Необычайно урожайным выдался 2019-й год для камерунского композитора и мультиинструменталиста Фрэнка Бийонга: за один год он пополнил свою дискографию сразу на три альбома (начата она была еще в 2006 году). В 2019-м сначала появился альбом-трибьют Карлосу Сантане The Lamp Light and Eye of God, потом – еще один трибьют, уже Сан Ра, Afro Galactic Spaceway (именно на этом проекте произошло знакомство нашего сайта с Бийонгом), и, наконец, представляемый сегодня и увидевший свет 6 декабря на Akhetaton Records альбом Ibolo Ini.
Как и предшественник, Ibolo Ini записывался в студиях камерунских городов Яунде и Дуала, в кенийском Найроби и в Париже. Среди очень большой группы музыкантов из разных стран, участвовавших в записи, мы видим имена, знакомые уже по Afro Galactic Spaceway, но есть и новые, много новых. Lipombe Jazz feat. Franck Biyong, как сказано на обложке альбома, - это конгломерат очень разных людей, молодых и не очень, работающих в самых современных студиях Парижа и никогда не выбиравшихся за пределы своего африканского селения, играющих на синтезаторах и саксофонах и владеющих секретами исполнения на традиционных африканских музыкальных инструментах, одни названия которых завораживают своей экзотикой. Экзотика! Думаю, это слово Франк Бийонг очень не любит. От этого слова попахивает колониальным прошлым, экзотика – это почти всегда «для кого-то». Франк Бийонг пишет и исполняет музыку для себя и своих, в широком смысле, земляков. Музыкант, живший в Габоне, Нигерии и Кот-д’Ивуаре, ставит перед собой нелегкую и дерзкую задачу – создавать музыку Черной Африки, музыку современную, которая не чужда синтезаторов и прочего европейского инструментария, но интегрирует в себя и традиционные инструменты, гармонии и ритмы самых разных африканских народов. Как говорит об Ibolo Ini сам Фрэнк, «мы знали, что произойдет нечто неожиданное, если мы сможем противопоставить друг другу голоса Восточной и Западной Африки в качестве сольных, а центрально-африканский бит станет ритм-секцией ансамбля…»
Результат этого эксперимента – в шести треках альбома, где уже в стартовой Hilolombi вибрирующий голос флейты пробивается сквозь фантастический аккомпанемент из разнообразной перкуссии и пения птиц, а в Nyobe Yebel или Moumie Felix африканские ритмы подвергаются постоянному, как океанский прилив, воздействию синтезаторных волн. Пожалуй, только Ouandie Ernest, особенно в начале, выстроен по законам западной музыки, но неумолчное пение африканских птиц и здесь не дает забыть о реальном месте действия. На мой вкус, идеи Бийонга глубже и амбициознее нигерийского афробита Фелы Кути и его эпигонов. Получат ли они развитие в его дальнейшем творчестве, станет ли его музыка столь же популярной, как упомянутый афробит, покажет будущее. Но пока – очень интересно!
Сумитра – одна из героинь индийского эпоса «Рамаяна». Подозреваю, что родители-индийцы назвали свою дочь Сумитрой именно в честь этого персонажа. Имя броское и для западного уха необычное. В своей артистической карьере Сумитра ...
Джаз и кино всегда шли рядом – они ведь даже почти ровесники по возрасту. Не забудем, что и самый первый в истории звуковой фильм с перекрашенным в темнокожего Элом Джолсоном назывался именно «Певец джаза». И важное место в истории ...
Ти Кей Блю выглядит фантастически (человеку с саксофоном на обложке альбома 66 лет!) и играет соответственно. Этот музыкант карибского происхождения (его родители родом с Ямайки и Тринидада) родился в нью-йоркском районе Бронкс и звали его Юджин ...
Оригинальная обложка альбома Stay Calm, на которой «Давид» Микеланджело представлен одновременно в двух ракурсах, неплохо иллюстрирует основную интригу музыки The Beat Freaks, где многое строится на контрапункте между двумя основными ...
Тот случай, когда сайдмены известно значительно больше, чем создатели проекта. Брайан Линч, Дональд Харрисон, Ральф Питерсон – громкие имена, множество знаменитых партнеров, а объединяет их в данном случае два факта: все трое в разное время ...
Блюз – это черная музыка, кантри – это белая музыка. Так было в Америке когда-то. Но сегодня все совершенно иначе. Уже лет пятьдесят (примерно) блюз играют, и играют классно, как белые, так и темнокожие музыканты. То же можно сказать о ...
Вот и еще одно имя из каталога артистов лейбла Whaling City Sound становится ближе нашим читателям. Гитарист и композитор Джим Робитейл впервые выпустил альбом под названием To Music с этим логотипом еще в далеком 2004 году, и альбом тот оказался ...
Вот и новая встреча с канадским джазовым барабанщиком, бэнд-лидером и композитором Марком Келсо. Это имя не раз появлялось на наших страницах в обзорах канадских джазовых альбомов, в том числе и записанного Келсо в качестве лидера группы The Jazz ...
Лейтесь, песни! Лейтесь над всей планетой песни Питера Гэбриэла и группы Genesis! И хотя группа Genesis уже ушла в историю, а давным-давно расставшийся с ней Гэбриэл увлечен совсем другими проектами, миллионы поклонников одного из самых выдающихся ...
Не знаю, почему американские музыканты избрали для своего коллектива столь невыразительное, как лицо агента спецслужб, стремящегося затеряться в толпе, название. Возможно, дело в том, что все для группы The Session начиналось действительно с ...
Рассказ о своей биографии в информации для прессы музыканты французского ансамбля The Soul Jazz Rebels предваряют цитатой из Би Би Кинга: «Блюз? Это – мать американской музыки. Источник – вот что это такое». И цитата уже сама ...
Шесть лет назад, в интервью с бельгийским гитаристом и композитором Мишелем Дельвилем (оно есть на сайте) я обратил внимание, что в 2019 году ему исполнится пятьдесят и поинтересовался, каких целей он хотел бы достичь к этому времени. Мишель ответил ...