Альбом из Африки, необычный, яркий и экзотический, как тропическая бабочка. Столь же необычна и история его появления. Началась она совсем не с музыки, а с литературы. В 2018 году базирующаяся в Найроби, Кения организация Positively African, занимающаяся вопросами сохранения и развития многоликой культуры африканских народов, обратила внимание на давнюю традицию устного народного творчества, традицию сказок, передававшихся мастерами-сказителями из поколения в поколение. К этой традиции принадлежит и искусство гриотов – музыкантов-сказителей Западной Африки. Был объявлен конкурс для всех африканских авторов и людей с африканскими корнями, живущими в других странах на сочинение «Африканской сказки для ХХI века». Лучшие работы вошли в книгу-антологию Story, Story! Story Come!, изданную в декабре 2018 года. Планировался и выпуск аудио-книги с музыкальным сопровождением. С этой целью организация обратилась к камерунскому композитору и мультиинструменталисту Фрэнку Бийонгу.
Бийонг, музыкант, в чьем творчестве причудливо переплетаются исконно африканские мотивы с музыкой King Crimson, Art Ensemble Of Chicago и Фрэнка Заппы, начал эту работу, которая вышла за рамки первоначальной идеи и превратилась в самостоятельное произведение: альбом Afro Galactic Spaceway. В самом начале года у Бийонга уже выходил альбом, посвященный музыке Сантаны, работа же над новым проектом привела его к тому, что Afro Galactic Spaceway стал трибьютом Сан Ра, одному из пионеров «космического джаза» и «африканского футуризма», как его порой именуют критики. Не случайно на обложке альбома мы видим именно Сатурн, пришельцем с которого представлялся Сан Ра. Перед Бийонгом стояла непростая задача. Напомню: Африка – громадный континент со множеством народов, каждому из которых присуща своя культура. Бийонгу необходимо было создать музыку одовременно пан-африканскую и современную, избежать «квази-африканских» клише. На мой взгляд, он прекрасно справился с этой задачей, синтезировав элементы рока, джаза, электронной музыки с афропопом и фольклорными традициями. Записи для альбома велись в студиях Найроби в Кении, Яунде и Дуала в Камеруне и в Париже. К работе над проектом была привлечена большая группа музыкантов из разных стран, от ветерана из Кении Грандмастера Масесе до молодого парижанина гваделупского происхождения Захари Абрахама, играющих, как на традиционных африканских, прежде всего – перкуссионных инструментах, так и на привычных западному уху клавишных, синтезаторах, гитарах, саксофонах, трубах и так далее. Использовал Бийонг также сэмплы, полевые записи, технику лупинга – словом, весь современный арсенал средств звукоизвлечения.
В итоге в альбом вошло четыре больших, развернутых композиции со временем звучания от десяти до пятнадцати минут. Стартовая Water Strings и финишная Voodoo Pulses – это сама современная Африка, стремительно меняющаяся в условиях глобализации, но не теряющая своих древних традиций, Африка говорящих барабанов и танцевальных ритмов, таинственная, загадочная и яркая. Именно в этих композициях западное ухо услышит больше всего экзотических ритмов и необычной сонористики. В Ivory Dreams, как мне показалось, в наибольшей степени Бийонг отдал дань традициям западной музыки, одновременно насытив эту композицию электронными звучаниями. Много электроники и в композиции с соответствующим названием Antique Electronics, но здесь она причудливо переплетена все с теми же африканскими мотивами. В целом Afro Galactic Spaceway оставляет впечатление настоящей сюиты со своим сложным, как африканская история, сюжетом. Альбом совсем свежий: он увидел свет 10 мая текущего года. Столь же свежа и музыка этого проекта.
Завидную активность развил в последнее время саксофонист, певец и автор песен Скотт Раминджер. За 2017-й год он выпустил сразу два весьма тепло принятых критиками альбома, о втором из них, двойном концертнике Alive and Omery, мы уже писали ранее. И ...
Еще с 1959 года, когда революционные войска Фиделя Кастро вошли в Гавану, начался отъезд кубинских эмигрантов в Америку. Оседали они преимущественно в ближайшем штате, Флориде, и в ближайшем городе, Майами. Сначала это был узкий ручеек идейных ...
Пламя, рвущееся из тромбона, на обложке альбома Gunn’s Ablazin’, конечно, яркий образ и драйва в игре тромбонистки из Вирджинии Шеннон Ганн действительно хватает, но ее инструмент умеет передавать и самые тонкие оттенки эмоций, может ...
Американский гитарист Шон Парселл, предстающий перед нами на обложке альбома Symmetricity, как сугубо штатский человек, провел значительную часть своей карьеры, как военный музыкант. Родом он из Питтсбурга, Пенсильвания, но живет и работает в ...
Гравитация, то есть взаимное притяжение – наиболее общий закон нашей вселенной. Но не будем сейчас про Ньютона и Эйнштейна, а поговорим о вещах, более близких нашей тематике. Именно взаимное притяжение, общность вкусов и интересов, обнаружили ...
Уже долгое время наш сайт с удовольствием поддерживает тесные контакты с независимым нью-йоркским лейблом Леонардо Павковича MoonJune Records, чьи релизы регулярно освещаются на jazzquad.ru. В то же время достаточно давно я с не меньшим ...
Уже фонографический дебют живущей в Нью-Йорке израильской вокалистки и композитора Сиван Арбель Broken Lines (2016), о котором довелось писать на сайте, вызвал у меня море положительных эмоций – прежде всего принципиальной не похожестью Сиван ...
Все хорошо у американского пианиста и композитора Скипа Уилкинса. Представляемый сегодня альбом – уже тринадцатый в его дискографии. В настоящее время Скип является профессором полной практики в Lafayette College, в Истоне, Пенсильвания. А до ...
Уже первые альбомы швейцарского ансамбля из Цюриха Sonar привлекли благосклонное внимание критики. Но когда в 2018 году минималисты с тритоновыми гитарами дебютировали на британском лейбле RareNoise Records своим четвертым по счету альбомом Vortex с ...
От монолога к диалогу – так можно представить динамику знакомства наших читателей с творчеством итальянского пианиста и композитора Стефано Травальини. Первая встреча с его творчеством произошла в самом начале 2018 года, когда Стефано переслал ...
Думаю, этот альбом вызовет у поклонников звучания электрогитар с разнообразными эффектами чувства сродни тем, что испытывает малыш, допущенный с неограниченным кредитом к магазинным стеллажам с конфетами: «Как?! Можно все?! И это?! И это?! И ...
Я не рискну назвать этот альбом стопроцентно джазовым. Собственно, по его стилистике и по его духу, ни одно направление не может претендовать тут на сто процентов. Пожалуй, точнее всего альбом, изданный канадским лейблом Justin Time Records можно ...