Английское слово summit уже давно и прочно вошло в русский язык и употребляется без всяких кавычек. Можно ли назвать саммитом то, что происходило в минском Музее-мастерской З.И.Азгура 11 декабря 2018 года? Думаю, да. Это был настоящий саммит белорусских пианистов с одним небольшим уточнением: саммит не академических или джазовых пианистов, а музыкантов-импровизаторов. Под эгидой основанного Виктором Семашко еще в 2005 году проекта Fantastic Swimmers в нем участвовали Дарья Богослова («Раса мечтателей»), Максим Ивкин («Балтский субстрат»), Максим Субач (Subtonans), Мишель Дайлида ("Голос Кинчева") и Илья Сивцов, а также сам Виктор Семашко – мультиинструменталист, в данном случае выступивший в качестве пианиста.
Запись этого необычного концерта велась, и была конвертирована уже в году текущем сначала в EP Over Beet, где каждый из участников импровизировал на темы из музыки Людвига Ван Бетховена, а 23 марта на болгарском сетевом лейбле Mahorka вышел уже большего формата альбом Fantastic Swimmers под названием Piano Concert # 1. Если Over Beet был, так сказать, импровизацией на заданную тему, то в Piano Concert # 1 уже никаких заданных тем нет. Каждый из шести пианистов оставался перед клавиатурой с багажом своего опыта, своих пристрастий и своей творческой фантазии. Два круга прошли музыканты, поочередно сменяя друг друга за инструментом. Таким образом, у каждого была возможность высказаться дважды. В целом, «второй круг» мне показался более живым и эмоциональным, казалось, музыканты вначале как следует «разогрелись», привыкли к необычному формату, и уж «во второй попытке» раскрылись еще ярче. Еще – это потому что и первый круг дал целый ряд ярких импровизаций.
Не стану разбирать эти двух-трехминутные импровизационные реплики каждого. Скажу только, что в зависимости от собственных вкусов и собственной фантазии (да-да, слушательской фантазии!) здесь можно найти массу любопытного. На мой вкус, в одном из эпизодов Лист встретился с Сесилом Тейлором, в другом Дебюсси – с Джелли Ролл Мортоном, а еще один мне напомнил почему-то молодого и дерзкого Шостаковича 20-х годов. В нескольких импровизациях пианисты словно превращались в таперов, играющих саундтрек к некоему немому фильму, а в одном случае услышалось нечто квази-этническое. Но – самое приятное: получился действительно фортепьянный концерт (с многообещающим номером 1). Все шестеро продемонстрировали умение слушать друг друга и продолжать (хотя и совсем по-иному, по-своему) реплику предшественника. Ну, и, разумеется, эмоциональность, присутствовавшая во всех без исключения двенадцати частях этого в высшей степени необычного концерта.
Очень редкий формат! Могу припомнить только блистательные саммиты ведущих джазовых скрипачей, записанные MPS в конце 60-х и сравнительно недавно переизданные в сетевом варианте. А для отечественной импровизационной музыки это, по-моему, первый такой эксперимент. «Фантастические пловцы» вошли в совершенно незнакомую доселе воду и вполне успешно справились с «заплывом». Не упустите возможность за ним проследить.
Имя пианиста и композитора Билла О’Конелла, ветерана нью-йоркской джазовой сцены, не раз появлялось на наших электронных страницах – и соло (Monk’s Cha-Cha, Savant, 2017), и в дуэте с саксофонистом Стивом Слеглом (Power Of Two, ...
Брайтон, английский город на побережье Ла-Манша, подарил видевшей всякое британской сцене весьма оригинальный коллектив под не менее оригинальным названием Birdeatsbaby. Историю свою эта группа ведет со времен знакомства двух своих основоположников: ...
История этого проекта, отраженная на обложке альбома, многослойна, как русская матрешка. Начнем, с того, что есть такой американец по имени Джеймс Байфилд. Талантливый музыкант, он сочиняет песни, делает аранжировки – на обложке так и указано: ...
67-летний мультиинструменталист Боб Шеппард – заслуженный ветеран американского джаза. Список его партнеров по записям и выступлениям впечатляет. Отличный студийный музыкант и надежный сайдмен, Шеппард восемь лет работал с Фредди Хаббардом, ...
Молодые. Амбициозные. Энергичные. Так я бы охарактеризовал четверку чикагских музыкантов, сплотившуюся в ансамбле Bonzo Squad. Ядро этого коллектива – саксофонист Корбин Эндрик и ударник Зак Маркс. Вместе они играли в фанк-соул группе Bumpus, затем ...
C играющей на таком не самом распространенном в любом музыкальном направлении инструменте, как арфа, американкой Брэнди Янгер мы впервые познакомились три года назад, когда в поле внимания сайта попал ее альбом Wax & Wane (2016). В начале июня 2019 ...
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!» - писал классик русской поэзии. И это хрестоматийное выражение вспоминаешь, знакомясь с дебютным альбомом американского джазового саксофониста Брента Биркхэда. Брент – молодой музыкант, ...
Право, странно говорить о новом альбоме лауреата Грэмми и лучшего трубача 2017 года по версии Ассоциации джазовых журналистов, как о дебюте. Тем не менее, для Брайана Линча представляемый альбом, который вполне может стать одним из самых заметных ...
Камера обскура – инструмент простой и, в то же время, очень древний. Она служит для получения оптического изображения предметов. Итальянские электронщики Марко Валенти и Эуженио Мацца объединили свои усилия в проекте с таким названием и ...
Первая для меня и для нашего сайта встреча с творчеством итальянского музыканта Карло Барбагалло. Он сицилиец, музыкой занимается с юных лет, одновременно участвует в проектах различной стилистической направленности: играет в американской рок-группе ...
Даже странно, что имя Кэрол Сюдхальтер впервые попало на наши страницы. Эта дама играет джаз уже очень давно и хорошо известна на джазовой сцене Нью-Йорка – самой большой джазовой сцене мира. Родом Кэрол из Новой Англии, выросла в музыкальной ...
Кэролин Ли Джонс, вокалистка из Далласа, Техас, обычно выступает в сопровождении своего ансамбля, который называется Fresh Vintage Jazz Ensemble. Этот оксюморон, Fresh Vintage, довольно точно передает характер репертуара вокалистки и ту нишу, ...