nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Der Finger - Le cinque stagioni

Der Finger - Le cinque stagioni  Московский дуэт импровизационной музыки Der Finger, за творчеством которого наш сайт уже давно и с неизменным интересом наблюдает, весьма последователен в своем развитии. Серия любопытнейших альбомов, объединенных темой «Бестиарий» сменилась в прошлом году темой Времени с выпуском посвященного Стивену Хокингу очень яркого (если такое определение уместно при мрачноватом «дарк-джазовом» контенте музыки группы) альбома Das Zeit. И вот, в самом начале 2019-го, Der Finger вновь обращается к теме времени, но уже с несколько иного ракурса: знакомимся с Le cinque stagioni («Пять времен года»). Впервые своему проекту Антон Ефимов и Евгения Сивкова дали название на итальянском, а не на «родном» для группы немецком – это, скорее всего, дань уважения издавшему альбом лейблу Toten Schwan Records (итальянскому, но все же с немецким мрачно-романтичным названием: «Мертвый лебедь»).

Почему времен года стало вдруг пять? Здесь придется сделать литературно-историческое отступление. В конце XVIII века баварский профессор и вольнодумец-«прогрессист» Адам Вейсгаупт основал тайное «Общество баварских иллюминатов», по своим взглядам близкое к масонству. Общество было вскоре запрещено властями Баварии, но любители конспирологии утверждают, что иллюминаты, как и масоны, действуют и в наши дни, стремясь к власти над миром. Эту идею использовал американский писатель Роберт Антон Уилсон, написавший в 1969-71 годах в соавторстве с Робертом Ши роман-трилогию в пяти книгах «Иллюминатус!». Среди прочего, Уилсон описывает там так называемый «иллюминатский календарь», в котором и введено понятие пяти времен года, каждое из которых длится 73 дня. Они носят немецкие названия Verwirrung - Zweitracht - Unordnung - Beamtenherrschaft – Realpolitik, ставшие названиями пяти треков альбома Le cinque stagioni. Как обычно у Der Finger, предпослан альбому и эпиграф-притча от Евгении Сивковой. Выглядит он так: "На высоком холме зацвела дикая яблоня. Насекомые окружали ее. Они питались желанной пыльцой, а дерево наливалось плодами. Дул сильный ветер. Он сбрасывал яблоки. Те катились в разные стороны вниз. Внутри них рождались черви. Съедая плоды, они выбирались наружу, где их ждали голодные птицы. Собирая червей, стаи летели к гнёздам. А под холмом вырастали сады." Пищевые цепочки, вечный круговорот жизни и смерти, а, в конечном счете, опять-таки круговорот времени…

Так выглядит, назовем это, «идеологическая надстройка» альбома. А теперь, в соответствии с вечно живым учением, перейдем к «базису», то есть непосредственно к музыке. Первым тут обнаруживаешь тот очевидный факт, что в Le cinque stagioni ансамбль из дуэта превратился в трио. Нет, отец Евгении, известный фриджазовый саксофонист Эдуард Сивков, и раньше эпизодически участвовал в выступлениях и записях Der Finger. Но в этом альбоме его роль в организации саунда группы просто невозможно переоценить. С первого же трека Verwirrung низкий, выразительный и в то же время гибкий голос его бас-кларнета «продирается» сквозь хаос, нагнетаемый бас-гитарой, ударными и спец-эффектами, и неотвратимо "гнет свою линию", невзирая на жалобные «вопли» саксофона Евгении. В последующем, и на бас-кларнете, и в «семейном» дуэте саксофонов, Эдуард Сивков показывает высочайший класс импровизации. И, конечно же, вишенкой на торте выглядит его игра на бас-домре в финальном треке Realpolitik, где акустическая линия этого достаточно редкого инструмента словно диктует, подчиняет себе ритмические метаморфозы. Пожалуй, никогда раньше столь мощно и разнообразно не выглядел в саунде группы и арсенал эффектов (респект Антону), а полиритмия ударных (аналогично – Евгении) не оказывала столь сильного влияния на развитие композиций.

Все они выдержаны, по сути, в похожем, дарк-джазовом авангардном ключе, но, несмотря на немалый объем (самая короткая – почти восемь, самая длинная – за двадцать минут), несмотря на сложный, требующий постоянного внимания, характер музыки, резкая и сочная, как у фовистов, палитра звуковых красок и мастерство всех участников проекта, делает , на мой взгляд, Le cinque stagioni одним из наиболее фундаментальных (наряду со своим предшественником) проектов в уже немаленькой дискографии Der Finger. Коллектив явно вышел на новый качественный уровень, и мне даже трудно предположить, к каким высотам он устремится завтра. Вовсе не стремился написать панегирик Der Finger, но, похоже, оказался близок к этому. Что делать - Le cinque stagioni действительно очень понравился. Год только начался, впереди еще много интересных альбомов, но, уверен, для меня, во «внутреннем рейтинге», этот станет одним из фаворитов года.

© & (p) 2019 Toten Schwan Records

5 tks / 76 mins

(Anton Efimov – bass g, effects; Evgenia Sivkova – dr, sax; Edward Sivkov – bass cl, sax, bass domra;)

Линк предоставлен Der Finger

P.S. небольшое дополнение от авторов: "...название Le cinque stagioni и притча на итальянском (как оформлено на диске), появились у нас до того, как мы в принципе узнали о существовании лейбла Toten Schwan Records и связались с ним, скорее как аллюзия на "Времена года " Вивальди (к которым отсылает и начало альбома)".

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2019 г.

  • стиль: джаз
Этот релиз знаменует собой определенную веху для московского лейбла ТОПОТ Records. Впервые в каталоге компании появилась запись музыкантов не из России. Сделана она была летом 2017 года на фестивале Konfrontationen в городе Никельсдорф в Австрии и ...
  • стиль: джаз
Пять лет назад, в 2015 году, мы публиковали обзор второго альбома американского пианиста и композитора Дэйва Басса NYC Sessions. На календаре – год 2019-й, известный независимый лейбл из Нью-Бедфорда Whaling City Sound вновь издает альбом ...
  • стиль: джаз
13 августа исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося английского джазового пианиста Джорджа Ширинга (1919-2011). Учение лондонской школы для слепых детей сделал блестящую карьеру на родине джаза, в Штатах, что само по себе достижение для ...
  • стиль: джаз, джаз
Жил и работал в Тампе, штат Флорида джазовый барабабанщик Дэйв Рудольф. Вообще-то он родом с Севера, из Питтсбурга. Там впервые в одиннадцатилетнем возрасте Дэйв сел за ударную установку, играя, естественно, рок. Но уже в 17 лет, услышав волшебную ...
  • стиль: этно
В третий раз доводится мне встречаться с работами американского музыканта Дэйва Солджера (он же – Дэвид Сульцер, видный ученый-психоневролог из Колумбийского университета), и он каждый раз поражает необычностью, фантазией и креативностью своих ...
  • стиль: джаз
Без всяких календарей, по одному появлению в редакционной почте линков к новым альбомам с рождественской музыкой можно судить о приближении больших праздников конца года. О, рождественская музыка – это совершенно особая ниша, и творцы, в ней ...
  • стиль: джаз, джаз
«Дэйв, нам надо завершить трилогию!» - сказал мне Стефон Харрис, когда мы вместе ехали на очередной концерт прошлым летом. Мы записали Eight Track с моим рабочим трио, состоящим из Джареда Голда и МакКленти Хантера еще в 2013 году, и ...
  • стиль: джаз, джаз
У них очень неплохое настроение, у этой команды мужчин среднего возраста на обложке альбома Stories Told. Понятно: обложечное фото, «скажите «чи-и-з», но, тем не менее, почти физически ощущаешь, что это люди не случайные, а ...
  • стиль: джаз
Когда у человека за плечами сорок лет карьеры, а в списке его партнеров значатся имена Диззи Гиллеспи, Андре Превина, Фила Вудса, Шейлы Джордан и Хэнка Джонса, говорить об уровне его мастерства излишне. Другой вопрос, что американский басист Дэвид ...
  • стиль: джаз, джаз
Что такое концертный альбом, какой драйв испытывают музыканты и какой мощи энергетика транслируется со сцены даже через компакт-диск, думаю, объяснять не надо. И все это надо возвести в степень, когда звучит музыка Майлса Дэвиса его ...
  • стиль: джаз, джаз
Творчество петербургской группы Dead Frank может нравиться или не нравиться, ее музыка может «цеплять» или «не цеплять», но когда по релизам коллектива следишь за его творчеством уже несколько лет, как это делает наш сайт ...
  • стиль: этно
В принципе, австралийские исполнители проходили через наш «CD-Обзор», и в немалом количестве. Но сегодняшний случай – особый. Потому что впервые мы представляем альбом представительницы коренного населения Австралии. Дилайн Бриско ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com