Альбом из Африки, необычный, яркий и экзотический, как тропическая бабочка. Столь же необычна и история его появления. Началась она совсем не с музыки, а с литературы. В 2018 году базирующаяся в Найроби, Кения организация Positively African, занимающаяся вопросами сохранения и развития многоликой культуры африканских народов, обратила внимание на давнюю традицию устного народного творчества, традицию сказок, передававшихся мастерами-сказителями из поколения в поколение. К этой традиции принадлежит и искусство гриотов – музыкантов-сказителей Западной Африки. Был объявлен конкурс для всех африканских авторов и людей с африканскими корнями, живущими в других странах на сочинение «Африканской сказки для ХХI века». Лучшие работы вошли в книгу-антологию Story, Story! Story Come!, изданную в декабре 2018 года. Планировался и выпуск аудио-книги с музыкальным сопровождением. С этой целью организация обратилась к камерунскому композитору и мультиинструменталисту Фрэнку Бийонгу.
Бийонг, музыкант, в чьем творчестве причудливо переплетаются исконно африканские мотивы с музыкой King Crimson, Art Ensemble Of Chicago и Фрэнка Заппы, начал эту работу, которая вышла за рамки первоначальной идеи и превратилась в самостоятельное произведение: альбом Afro Galactic Spaceway. В самом начале года у Бийонга уже выходил альбом, посвященный музыке Сантаны, работа же над новым проектом привела его к тому, что Afro Galactic Spaceway стал трибьютом Сан Ра, одному из пионеров «космического джаза» и «африканского футуризма», как его порой именуют критики. Не случайно на обложке альбома мы видим именно Сатурн, пришельцем с которого представлялся Сан Ра. Перед Бийонгом стояла непростая задача. Напомню: Африка – громадный континент со множеством народов, каждому из которых присуща своя культура. Бийонгу необходимо было создать музыку одовременно пан-африканскую и современную, избежать «квази-африканских» клише. На мой взгляд, он прекрасно справился с этой задачей, синтезировав элементы рока, джаза, электронной музыки с афропопом и фольклорными традициями. Записи для альбома велись в студиях Найроби в Кении, Яунде и Дуала в Камеруне и в Париже. К работе над проектом была привлечена большая группа музыкантов из разных стран, от ветерана из Кении Грандмастера Масесе до молодого парижанина гваделупского происхождения Захари Абрахама, играющих, как на традиционных африканских, прежде всего – перкуссионных инструментах, так и на привычных западному уху клавишных, синтезаторах, гитарах, саксофонах, трубах и так далее. Использовал Бийонг также сэмплы, полевые записи, технику лупинга – словом, весь современный арсенал средств звукоизвлечения.
В итоге в альбом вошло четыре больших, развернутых композиции со временем звучания от десяти до пятнадцати минут. Стартовая Water Strings и финишная Voodoo Pulses – это сама современная Африка, стремительно меняющаяся в условиях глобализации, но не теряющая своих древних традиций, Африка говорящих барабанов и танцевальных ритмов, таинственная, загадочная и яркая. Именно в этих композициях западное ухо услышит больше всего экзотических ритмов и необычной сонористики. В Ivory Dreams, как мне показалось, в наибольшей степени Бийонг отдал дань традициям западной музыки, одновременно насытив эту композицию электронными звучаниями. Много электроники и в композиции с соответствующим названием Antique Electronics, но здесь она причудливо переплетена все с теми же африканскими мотивами. В целом Afro Galactic Spaceway оставляет впечатление настоящей сюиты со своим сложным, как африканская история, сюжетом. Альбом совсем свежий: он увидел свет 10 мая текущего года. Столь же свежа и музыка этого проекта.
…Четкий регулярный ритм почти фанкового характера, бас-гитара, работает, как часы, не отстают, а подчас и «забегают вперед» ударные – и на фоне этого драйва звучат довольно абстрактные, но, несомненно, интересные ...
Любопытно следить за изменением форматов составов, в которых записывают свои альбомы английские гитаристы Пит Оксли и Николас Мейер (швейцарец по происхождению, уже давно живущий в Англии). Мы познакомились с этими мастерами на их втором альбоме ...
Один из старейших и знаменитейших в американской истории городов (здесь была провозглашена Декларация Независимости), Филадельфия никогда не была, положа руку на сердце, крупнейшим джазовым центром, подобно Нью-Йорку, Новому Орлеану или Чикаго. Но, ...
У голландского ансамбля Plastic Dolls богатая история. Коллектив из Амстердама образовался в далеком 1984 году. Первоначально это был дуэт , одним из участников которого являлся гитарист и певец Ханс Тер Бург. Потом состав группы неоднократно ...
Не так уж редко приходится сталкиваться с мнением, что все хорошее для джаза уже в прошлом: нет той креативности, нет тех новых идей, наконец, при безусловном росте среднего уровня музыкантов, нет уже и тех титанов джаза, что были раньше. Что ж, ...
На старте своей карьеры Рэнди Брекер много играл в биг-бэндах: у Кларка Терри, у Джонса и Льюиса и так далее. Последние два года звездный джазовый трубач пополняет свою обширную дискографию также записями с биг-бэндами. В 2018 году вышел альбом ...
Последний раз корифея джазовой трубы Рэнди Брекера вместе с его супругой, итальянской саксофонисткой Адой Ровати мы представляли нашим читателям в начале этого года на альбоме Rocks, совместном проекте с известным немецким биг-бэндом NDR Bigband ...
Угадайте: в какой сфере финансовые перспективы больше – в нефтяной индустрии или в джазе? Угадали? А вот уроженка Венесуэлы и жительница нефтяной столицы США Хьюстона, Техас, инженер-геолог по образованию Ракель Сепеда предпочла в конечном ...
Энергией и оптимизмом дышит облик тенор-саксофониста Рэя Блю на обложке его нового альбома под названием Work. Самое любопытное, что такое же впечатление оставляет и его музыка. Секрет тут, видимо, в том, какой смысл вкладывает Рэй в понятие work, ...
Гитарист Рикардо Пейшоту родился в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, а сейчас живет в Калифорнии, в районе Сан-Франциско. Эти две географические точки словно символизируют его постоянные челночные перемещения из Южной Америки в Северную и обратно. Они ...
Увидев в названии коллектива слово «фанк», я сразу предположил, что энергетики и динамизма в записи будет немало. Каламбур «боптизм» свидетельствовал о чувстве юмора организатора бэнда Рича Уилли, что также предвещало ...
В этом году нью-йоркский лейбл Zoho дал жизнь записи концерта, состоявшегося в марте 2016 года в немецком городе Гютерсло, где выступили американский пианист Ричи Бейрах, немецкий скрипач Грегор Хюбнер и биг-бэнд Западногерманского радио из Кельна ...