Крайне редко в поле нашего зрения попадают музыканты из Доминиканской Республики. Поэтому особенно любопытно было познакомиться с пианистом, композитором и бэнд-лидером из Санто-Доминго Жозеаном Жакобо, которого считают одним из самых колоритных музыкантов этой страны. Дело в том, что Жакобо, много перенявший у таких известных джазменов латинского происхождения, как Мигуэль Зенон, Данило Перес и Давид Санчес, развивает в музыке своего ансамбля Tumbao, совершенно особый, индивидуальный стиль, который, по аналогии с афро-кубинским джазом, называют афро-доминиканским.
В этом есть своя логика. И Куба, и Гаити, в восточной части которого располагается Доминиканская республика, - это карибские острова. Обе страны были в колониальном владении Испании, и культура этой европейской страны заметно сказалась на развитии культуры в целом, и музыки в частности, Кубы и Доминиканской Республики. С другой стороны, на оба острова испанцы активно привозили африканских рабов, и африканская культура и положение рабов в обеих странах оказали влияние ничуть не меньшее. С историей этих событий тесно связано и название нового, третьего по счету, альбома Жакобо и его группы: Cimarron. Жетоко угнетаемые рабы часто бежали в труднодоступные горные и покрытые лесами районы, порой семьями, образуя в этих глухих краях целые общины, жившие своей особой жизнью. Это явление было общим и для других стран карибского бассейна, например, Ямайки. В колонии Сан-Доминго (которая потом стала Доминиканской республикой) таких людей звали симарронами (от испанского «беглец»).
Афро-доминиканская музыка Жакобо удачно сочетает в себе джаз и наролную музыку его страны, у которой есть как испанские, так и африканские корни, причем в Cimarron и в более ранних проектах последние превалируют. Tumbao – это секстет, где помимо фортепьяно лидера звучат голоса двух саксофонов и дополнительно усиленной перкуссией ритм-группы. И, хотя сам Жакобо, демонстрируя недюжинное мастерство, является самым ярким индивидуально музыкантом ансамбля, ритмика играет в его музыке громадную роль. Именно она придает тот самый африканский колорит саунду Tumbao. В отдельных случаях (например, в El Maniel и Anaisa Pye) он усилен еще и хоровым пением музыкантов, типично африканским. Вообще, мне показалось, что именно африканские элементы и джаз превалируют в «рецепте» Жозеана Жакобо, «белой латины» у него здесь, на мой взгляд, существенно меньше, чем в афро-кубинском варианте подобной музыки. Что ж, тем ярче своеобразие, и тем интереснее слушать Cimarron.
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...
Оги Хаас поет и играет на трубе. Как Армстронг. Но, конечно же, совсем по-другому. Оги родился и вырос в Милуоки, Висконсин, секреты музыкального искусства постигал в Чикаго и Майами, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. В рамках своей карьеры ...
Итальянский баритон-саксофонист из Апулии (городок Барлетта) Джузеппе Доронцо, турецкий басист из Стамбула Эсат Экинчиоглу и швейцарский перкуссионист из Цюриха Пино Базиле – все они сегодня живут и работают в Нидерландах и основали здесь, в ...
«В джазовом море, изобилующем дерзкими, стремительными и совершенно беспощадными молодыми тенор-саксофонистами, Бен Флокс – это тот, на кого стоит обратить внимание. Его отличают терпение и страстность, прямота и добросердечие. Он не ...
Интересная биография у пианиста и композитора Бена Винкельмана. По рождению он – американец, потомок еврейских эмигрантиов из Румынии: появился на свет в Юджине, Орегон, с 2010 года живет в Нью-Йорке, а вот рос, формировался, как личность и ...
Американский гитарист с юга Техаса, из Сан-Антонио, Берни Мора назвал свежий альбом своей группы Tangent весьма скромно: No Agenda, что в переводе означает «Без повестки дня» (так называется и одна из композиций этой девятитрековой ...
Бетти Брайант или «Кул Мисс Би» (Cool Miss B), как ее называют фэны и друзья-музыканты, перешагнула восьмидесятивосьмилетний рубеж в прошлом году. Она – джазовая певица, композитор и пианистка. А сколько клавиш у фортепьяно? ...
Энергия, которой дышит этот коллектив, начинает себя проявлять уже в названиях. Big Beat – так просто, в лоб, без экивоков, назвали музыканты свой биг-бэнд. А название дебютного альбома выглядит просто как реклама использования музыки в ...
Единожды лауреат и трижды номинант премии Грэмми, пианист, композитор и аранжировщик Билл Канлифф представляет свой новый альбом. Для нашего сайта и для меня это уже третий альбом Канлиффа, и каждый раз он предстает в совершенно отличном от ...
Имя пианиста и композитора Билла О’Конелла, ветерана нью-йоркской джазовой сцены, не раз появлялось на наших электронных страницах – и соло (Monk’s Cha-Cha, Savant, 2017), и в дуэте с саксофонистом Стивом Слеглом (Power Of Two, ...