В третий раз доводится мне встречаться с работами американского музыканта Дэйва Солджера (он же – Дэвид Сульцер, видный ученый-психоневролог из Колумбийского университета), и он каждый раз поражает необычностью, фантазией и креативностью своих музыкальных проектов. Сначала это был The Eighth Hour of Amduat (2016) – авангардистская опера(?) на темы Древнего Египта, потом The Brainwave Music Project (2017), совместный проект с коллегой-ученым Брэдом Гартоном, где компьютерная программа снимала энцефалограммы мозга импровизирующих музыкантов, переводила их на язык музыки и превращала в фон для реальных импровизаций. И вот теперь проект, который можно отнести к археологическим раскопкам в сфере этнической музыки в поисках корней музыки популярной. Есть тут и еще один, более политизированный подтекст, но – обо всем по порядку.
На сей раз Солджер обратился к Андалузии, региону на юге Испании, в период Х – ХIII веков, когда она находилась во власти мусульман-мавров (Кордовский халифат, потом Гранадский эмират), а реконкиста (отвоевание земель христианскими королевствами) еще не набрала полной мощи. Этот период при хрупком политическом равновесии называют золотым веком для культуры и науки, когда шел интенсивный и взаимнополезный обмен знаниями и культурными ценностями между христианами, мусульманами и евреями. Именно в то время были заложены основы таких музыкальных форм, как фанданго, булерия, петенера, да и цыганского фламенко или популярных в наши дни в Ливане поэтически-песенных стилей мувашах и заджаль (давший название альбому). Следы того времени в меру сил сохраняют в Испании и сегодня – я видел их, путешествуя по Андалузии, видел их и Солджер, и у него они зародили идею ныне реализованного проекта.
Солджер сочинил композиции в духе разных стилистических направлений андалузской музыки на стихи выдающихся мусульманских (аль-Амма аль-Тусили, Убада аль-Куаззаз, ибн Сахль) и еврейских (Шмуэль ха-Нагид, Моше ибн Эзра, Йехуда Халеви) поэтов того времени, добавил к ним одну композицию на стихи великого суфийского поэта Джалаледдина Руми, и собрал для их исполнения большую интернациональную команду инструменталистов и вокалистов. Песни звучат на арабском и иврите, староиспанском и фарси. Поют эти старо-новые песни израильская певица сефардского происхождения Ана Нимуз, певец и исполнитель на уде из Ливана Морис Хедид, исполнители фламенко Триана Баутиста и Ишмаэль Фернандес, а играют на современных и традиционных инструментах также музыканты разных стран и направлений. Сам Солджер играет в этом проекте на гитаре (специально брал уроки фламенко) и клавишных, он же перевел на английский еврейские и арабские тексты.
Очень необычное, но сильное впечатление оставляет этот альбом. Меньше всего в нем от развлекательной музыки, больше всего – от этномузыкологии. Его интересно слушать, но еще лучше – смотреть. Солджер разместил в открытом доступе в Сети весь альбом. Там каждую композицию сопровождает свой видео-ряд: от старого немого кино, до работ Гойи и партнера Солджера по ряду проектов Виталия Комара, одного из основоположника соц-арта. Очень рекомендую!
Более двадцати лет Эрик Хофбауэр, гитарист, композитор, бэнд-лидер и преподаватель историк джаза в колледже Эмерсон, является колоритнейшей фигурой в джазовой жизни Бостона. Хофбауэр работал с такими людьми, как Харрисон Фьюэлл, Хан Беннинк, Пабло ...
Cовсем недавно, в июне, мы впервые знакомили читателей нашего сайта с бостонским гитаристом Эриком Хофбауэром, и знакомство вышло очень интересным. Тогда это был первый альбом задуманного Хофбауэром цикла, посвященного пяти стихиям по ...
«Для Сонни» - так значится на обложке этого альбома после основного названия The Golden Rule. Да, речь идет о знаменитом тенор-саксофонисте Сонни Роллинсе, но это не просто альбом-трибьют, как можно было бы предположить. Для ...
Новый релиз петербургского лейбла Rainy Day Records представляет альбом московского пианиста и композитора Евгения Сивцова под названием Zoo. Впрочем, на момент записи этого альбома (2017 год), Евгений мог считаться нью-йоркским музыкантом и этот ...
Не случайно слово «свинг» вынесно на обложку этого альбома. Не случайно сама обложка, стилизованная под ретро, включает изображение оркестра и пары танцоров на первом плане. Израильский композитор, саксофонист и бэнд-лидер Аял Вильнер, ...
Английское слово summit уже давно и прочно вошло в русский язык и употребляется без всяких кавычек. Можно ли назвать саммитом то, что происходило в минском Музее-мастерской З.И.Азгура 11 декабря 2018 года? Думаю, да. Это был настоящий саммит ...
Итак, продолжение последовало: вслед за Piano Concert # 1, о котором наш сайт писал ранее, проект Fantastic Swimmers в своей фортепьянной версии представил новый плод коллективной импровизации: Piano Concert # 2. Его запись состоялась на концерте в ...
Название этого коллектива – аббревиатура английского словосочетания Far East Network. Как говорили когда-то в школе, разберем это предложение. Насчет Far East – тут все очевидно: в ансамбль входят представители четырех дальневосточных (а точнее – ...
Лаконичная черно-белая графика, рояль и клоун – такую обложку выбрал украинский пианист и композитор Фима Чупахин для своего американского дебютника. Фима – это не фамильярность со стороны автора этих строк, именно так позиционирует себя ...
Бразильской вокалистке Флавии К. всего 22 года, и Janelas Imprevisíveis – ее первый большой альбом. Но при этом Флавия на сцене выступает уже десять лет! Девочка начала играть на фортепьяно в четыре года, изучала и академическую, и ...
Признаюсь, этот альбом меня поначалу удивил. RareNoise Records приучил к тому, что издаваемая лейблом музыка, отличается обычно некоей брутальностью саунда. А здесь – сольная виолончель? Но потом вспомнился основной принцип этого основанного в ...
Впервые на наших страницах появляется имя французского джазового пианиста и композитора Франка Амсалема, поэтому сначала немного о нем. Амсалем (р.1961) родился в Оране, на территории тогдашнего Французского Алжира, но детство провел в Ницце, где, ...