Английское слово summit уже давно и прочно вошло в русский язык и употребляется без всяких кавычек. Можно ли назвать саммитом то, что происходило в минском Музее-мастерской З.И.Азгура 11 декабря 2018 года? Думаю, да. Это был настоящий саммит белорусских пианистов с одним небольшим уточнением: саммит не академических или джазовых пианистов, а музыкантов-импровизаторов. Под эгидой основанного Виктором Семашко еще в 2005 году проекта Fantastic Swimmers в нем участвовали Дарья Богослова («Раса мечтателей»), Максим Ивкин («Балтский субстрат»), Максим Субач (Subtonans), Мишель Дайлида ("Голос Кинчева") и Илья Сивцов, а также сам Виктор Семашко – мультиинструменталист, в данном случае выступивший в качестве пианиста.
Запись этого необычного концерта велась, и была конвертирована уже в году текущем сначала в EP Over Beet, где каждый из участников импровизировал на темы из музыки Людвига Ван Бетховена, а 23 марта на болгарском сетевом лейбле Mahorka вышел уже большего формата альбом Fantastic Swimmers под названием Piano Concert # 1. Если Over Beet был, так сказать, импровизацией на заданную тему, то в Piano Concert # 1 уже никаких заданных тем нет. Каждый из шести пианистов оставался перед клавиатурой с багажом своего опыта, своих пристрастий и своей творческой фантазии. Два круга прошли музыканты, поочередно сменяя друг друга за инструментом. Таким образом, у каждого была возможность высказаться дважды. В целом, «второй круг» мне показался более живым и эмоциональным, казалось, музыканты вначале как следует «разогрелись», привыкли к необычному формату, и уж «во второй попытке» раскрылись еще ярче. Еще – это потому что и первый круг дал целый ряд ярких импровизаций.
Не стану разбирать эти двух-трехминутные импровизационные реплики каждого. Скажу только, что в зависимости от собственных вкусов и собственной фантазии (да-да, слушательской фантазии!) здесь можно найти массу любопытного. На мой вкус, в одном из эпизодов Лист встретился с Сесилом Тейлором, в другом Дебюсси – с Джелли Ролл Мортоном, а еще один мне напомнил почему-то молодого и дерзкого Шостаковича 20-х годов. В нескольких импровизациях пианисты словно превращались в таперов, играющих саундтрек к некоему немому фильму, а в одном случае услышалось нечто квази-этническое. Но – самое приятное: получился действительно фортепьянный концерт (с многообещающим номером 1). Все шестеро продемонстрировали умение слушать друг друга и продолжать (хотя и совсем по-иному, по-своему) реплику предшественника. Ну, и, разумеется, эмоциональность, присутствовавшая во всех без исключения двенадцати частях этого в высшей степени необычного концерта.
Очень редкий формат! Могу припомнить только блистательные саммиты ведущих джазовых скрипачей, записанные MPS в конце 60-х и сравнительно недавно переизданные в сетевом варианте. А для отечественной импровизационной музыки это, по-моему, первый такой эксперимент. «Фантастические пловцы» вошли в совершенно незнакомую доселе воду и вполне успешно справились с «заплывом». Не упустите возможность за ним проследить.
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...
Оги Хаас поет и играет на трубе. Как Армстронг. Но, конечно же, совсем по-другому. Оги родился и вырос в Милуоки, Висконсин, секреты музыкального искусства постигал в Чикаго и Майами, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. В рамках своей карьеры ...
Итальянский баритон-саксофонист из Апулии (городок Барлетта) Джузеппе Доронцо, турецкий басист из Стамбула Эсат Экинчиоглу и швейцарский перкуссионист из Цюриха Пино Базиле – все они сегодня живут и работают в Нидерландах и основали здесь, в ...
«В джазовом море, изобилующем дерзкими, стремительными и совершенно беспощадными молодыми тенор-саксофонистами, Бен Флокс – это тот, на кого стоит обратить внимание. Его отличают терпение и страстность, прямота и добросердечие. Он не ...
Интересная биография у пианиста и композитора Бена Винкельмана. По рождению он – американец, потомок еврейских эмигрантиов из Румынии: появился на свет в Юджине, Орегон, с 2010 года живет в Нью-Йорке, а вот рос, формировался, как личность и ...
Американский гитарист с юга Техаса, из Сан-Антонио, Берни Мора назвал свежий альбом своей группы Tangent весьма скромно: No Agenda, что в переводе означает «Без повестки дня» (так называется и одна из композиций этой девятитрековой ...
Бетти Брайант или «Кул Мисс Би» (Cool Miss B), как ее называют фэны и друзья-музыканты, перешагнула восьмидесятивосьмилетний рубеж в прошлом году. Она – джазовая певица, композитор и пианистка. А сколько клавиш у фортепьяно? ...
Энергия, которой дышит этот коллектив, начинает себя проявлять уже в названиях. Big Beat – так просто, в лоб, без экивоков, назвали музыканты свой биг-бэнд. А название дебютного альбома выглядит просто как реклама использования музыки в ...