным выдался 2019-й год для камерунского композитора и мультиинструменталиста Фрэнка Бийонга: за один год он пополнил свою дискографию сразу на три альбома (начата она была еще в 2006 году). В 2019-м сначала появился альбом-трибьют ...
And So It Begins совсем не относится к разряду альбомов с так называемой «рождественской музыкой». Но вышло так, что я слушал этот дебютник от Лоис Бруно как раз в преддверие больших праздников конца года, и у меня осталось от этой ...
В 1901 году греческий водолаз обнаружил близ острова Антикитера затонувшее античное судно, где, среди прочих ценнейших артефактов, был поднят наверх некий загадочный механизм: деревянный корпус с циферблатами на двух сторонах и не менее тридцати ...
Благодаря сотрудничеству известного лейбла Dot Time Records с Домом-музеем Луиса Армстронга и Образовательным фондом Луиса Армстронга, в серии «Наследие» компания выпускает уже четвертый по счету альбом с ранее не издававшимися, ...
Итальянский музыкант Лука Ди Луцио – гитарист-универсал. Выпускник консерватории в Ферраре, он играет и на электрической, и на акустической, и на классической гитаре. Он играет в любом стиле: джаз, фанк, босса-нова, блюз, фьюжн и так далее. ...
Аргентинский исследователь звука Лусио Капесе второй раз записывается на петербургском лейбле Intonema Records. Дебютировал он в 2013 году альбомом Music for Flying and Pendulating Speakers, которого мне не довелось услышать, так что Elemental Pulse ...
Американская вокалистка Лин Стенли – превосходный стилист. Я убедился в этом еще пять лет назад, рецензируя ее альбом Potions (From The 50’s), выпущенный в 2014 году. Там Лин великолепно передала атмосферу 50-х годов, исполняя популярные ...
Бывает музыка, которая ложится в рамки определенного стиля, как патрон в обойму. А бывает другая, с которой все наоборот: «сопротивление материала» упорно мешает втиснуть данный проект в узкие стилистические границы. Примерно так обстоит ...