Английское слово summit уже давно и прочно вошло в русский язык и употребляется без всяких кавычек. Можно ли назвать саммитом то, что происходило в минском Музее-мастерской З.И.Азгура 11 декабря 2018 года? Думаю, да. Это был настоящий саммит белорусских пианистов с одним небольшим уточнением: саммит не академических или джазовых пианистов, а музыкантов-импровизаторов. Под эгидой основанного Виктором Семашко еще в 2005 году проекта Fantastic Swimmers в нем участвовали Дарья Богослова («Раса мечтателей»), Максим Ивкин («Балтский субстрат»), Максим Субач (Subtonans), Мишель Дайлида ("Голос Кинчева") и Илья Сивцов, а также сам Виктор Семашко – мультиинструменталист, в данном случае выступивший в качестве пианиста.
Запись этого необычного концерта велась, и была конвертирована уже в году текущем сначала в EP Over Beet, где каждый из участников импровизировал на темы из музыки Людвига Ван Бетховена, а 23 марта на болгарском сетевом лейбле Mahorka вышел уже большего формата альбом Fantastic Swimmers под названием Piano Concert # 1. Если Over Beet был, так сказать, импровизацией на заданную тему, то в Piano Concert # 1 уже никаких заданных тем нет. Каждый из шести пианистов оставался перед клавиатурой с багажом своего опыта, своих пристрастий и своей творческой фантазии. Два круга прошли музыканты, поочередно сменяя друг друга за инструментом. Таким образом, у каждого была возможность высказаться дважды. В целом, «второй круг» мне показался более живым и эмоциональным, казалось, музыканты вначале как следует «разогрелись», привыкли к необычному формату, и уж «во второй попытке» раскрылись еще ярче. Еще – это потому что и первый круг дал целый ряд ярких импровизаций.
Не стану разбирать эти двух-трехминутные импровизационные реплики каждого. Скажу только, что в зависимости от собственных вкусов и собственной фантазии (да-да, слушательской фантазии!) здесь можно найти массу любопытного. На мой вкус, в одном из эпизодов Лист встретился с Сесилом Тейлором, в другом Дебюсси – с Джелли Ролл Мортоном, а еще один мне напомнил почему-то молодого и дерзкого Шостаковича 20-х годов. В нескольких импровизациях пианисты словно превращались в таперов, играющих саундтрек к некоему немому фильму, а в одном случае услышалось нечто квази-этническое. Но – самое приятное: получился действительно фортепьянный концерт (с многообещающим номером 1). Все шестеро продемонстрировали умение слушать друг друга и продолжать (хотя и совсем по-иному, по-своему) реплику предшественника. Ну, и, разумеется, эмоциональность, присутствовавшая во всех без исключения двенадцати частях этого в высшей степени необычного концерта.
Очень редкий формат! Могу припомнить только блистательные саммиты ведущих джазовых скрипачей, записанные MPS в конце 60-х и сравнительно недавно переизданные в сетевом варианте. А для отечественной импровизационной музыки это, по-моему, первый такой эксперимент. «Фантастические пловцы» вошли в совершенно незнакомую доселе воду и вполне успешно справились с «заплывом». Не упустите возможность за ним проследить.
Израильско-американский музыкант Орэн Эткин – не только высококлассный джазмен (критики DownBeat в своем ежегодном опросе ставили его на первое место в номинации «кларнет» среди «восходящих звезд джаза»), но и ...
Őzgűr по-турецки означает «свободный» или «вольный», и именно это слово, являющееся одновременно частью его имени, Орхан Озгюр Туран (р.1984) избрал в качестве названия своего первого сольного ЕР. Орхан – вокалист и ...
«…Love The Moment – это мастер-класс в латинском джазе от одного из самых важных представителей этого жанра». С этой фразой из пресс-релиза к альбому Оскара Эрнандеса и Alma Libre трудно не согласиться. Пианист и композитор ...
Для начала разберемся с двуязычным названием. Загадочное английское Otava Yo – это название русского фольклорного ансамбля из Санкт-Петербурга, которое в оригинале звучит, как «Отава Ё», где редко употребляемое слово ...
Выпуску этого альбома предшествовала долгая студийная работа: с августа 2018 года по март 2019 года в одной из израильских студий Пабло Эмбон работал над записью альбома Reminiscent Moods. Оно и не удивительно: Эмбон все делает сам. В Reminiscent ...
Басист и композитор Пабло Ланугер – заметная фигура в аргентинской музыкальной диаспоре Нью-Йорка. Родом он из Буэнос-Айреса, там же получил музыкальное образование. В Нью-Йорке, где он живет и работает с 2013 года, Пабло получил опыт ...
Встреча с очень интересным музыкантом ждет слушателя под броской обложкой альбома с расчлененной женщиной-манекеном. Гитарист и композитор из Турина Паоло Спаккамонти за последние десять лет стал весьма заметной фигурой на музыкальной сцене Италии. ...
Американский пианист Пат Баттстоун, чье имя уже не раз появлялось на наших страницах, весьма последователен в своем новом проекте The Last Taxi: New Destinations. Он продолжает серию записей, объединенных общим названием The Last Taxi, продолжает ...
За последние два года американский пианист-импровизатор Пат Баттстоун прочно прописался в каталоге авангардного лондонского лейбла Leo Records. Представляемый сегодня альбом Dream Notes – уже третий под этим логотипом и, как и его ...
…Четкий регулярный ритм почти фанкового характера, бас-гитара, работает, как часы, не отстают, а подчас и «забегают вперед» ударные – и на фоне этого драйва звучат довольно абстрактные, но, несомненно, интересные ...
Любопытно следить за изменением форматов составов, в которых записывают свои альбомы английские гитаристы Пит Оксли и Николас Мейер (швейцарец по происхождению, уже давно живущий в Англии). Мы познакомились с этими мастерами на их втором альбоме ...
Один из старейших и знаменитейших в американской истории городов (здесь была провозглашена Декларация Независимости), Филадельфия никогда не была, положа руку на сердце, крупнейшим джазовым центром, подобно Нью-Йорку, Новому Орлеану или Чикаго. Но, ...