В третий раз доводится мне встречаться с работами американского музыканта Дэйва Солджера (он же – Дэвид Сульцер, видный ученый-психоневролог из Колумбийского университета), и он каждый раз поражает необычностью, фантазией и креативностью своих музыкальных проектов. Сначала это был The Eighth Hour of Amduat (2016) – авангардистская опера(?) на темы Древнего Египта, потом The Brainwave Music Project (2017), совместный проект с коллегой-ученым Брэдом Гартоном, где компьютерная программа снимала энцефалограммы мозга импровизирующих музыкантов, переводила их на язык музыки и превращала в фон для реальных импровизаций. И вот теперь проект, который можно отнести к археологическим раскопкам в сфере этнической музыки в поисках корней музыки популярной. Есть тут и еще один, более политизированный подтекст, но – обо всем по порядку.
На сей раз Солджер обратился к Андалузии, региону на юге Испании, в период Х – ХIII веков, когда она находилась во власти мусульман-мавров (Кордовский халифат, потом Гранадский эмират), а реконкиста (отвоевание земель христианскими королевствами) еще не набрала полной мощи. Этот период при хрупком политическом равновесии называют золотым веком для культуры и науки, когда шел интенсивный и взаимнополезный обмен знаниями и культурными ценностями между христианами, мусульманами и евреями. Именно в то время были заложены основы таких музыкальных форм, как фанданго, булерия, петенера, да и цыганского фламенко или популярных в наши дни в Ливане поэтически-песенных стилей мувашах и заджаль (давший название альбому). Следы того времени в меру сил сохраняют в Испании и сегодня – я видел их, путешествуя по Андалузии, видел их и Солджер, и у него они зародили идею ныне реализованного проекта.
Солджер сочинил композиции в духе разных стилистических направлений андалузской музыки на стихи выдающихся мусульманских (аль-Амма аль-Тусили, Убада аль-Куаззаз, ибн Сахль) и еврейских (Шмуэль ха-Нагид, Моше ибн Эзра, Йехуда Халеви) поэтов того времени, добавил к ним одну композицию на стихи великого суфийского поэта Джалаледдина Руми, и собрал для их исполнения большую интернациональную команду инструменталистов и вокалистов. Песни звучат на арабском и иврите, староиспанском и фарси. Поют эти старо-новые песни израильская певица сефардского происхождения Ана Нимуз, певец и исполнитель на уде из Ливана Морис Хедид, исполнители фламенко Триана Баутиста и Ишмаэль Фернандес, а играют на современных и традиционных инструментах также музыканты разных стран и направлений. Сам Солджер играет в этом проекте на гитаре (специально брал уроки фламенко) и клавишных, он же перевел на английский еврейские и арабские тексты.
Очень необычное, но сильное впечатление оставляет этот альбом. Меньше всего в нем от развлекательной музыки, больше всего – от этномузыкологии. Его интересно слушать, но еще лучше – смотреть. Солджер разместил в открытом доступе в Сети весь альбом. Там каждую композицию сопровождает свой видео-ряд: от старого немого кино, до работ Гойи и партнера Солджера по ряду проектов Виталия Комара, одного из основоположника соц-арта. Очень рекомендую!
Metropolis Paradise – дебютный большой альбом (до этого был только ЕР) немецкой барабанщицы и композитора Марейки Вининг, изданный на лейбле известного трубача Дэйва Дугласа Greenleaf Music. Ранее ее имя на наших страницах не появлялось, а ...
Не сомневаюсь, что этот релиз станет одним из самых ярких событий для MoonJune Records в этом году. Маститый Билл Милковски, написавший liner notes к альбому Tor & Vale, сравнил этот чисто британский дуэт с резонансом среди поклонников ЕСМ при ...
Над композициями к альбому New Thing итальянский джазовый гитарист Мартино Верчези работал с особым чувством: у него родился сын-первенец, и это, конечно, придало дополнительный творческий импульс счастливому родителю. А вото альбом New Thing для ...
Венгерский музыкант Мартон Юхаш впервые получил широкую известность у себя в стане в 2005 году, выиграв национальный конкурс перкуссионистов. После этого он учился в Англии и США, в известном колледже Беркли. В 2012 году он вернулся в Европу и стал ...
В 2017 году был издан дебютный альбом Мэри Энн Кеннеди An Dàn. Наш сайт рассказывал об этой работе и ее создательнице. И вот – новая работа Кеннеди: Glaschu – Hometown Love Song. Ну, что такое Hometown Love Song – более-не ...
Если еще не перевелись строгие ревнители академических традиций, не признающие ничего, кроме классики, то пианист из Монреаля Мэтт Гершковиц наверняка примирит их с джазом – разумеется, в том варианте, который он исповедует. В Монреале Мэтт ...
Еще одно новое для меня и для наших читателей имя, на сей раз из американской «глубинки», из Горного штата Колорадо. Бас-гитарист Мэтт Скеленджер родился, вырос и получил музыкальное образование в Денвере. Впрочем, затем Мэтт продолжил ...
В ноябре 2018 года басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери пригласили приехать с небольшой группой в Португалию для участия в джазовом фестивале в Гимараеше. Мэтт собрал команду из своих старых приятелей и творческих единомышленников, с которыми ...
Если до сих пор фамилия Сноу ассоциировалась у вас с известным персонажем «Игры престолов», то придется привыкать к тому, что в ближайшие годы вы будете чаще слышать ее в джазовом контексте. Во всяком случае, дебютный альбом Iridescence, ...
Максимиллиан Латва (р.1966) живет и работает в Хельсинки. Работает в достаточно широком поле – он и композитор, и продюсер, и звукоинженер, и музыкант. Известен сочинением музыки для танцевальных и цирковых шоу, короткометражных фильмов, ...
Мелбриз родилась в Измире, живописном портовом городе на эгейском побережье Турции. С юных лет она занималась балетом, получила образование в сфере делового администрирования, а к вокалу пришла намного позже, уже в Штатах, куда она переехала ...
Не знаю, комплимент это для парней из группы Micart или наоборот, но слушая их одноименный альбом, представляешь типичное американское power trio, а учитывая определенную склонность к кантри-блюзу (о чем речь впереди), можно предположить, что они ...