Альбом из Африки, необычный, яркий и экзотический, как тропическая бабочка. Столь же необычна и история его появления. Началась она совсем не с музыки, а с литературы. В 2018 году базирующаяся в Найроби, Кения организация Positively African, занимающаяся вопросами сохранения и развития многоликой культуры африканских народов, обратила внимание на давнюю традицию устного народного творчества, традицию сказок, передававшихся мастерами-сказителями из поколения в поколение. К этой традиции принадлежит и искусство гриотов – музыкантов-сказителей Западной Африки. Был объявлен конкурс для всех африканских авторов и людей с африканскими корнями, живущими в других странах на сочинение «Африканской сказки для ХХI века». Лучшие работы вошли в книгу-антологию Story, Story! Story Come!, изданную в декабре 2018 года. Планировался и выпуск аудио-книги с музыкальным сопровождением. С этой целью организация обратилась к камерунскому композитору и мультиинструменталисту Фрэнку Бийонгу.
Бийонг, музыкант, в чьем творчестве причудливо переплетаются исконно африканские мотивы с музыкой King Crimson, Art Ensemble Of Chicago и Фрэнка Заппы, начал эту работу, которая вышла за рамки первоначальной идеи и превратилась в самостоятельное произведение: альбом Afro Galactic Spaceway. В самом начале года у Бийонга уже выходил альбом, посвященный музыке Сантаны, работа же над новым проектом привела его к тому, что Afro Galactic Spaceway стал трибьютом Сан Ра, одному из пионеров «космического джаза» и «африканского футуризма», как его порой именуют критики. Не случайно на обложке альбома мы видим именно Сатурн, пришельцем с которого представлялся Сан Ра. Перед Бийонгом стояла непростая задача. Напомню: Африка – громадный континент со множеством народов, каждому из которых присуща своя культура. Бийонгу необходимо было создать музыку одовременно пан-африканскую и современную, избежать «квази-африканских» клише. На мой взгляд, он прекрасно справился с этой задачей, синтезировав элементы рока, джаза, электронной музыки с афропопом и фольклорными традициями. Записи для альбома велись в студиях Найроби в Кении, Яунде и Дуала в Камеруне и в Париже. К работе над проектом была привлечена большая группа музыкантов из разных стран, от ветерана из Кении Грандмастера Масесе до молодого парижанина гваделупского происхождения Захари Абрахама, играющих, как на традиционных африканских, прежде всего – перкуссионных инструментах, так и на привычных западному уху клавишных, синтезаторах, гитарах, саксофонах, трубах и так далее. Использовал Бийонг также сэмплы, полевые записи, технику лупинга – словом, весь современный арсенал средств звукоизвлечения.
В итоге в альбом вошло четыре больших, развернутых композиции со временем звучания от десяти до пятнадцати минут. Стартовая Water Strings и финишная Voodoo Pulses – это сама современная Африка, стремительно меняющаяся в условиях глобализации, но не теряющая своих древних традиций, Африка говорящих барабанов и танцевальных ритмов, таинственная, загадочная и яркая. Именно в этих композициях западное ухо услышит больше всего экзотических ритмов и необычной сонористики. В Ivory Dreams, как мне показалось, в наибольшей степени Бийонг отдал дань традициям западной музыки, одновременно насытив эту композицию электронными звучаниями. Много электроники и в композиции с соответствующим названием Antique Electronics, но здесь она причудливо переплетена все с теми же африканскими мотивами. В целом Afro Galactic Spaceway оставляет впечатление настоящей сюиты со своим сложным, как африканская история, сюжетом. Альбом совсем свежий: он увидел свет 10 мая текущего года. Столь же свежа и музыка этого проекта.
Это будет достаточно странная рецензия, потому что информация о создателе этого проекта крайне скудна. Нет подробностей на конверте альбома: только названия треков и краткий эпиграф(?) в виде диалога: «Что это такое? Это были деревья… ...
Когда речь заходит о японском джазе, обычно представляют себе нечто, густо приправленное этникой или безюашенный радикальный авангард, до которого японцы тоже большие мастера. Но вот барабанщик Акира Тана (р.1952) сумел завоевать заслуженную ...
О тритоново-минималистских подвигах швейцарской группы Sonar, как в своем изначальном составе, так и с участием Дэвида Торна и Билла Ласуэлла мы немало писали в последнее время. А сегодня у нас на сайте гостит другая швейцарская команда, тоже ...
Пианист и композитор Алан Розенталь начал играть джаз не вчера – это видно по фотографии на обложке. Уроженец Нью-Йорка, он начинал еще ребенком с академической музыки и обучался игре на фортепьяно и композиции. Джазом Алан увлекся уже в ...
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...