Московский дуэт импровизационной музыки Der Finger, за творчеством которого наш сайт уже давно и с неизменным интересом наблюдает, весьма последователен в своем развитии. Серия любопытнейших альбомов, объединенных темой «Бестиарий» сменилась в прошлом году темой Времени с выпуском посвященного Стивену Хокингу очень яркого (если такое определение уместно при мрачноватом «дарк-джазовом» контенте музыки группы) альбома Das Zeit. И вот, в самом начале 2019-го, Der Finger вновь обращается к теме времени, но уже с несколько иного ракурса: знакомимся с Le cinque stagioni («Пять времен года»). Впервые своему проекту Антон Ефимов и Евгения Сивкова дали название на итальянском, а не на «родном» для группы немецком – это, скорее всего, дань уважения издавшему альбом лейблу Toten Schwan Records (итальянскому, но все же с немецким мрачно-романтичным названием: «Мертвый лебедь»).
Почему времен года стало вдруг пять? Здесь придется сделать литературно-историческое отступление. В конце XVIII века баварский профессор и вольнодумец-«прогрессист» Адам Вейсгаупт основал тайное «Общество баварских иллюминатов», по своим взглядам близкое к масонству. Общество было вскоре запрещено властями Баварии, но любители конспирологии утверждают, что иллюминаты, как и масоны, действуют и в наши дни, стремясь к власти над миром. Эту идею использовал американский писатель Роберт Антон Уилсон, написавший в 1969-71 годах в соавторстве с Робертом Ши роман-трилогию в пяти книгах «Иллюминатус!». Среди прочего, Уилсон описывает там так называемый «иллюминатский календарь», в котором и введено понятие пяти времен года, каждое из которых длится 73 дня. Они носят немецкие названия Verwirrung - Zweitracht - Unordnung - Beamtenherrschaft – Realpolitik, ставшие названиями пяти треков альбома Le cinque stagioni. Как обычно у Der Finger, предпослан альбому и эпиграф-притча от Евгении Сивковой. Выглядит он так: "На высоком холме зацвела дикая яблоня. Насекомые окружали ее. Они питались желанной пыльцой, а дерево наливалось плодами. Дул сильный ветер. Он сбрасывал яблоки. Те катились в разные стороны вниз. Внутри них рождались черви. Съедая плоды, они выбирались наружу, где их ждали голодные птицы. Собирая червей, стаи летели к гнёздам. А под холмом вырастали сады." Пищевые цепочки, вечный круговорот жизни и смерти, а, в конечном счете, опять-таки круговорот времени…
Так выглядит, назовем это, «идеологическая надстройка» альбома. А теперь, в соответствии с вечно живым учением, перейдем к «базису», то есть непосредственно к музыке. Первым тут обнаруживаешь тот очевидный факт, что в Le cinque stagioni ансамбль из дуэта превратился в трио. Нет, отец Евгении, известный фриджазовый саксофонист Эдуард Сивков, и раньше эпизодически участвовал в выступлениях и записях Der Finger. Но в этом альбоме его роль в организации саунда группы просто невозможно переоценить. С первого же трека Verwirrung низкий, выразительный и в то же время гибкий голос его бас-кларнета «продирается» сквозь хаос, нагнетаемый бас-гитарой, ударными и спец-эффектами, и неотвратимо "гнет свою линию", невзирая на жалобные «вопли» саксофона Евгении. В последующем, и на бас-кларнете, и в «семейном» дуэте саксофонов, Эдуард Сивков показывает высочайший класс импровизации. И, конечно же, вишенкой на торте выглядит его игра на бас-домре в финальном треке Realpolitik, где акустическая линия этого достаточно редкого инструмента словно диктует, подчиняет себе ритмические метаморфозы. Пожалуй, никогда раньше столь мощно и разнообразно не выглядел в саунде группы и арсенал эффектов (респект Антону), а полиритмия ударных (аналогично – Евгении) не оказывала столь сильного влияния на развитие композиций.
Все они выдержаны, по сути, в похожем, дарк-джазовом авангардном ключе, но, несмотря на немалый объем (самая короткая – почти восемь, самая длинная – за двадцать минут), несмотря на сложный, требующий постоянного внимания, характер музыки, резкая и сочная, как у фовистов, палитра звуковых красок и мастерство всех участников проекта, делает , на мой взгляд, Le cinque stagioni одним из наиболее фундаментальных (наряду со своим предшественником) проектов в уже немаленькой дискографии Der Finger. Коллектив явно вышел на новый качественный уровень, и мне даже трудно предположить, к каким высотам он устремится завтра. Вовсе не стремился написать панегирик Der Finger, но, похоже, оказался близок к этому. Что делать - Le cinque stagioni действительно очень понравился. Год только начался, впереди еще много интересных альбомов, но, уверен, для меня, во «внутреннем рейтинге», этот станет одним из фаворитов года.
P.S. небольшое дополнение от авторов: "...название Le cinque stagioni и притча на итальянском (как оформлено на диске), появились у нас до того, как мы в принципе узнали о существовании лейбла Toten Schwan Records и связались с ним, скорее как аллюзия на "Времена года " Вивальди (к которым отсылает и начало альбома)".
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...
Оги Хаас поет и играет на трубе. Как Армстронг. Но, конечно же, совсем по-другому. Оги родился и вырос в Милуоки, Висконсин, секреты музыкального искусства постигал в Чикаго и Майами, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. В рамках своей карьеры ...
Итальянский баритон-саксофонист из Апулии (городок Барлетта) Джузеппе Доронцо, турецкий басист из Стамбула Эсат Экинчиоглу и швейцарский перкуссионист из Цюриха Пино Базиле – все они сегодня живут и работают в Нидерландах и основали здесь, в ...
«В джазовом море, изобилующем дерзкими, стремительными и совершенно беспощадными молодыми тенор-саксофонистами, Бен Флокс – это тот, на кого стоит обратить внимание. Его отличают терпение и страстность, прямота и добросердечие. Он не ...