Английское слово summit уже давно и прочно вошло в русский язык и употребляется без всяких кавычек. Можно ли назвать саммитом то, что происходило в минском Музее-мастерской З.И.Азгура 11 декабря 2018 года? Думаю, да. Это был настоящий саммит белорусских пианистов с одним небольшим уточнением: саммит не академических или джазовых пианистов, а музыкантов-импровизаторов. Под эгидой основанного Виктором Семашко еще в 2005 году проекта Fantastic Swimmers в нем участвовали Дарья Богослова («Раса мечтателей»), Максим Ивкин («Балтский субстрат»), Максим Субач (Subtonans), Мишель Дайлида ("Голос Кинчева") и Илья Сивцов, а также сам Виктор Семашко – мультиинструменталист, в данном случае выступивший в качестве пианиста.
Запись этого необычного концерта велась, и была конвертирована уже в году текущем сначала в EP Over Beet, где каждый из участников импровизировал на темы из музыки Людвига Ван Бетховена, а 23 марта на болгарском сетевом лейбле Mahorka вышел уже большего формата альбом Fantastic Swimmers под названием Piano Concert # 1. Если Over Beet был, так сказать, импровизацией на заданную тему, то в Piano Concert # 1 уже никаких заданных тем нет. Каждый из шести пианистов оставался перед клавиатурой с багажом своего опыта, своих пристрастий и своей творческой фантазии. Два круга прошли музыканты, поочередно сменяя друг друга за инструментом. Таким образом, у каждого была возможность высказаться дважды. В целом, «второй круг» мне показался более живым и эмоциональным, казалось, музыканты вначале как следует «разогрелись», привыкли к необычному формату, и уж «во второй попытке» раскрылись еще ярче. Еще – это потому что и первый круг дал целый ряд ярких импровизаций.
Не стану разбирать эти двух-трехминутные импровизационные реплики каждого. Скажу только, что в зависимости от собственных вкусов и собственной фантазии (да-да, слушательской фантазии!) здесь можно найти массу любопытного. На мой вкус, в одном из эпизодов Лист встретился с Сесилом Тейлором, в другом Дебюсси – с Джелли Ролл Мортоном, а еще один мне напомнил почему-то молодого и дерзкого Шостаковича 20-х годов. В нескольких импровизациях пианисты словно превращались в таперов, играющих саундтрек к некоему немому фильму, а в одном случае услышалось нечто квази-этническое. Но – самое приятное: получился действительно фортепьянный концерт (с многообещающим номером 1). Все шестеро продемонстрировали умение слушать друг друга и продолжать (хотя и совсем по-иному, по-своему) реплику предшественника. Ну, и, разумеется, эмоциональность, присутствовавшая во всех без исключения двенадцати частях этого в высшей степени необычного концерта.
Очень редкий формат! Могу припомнить только блистательные саммиты ведущих джазовых скрипачей, записанные MPS в конце 60-х и сравнительно недавно переизданные в сетевом варианте. А для отечественной импровизационной музыки это, по-моему, первый такой эксперимент. «Фантастические пловцы» вошли в совершенно незнакомую доселе воду и вполне успешно справились с «заплывом». Не упустите возможность за ним проследить.
Только две фамилии фигурируют среди участников записи альбома Upside Down от Claudio Scolari Project: Сколари и Кавалька. Если я не ошибаюсь, каждую из фамилий представляют два поколения одной музыкальной семьи. А начиналось все со встречи двух ...
«Брайан Эно повстречал Beastie Boys в Мумбаи и они провели оживленную дискуссию об Элис Колтрейн». «Экспериментальный примальный панковский крик встречается с world music, с прогом, джазом и Далай-Ламой…и я не ...
Сосредоточен и неулыбчив канадский барабанщик и композитор Кертис Новосад на строгой обложке своего нового альбома. Собственным именем чаще называют дебютники, для Новосада же данный альбом – уже третий по счету. Свои первые два альбома Кертис ...
Израильско-чилийский джазовый альянс в Нью-Йорке: так можно охарактеризовать новый (четвертый по счету) альбом пианиста и композитора Даниэля Мерона. Этот музыкант родился в Израиле и приобщался к джазу в главном местном святилище - Rimon School of ...
Первое знакомство с творчеством итальянской виолончелистки с бразильскими корнями Даниэлы Савольди пришлось на ее второй альбом. Даниэла живет и работает в Брешии. Осваивать игру на виолончели она начала в десятилетнем возрасте, и это стало делом ее ...
Новая работа профессора Беркли и трубача-новатора Даррена Баррета Mr. Steiner выглядит развитием его двухлетней давности альбома The Opener, о котором можно почитать на нашем сайте. Между ними был еще один проект, Time For Romance: But Beautiful ...
Этот релиз знаменует собой определенную веху для московского лейбла ТОПОТ Records. Впервые в каталоге компании появилась запись музыкантов не из России. Сделана она была летом 2017 года на фестивале Konfrontationen в городе Никельсдорф в Австрии и ...
Пять лет назад, в 2015 году, мы публиковали обзор второго альбома американского пианиста и композитора Дэйва Басса NYC Sessions. На календаре – год 2019-й, известный независимый лейбл из Нью-Бедфорда Whaling City Sound вновь издает альбом ...
13 августа исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося английского джазового пианиста Джорджа Ширинга (1919-2011). Учение лондонской школы для слепых детей сделал блестящую карьеру на родине джаза, в Штатах, что само по себе достижение для ...
Жил и работал в Тампе, штат Флорида джазовый барабабанщик Дэйв Рудольф. Вообще-то он родом с Севера, из Питтсбурга. Там впервые в одиннадцатилетнем возрасте Дэйв сел за ударную установку, играя, естественно, рок. Но уже в 17 лет, услышав волшебную ...
В третий раз доводится мне встречаться с работами американского музыканта Дэйва Солджера (он же – Дэвид Сульцер, видный ученый-психоневролог из Колумбийского университета), и он каждый раз поражает необычностью, фантазией и креативностью своих ...
Без всяких календарей, по одному появлению в редакционной почте линков к новым альбомам с рождественской музыкой можно судить о приближении больших праздников конца года. О, рождественская музыка – это совершенно особая ниша, и творцы, в ней ...