В принципе, применение музыки в качестве терапевтического средства, этакого специфичного «лекарственного препарата» не ново. Музыкальная терапия – особая и вполне преуспевающая ветвь музыкальной индустрии. Израненной душе ставят примочки из нью эйджа или эмбиента, и людям с определенными нервными или ментальными расстройствами такое лечение, дозированное и регулярное, действительно помогает. Но горе тому, кто решит использовать в этом качестве новый альбом московского дуэта Der Finger, хоть он и называется Medizin, а на обложке альбома при известной доле фантазии можно усмотреть нечто из практики пресловутых филиппинских хилеров! Боюсь, эффект от такого воздействия только усугубит состояние пациента, потому как и для абсолютного здорового человека прослушивание Medizin – это труд, и не самый легкий! Впрочем… Возможно, я ошибаюсь, и какой-нибудь подкованный неофрейдист докажет, что шоковое воздействие такой музыки будет благотворным и высвободит некие внутренние силы из подсознания…
Однако, оставим эти рассуждения и приглядимся к новой работе Антона Ефимова и Евгении Сивковой повнимательнее. Как обычно, ей предпослан эпиграф от Евгении, на сей раз, он выглядит так: «Согласно учению Гиппократа причины болезней делятся на внешние и внутренние. Внешние: времена года, климат, местность. Внутренние зависят от действий человека. Возраст можно сравнить со временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты». Среди восьми треков, составивших программу альбома, есть пьесы с вполне понятными названиями Hippocrates и Homoeopathie. А вот остальные, как пояснили музыканты в письме с приложенным линком к альбому, «…в основном относятся к различным фантастическим заболеваниям (хотя Kufungisisa действительно существует, и не только в Центральной Африке)». Спасибо Антону и Жене, о Kufungisisa раньше не слыхивал, но полез в Сеть и обнаружил искомую информацию об этой психической хвори, а затем принялся слушать.
Да, наверное именно так должна выглядеть музыка, посвященная болезням, особенно ментального характера: невнятные голоса, человека и инструментов, шумы, скрипы, обилие иных эффектов. Все это сразу обрушивается на вас в стартовой Entitilitus, в следующей пьесе Nymphea Pulmonis к шумам добавляется четкий, нарочито механистический ритм, который играет все более важную роль с каждой новой композицией. В Hanahaku Byou четкую работу ударных можно сравнить с неким спасительным буйком, за который судорожно цепляешься, чтобы не утонуть в бушующем море звукового хаоса. Особенно изобретательно музыканты подают этот хаос в двух самых длинных композициях альбома – Kufungisisa и Pararibulitis (каждая по десять минут звучания): здесь сосредоточены наиболее интересные звуковые эффекты и прихотливые ритмические рисунки. Эстетика нойза и, возможно, индастриэл, как мне показалось, доминирует в музыке Der Finger этого альбома, выпущенного (забавное совпадение, а, может быть, и закономерность) чешским сетевым лейблом под названием NoiseUp. На мой вкус, лишь в Hippocrates и Proxyglossariasis она уходит на второй план, предоставляя авансцену импровизациям в духе широко понимаемого фри-джаза.
Любопытно складывается пополнение уже довольно обширной дискографии Der Finger по итогам 2019 года. В нее вошли в этом году две работы: в самом начале года появился альбом Le cinque stagioni, и вот, ближе к концу года, - Medizin. Они – словно два полюса. Мрачной, мощной, но все-таки гармонии Le cinque stagioni противостоит совсем уж «абсолютно черное тело»: не менее мощный торжествующий хаос Medizin. Лично мне ближе оказался предыдущий альбом Der Finger, но и «негативное обаяние» Medizin не оставляет сомнений в лидирующих позициях Der Finger на московской авангардно-импровизационной сцене.
Не случайно слово «свинг» вынесно на обложку этого альбома. Не случайно сама обложка, стилизованная под ретро, включает изображение оркестра и пары танцоров на первом плане. Израильский композитор, саксофонист и бэнд-лидер Аял Вильнер, ...
Английское слово summit уже давно и прочно вошло в русский язык и употребляется без всяких кавычек. Можно ли назвать саммитом то, что происходило в минском Музее-мастерской З.И.Азгура 11 декабря 2018 года? Думаю, да. Это был настоящий саммит ...
Итак, продолжение последовало: вслед за Piano Concert # 1, о котором наш сайт писал ранее, проект Fantastic Swimmers в своей фортепьянной версии представил новый плод коллективной импровизации: Piano Concert # 2. Его запись состоялась на концерте в ...
Название этого коллектива – аббревиатура английского словосочетания Far East Network. Как говорили когда-то в школе, разберем это предложение. Насчет Far East – тут все очевидно: в ансамбль входят представители четырех дальневосточных (а точнее – ...
Лаконичная черно-белая графика, рояль и клоун – такую обложку выбрал украинский пианист и композитор Фима Чупахин для своего американского дебютника. Фима – это не фамильярность со стороны автора этих строк, именно так позиционирует себя ...
Бразильской вокалистке Флавии К. всего 22 года, и Janelas Imprevisíveis – ее первый большой альбом. Но при этом Флавия на сцене выступает уже десять лет! Девочка начала играть на фортепьяно в четыре года, изучала и академическую, и ...
Признаюсь, этот альбом меня поначалу удивил. RareNoise Records приучил к тому, что издаваемая лейблом музыка, отличается обычно некоей брутальностью саунда. А здесь – сольная виолончель? Но потом вспомнился основной принцип этого основанного в ...
Впервые на наших страницах появляется имя французского джазового пианиста и композитора Франка Амсалема, поэтому сначала немного о нем. Амсалем (р.1961) родился в Оране, на территории тогдашнего Французского Алжира, но детство провел в Ницце, где, ...
Альбом из Африки, необычный, яркий и экзотический, как тропическая бабочка. Столь же необычна и история его появления. Началась она совсем не с музыки, а с литературы. В 2018 году базирующаяся в Найроби, Кения организация Positively African, ...
Мне доводилось слушать и обозревать работы швейцарского трубача Франко Амборозетти разных лет. В 2019 году ему, ровеснику Чика Кориа или Эдди Дэниэлса, исполняется 78 лет: так сказать, осень патриарха. Но и осень бывает разной: бывает дождливой, ...
Гитарист из Лос-Анджелеса Гэри Дин Смит - опытный музыкант, за долгую музыкальную карьеру игравший самую разную музыку, но свой новый ЕР Awakening он сделал в стилистике, близкой к музыке фьюжн. Сделал не один: ансамбль Смита называется Xpansion Of ...
Прелесть работы с сайтом еще и в том, что постоянно открываешь для себя новые имена. Вот пианист и композитор из Нью-Йорка Джордж Коллиген, играющий, кстати, и на целом ряде других инструментов, - человек с опытом, репутацией, приличной ...