Впервые на наших страницах появляется имя французского джазового пианиста и композитора Франка Амсалема, поэтому сначала немного о нем. Амсалем (р.1961) родился в Оране, на территории тогдашнего Французского Алжира, но детство провел в Ницце, где, уже в семь лет начал играть на фортепьяно. Благодаря ежегодному джазовому фестивалю в Ницце, он еще подростком начал слушать многих грандов мирового джаза и полюбил эту музыку. В 1976 году состоялся его дебют на профессиональной сцене. В 1981 году Амсалем отправился углублять свои джазовые познания в знаменитый бостонский колледж Беркли, а затем, через два года, перебрался в Нью-Йорк, где получил степень по композиции в Manhattan School Of Music и интенсивно работал в разных составах и с разными партнерами, в том числе такими, как Маллиген, Рэдмен, Харгрув и многими другими, составляющими цвет американского джаза. Свой первый альбом в качестве лидера Франк записал в 1990 году и с тех пор его дискография заметно выросла. С 2001 года Амсалем вновь работает во Франции и живет в Париже.
Gotham Goodbye – первый альбом Амсалема с его новым квартетом, в который вошли музыканты разных поколений и из разных стран. Кубинский саксофонист Ирвин Акао (р.1977) – опытный музыкант с большим опытом работы в латинском джазе и не только, перебравшийся в Париж годом позже самого Франка. Ритм-группу составляют более молодые, но уже тоже весьма искушенные музыканты: живущий в Париже шведский басист Виктор Нюберг (р.1989) и французский ударник Готье Гарриг (р. 1987).
Программу альбома составили девять треков, восемь из которых сочинил сам лидер квартета во всеоружии своего богатого опыта, прекрасного знания языка современного джаза и собственных креативных идей. Стилистически Амсалем предлагает слушателям изысканный и современный мэйнстрим-джаз, обогащенный и элементами фанка, и влиянием модального джаза, и постоянно присутствующим в его пьесах упругим свингом. Программу он выстроил по приципу чередования «горячих» треков и медленных баллад, причем и те, и другие весьма впечатляют. Открывает альбом исполненная с отличным свингом композиция From Two To Five, где интро исполняет на тенор-саксофоне Акао, а основную тему с эффектным соло ведет Амсалем.В титульной композиции Gotham Goodbye Акао демонстрирует, что нельзя был выбран Франком на роль второго солиста в этом проекте: на мой вкус, это лучшая его партия во всем альбоме. А мощный грув пьесы Baton Rouge делает ее в моих глазах одной из вершин альбома. Хороши также Standard Form с небольшим, но ярким соло Нюберга и перкликающаяся со стартовой композиция From Twelve To Four все с тем же победоносным свингом. Не менее интересна и вторая группа треков. A Night In Ashland – эмоциональная и очень красивая баллада, где основную линию ведут фортепьяно и контрабас, передавая коду тенор-саксофону. Воспоминанием о годах, проведенных в Штатах, выглядит единственный кавер, стандарт Арлена и Харбурга Last Night When We Were Young, где одинаково хороши и сам Амсалем, и Акао. Не знаю, кому посвятил Франк свою композицию In Memoriam, но эта пьеса трогает до глубины души. Суровый звук контрабаса воспринимается, как удары судьбы, в то время, как линии фортепьяно и затем саксофона – это сама жизнь, которую вспоминает автор. Резюме? Оно напрашивается: Франк Амсалем – несомненно один из лидеров современного французского мэйнстрим-джаза. Те, кто услышит, этот альбом, думаю, со мной согласятся, а видео дает к тому дополнительные аргументы.
Все последние десятилетия название страны «Ирак» в массовом сознании ассоциируется прежде всего с войной, насилием, фанатизмом, тысячами погибших невинных людей и тысячами беженцев. Меньше всего оно ассоциируется с культурой, а если да, ...
Межконтинентальными бывают не только ракеты, но и музыкальные ансамбли. Межконтинентальные ракеты – это, в потенциале, разрушения, гибель людей и даже всей цивилизации, словом, горе. А вот межконтинентальный ансамбль – совсем другое ...
Это будет достаточно странная рецензия, потому что информация о создателе этого проекта крайне скудна. Нет подробностей на конверте альбома: только названия треков и краткий эпиграф(?) в виде диалога: «Что это такое? Это были деревья… ...
Когда речь заходит о японском джазе, обычно представляют себе нечто, густо приправленное этникой или безюашенный радикальный авангард, до которого японцы тоже большие мастера. Но вот барабанщик Акира Тана (р.1952) сумел завоевать заслуженную ...
О тритоново-минималистских подвигах швейцарской группы Sonar, как в своем изначальном составе, так и с участием Дэвида Торна и Билла Ласуэлла мы немало писали в последнее время. А сегодня у нас на сайте гостит другая швейцарская команда, тоже ...
Пианист и композитор Алан Розенталь начал играть джаз не вчера – это видно по фотографии на обложке. Уроженец Нью-Йорка, он начинал еще ребенком с академической музыки и обучался игре на фортепьяно и композиции. Джазом Алан увлекся уже в ...
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...