Индонезийский гитарист с острова Бали Дева Буджана уже давно потерял чисто экзотический флер, окутывавший его имя, и сегодня привычно воспринимается, как один из ведущих современных мастеров фьюжн и прог-рока. Леонардо Павкович, шеф лейбла MoonJune Records, который очень много сделал для популяризации творчества этого музыканта в США и других странах Запада, в январе 2018 года был в Японии. Он не смог присутствовать в одной из студий Лос-Анджелеса, где Буджана записывал свой уже 11-й по счету сольный альбом Mahandini, но, как говорит сам Леонардо, душой был вместе с музыкантами. Запись альбома заняла один день и происходила в формате студийного концерта, счастливо сочетающего живую атмосферу выступления с техническими преимуществами студийной работы.
В этот день рядом с Девой была блистательная международная команда музыкантов, включавшая виртуоза клавишных американца Джордана Рудесса, звезду группы Dream Theater, его частого партнера по пост-“театральным» проектам, немецкого ударника Марко Миннемана, а также юную, всего лишь 22-летнюю басистку из Индии Мохини Дей, уже успевшую заработать солидную международную репутацию. Участие в проекте приняли также знаменитый музыкант из Red Hot Chilli Peppers Джон Фрусчанте, внесший в программу две своих композиции, Crowded и Zone, и украсивший их своим вокалом, а также легендарный гитарист Майк Стерн, игравший с джазовой элитой - Майлсом Дэвисом, Кобэмом, Пасториусом. Вокальную партию для Hyang Giri позже сочинила и записала в Джакарте популярная индонезийская певица Сойма Панкавати.
Название альбома в переводе означает что-то вроде «Могучая колесница Бога Шивы». Однако, пожалуй, только это громкое название и еще два уже чисто музыкальных эпизода в программе отражают этнические влияния в Mahandini. Я имею ввиду, композицию Буджаны Hyang Giri с вокалом Панкавати и звучанием гамелана и блистательный «южноиндийский скэт»: силлабическую перкуссионную партию, выданную Мохини Дей в технике конакол, распространенной в каранатакской музыкальной традиции, в пьесе Queen Kanya при поддержке ударных Миннемана – один из самых неожиданных и ярких моментов альбома. Вообще же, творчество Девы Буджаны мне представляется в виде некоего условного треугольника, сторонами которого являются прог-рок, фьюжн и этническая музыка, причем соотношения сторон меняются у Девы от альбома к альбому. На мой взгляд, в Mahandini самой большой стороной этого треугольника была прог-роковая. Дело тут не только в двух пьесах Фрусчанте, или таких композициях Буджаны, как Mahandini или Jung Oman, но и в общей атмосфере этой работы, с бравурными партиями клавишных Рудесса, богатыми самыми разными оттенками гитарными партиями лидера иклассным «баттлом» двух виртуозов-гитаристов в ILW, где на яркое соло Стерна Буджана отвечает своим, не менее эффектным. Поклонники прога наверняка оценят по достоинству эту работу.
Суфийская духовная музыка с крайнего запада исламского мира, из африканского Магриба, из Марокко. Прежде всего – хотя бы пару слов, о том, что такое суфизм. Это философско-религиозное течение в исламе, отличающееся акцентом на духовное ...
Есть продукты сезонные и скоропортящиеся. К таковым относится и рождественская музыка. Альбомы этой направленности можно записывать и в апреле, но выпускать и продавать их надо с октября по декабрь, когда меломаны начинают готовиться к большим ...
Все последние десятилетия название страны «Ирак» в массовом сознании ассоциируется прежде всего с войной, насилием, фанатизмом, тысячами погибших невинных людей и тысячами беженцев. Меньше всего оно ассоциируется с культурой, а если да, ...
Межконтинентальными бывают не только ракеты, но и музыкальные ансамбли. Межконтинентальные ракеты – это, в потенциале, разрушения, гибель людей и даже всей цивилизации, словом, горе. А вот межконтинентальный ансамбль – совсем другое ...
Это будет достаточно странная рецензия, потому что информация о создателе этого проекта крайне скудна. Нет подробностей на конверте альбома: только названия треков и краткий эпиграф(?) в виде диалога: «Что это такое? Это были деревья… ...
Когда речь заходит о японском джазе, обычно представляют себе нечто, густо приправленное этникой или безюашенный радикальный авангард, до которого японцы тоже большие мастера. Но вот барабанщик Акира Тана (р.1952) сумел завоевать заслуженную ...
О тритоново-минималистских подвигах швейцарской группы Sonar, как в своем изначальном составе, так и с участием Дэвида Торна и Билла Ласуэлла мы немало писали в последнее время. А сегодня у нас на сайте гостит другая швейцарская команда, тоже ...
Пианист и композитор Алан Розенталь начал играть джаз не вчера – это видно по фотографии на обложке. Уроженец Нью-Йорка, он начинал еще ребенком с академической музыки и обучался игре на фортепьяно и композиции. Джазом Алан увлекся уже в ...
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...