Любопытное совпадение: альбом австралийского музыканта Джона Хейльброна Pieces for Chord Organs – всего лишь второй в истории лейбла Intonema Records альбом органных сольных импровизаций. А первое знакомство нашего сайта с релизами этого лейбла из Санкт-Петербурга, руководимого известным авангардным музыкантом Ильей Белоруковым, произошло в 2016 году и началось именно с того, первого альбома органных импровизаций: работы литовского музыканта Артураса Бумштейнаса Organ Safari Lituanica. Они очень разные, эти два органных альбома в каталоге Intonema: в основе импровизаций Бумштейнаса лежали записи звучания органов из костелов разных городов Литвы, а Хейльброн работает в режиме реального времени, импровизируя на портативных органах итальянской фирмы Bontempi.
Впрочем, сначала немного о самом Джоне Хейльброне. По своей основной музыкальной специальности он басист, играет как современную академическую музыку, так и экспериментальный авангард. В последнем качестве Джон играет, как на контрабасе, так и на органах Bontempi. Хейльброн выступал в разных странах мира на четырех континентах. Среди его импровизационных проектов - Arches, DRUM, doubleFRAU и Quiver New Music Ensemble. В Мельбурне он организовал из самых креативных местных импровизаторов ансамбль Phonetic Orchestra. Летом 2018 года Хейльброн провел три недели в Санкт-Петербурге, где и был записан альбом Pieces for Chord Organs.
В альбоме объемом чуть более получаса звучания – две композиции, обозначенные просто номерами. Впечатление от них весьма своеобразно. Это весьма непривычная музыка. По-видимому, бОльшая часть первой композиции ушла у меня на привыкание, на то, чтобы «распробовать» музыку Джона, а вот получать от нее удовольствие у меня лучше получалось во втором треке. Орган, пусть даже портативный, дает густой объемный звук. В музыке Хейльброна звучания органов накладываются друг на друга, к этому добавляются особенности акустики конкретной студии, и Джон медленно и дотошно исследует параметры возникающего звучания. «Трехмерная» импровизация с плавным изменением высоты звука, его окраски и темпа создает четвертую, эмоциональную составляющую, на мой вкус, несколько минорного характера. Не могу сказать, что музыка Хейльброна оказывает некое медитационное воздействие, но полная тишина, возникающая после того, как затухает след последней взятой музыкантом ноты, в первые пару секунд даже шокирует: настолько всеобъемлющим оказывается погружение в создаваемый Джоном мир звуков.
И еще один заинтриговавший меня момент. Ничего специфично-этнического в музыке австралийского музыканта я не услышал. Но вот обложка альбома запечатлела фрагмент некоего народного костюма с характерным поясом и орнаментом. Этнограф из меня слабый, но мне почудилось тут нечто прибалтийское или западно-славянское. Так ли это и почему это изображение попало на обложку альбома Хейльброна – мне расшифровать не удалось. Что же до «расшифровки» музыки – тут каждый слушатель должен найти свой собственный ключ.
Рассказ о своей биографии в информации для прессы музыканты французского ансамбля The Soul Jazz Rebels предваряют цитатой из Би Би Кинга: «Блюз? Это – мать американской музыки. Источник – вот что это такое». И цитата уже сама ...
Шесть лет назад, в интервью с бельгийским гитаристом и композитором Мишелем Дельвилем (оно есть на сайте) я обратил внимание, что в 2019 году ему исполнится пятьдесят и поинтересовался, каких целей он хотел бы достичь к этому времени. Мишель ответил ...
Никогда ранее не слышал об этом составе и его лидере – и влюбился с первого же альбома! С первого для меня, а для theBABAorchestra и его лидера (Лорин) Элизабет Баба (не спрашивайте меня, почему имя пишется именно так – так надо, так и ...
Если судить по мнениям критиков, то пик своей карьеры американский джазовый органист Тони Монако переживал в первом десятилетии нового века. Когда-то Монако (р.1959) начинал с аккордеона, но знакомство с музыкой Джимми Смита, у которого он даже брал ...
Отдадим должное силе стереотипов: при всех заниях о том, что такое современный Новый Орлеан и что такое современный джаз в Новом Орлеане, при первом упоминании новоорлеанского джаза вспоминаются прежде всего рождение джаза и традиции Армстронга, ...
Вьетнамская музыка – редкий гость на нашем сайте, а уж традиционная вьетнамская музыка вообще впервые попала в центр внимания jazzquad.ru. Впрочем, назвать полностью традиционной музыку альбома The Art of the Vietnamese Zither – ...
Да, предположение, что за альбомом бразильского ансамбля Trio Ciclos под названием Mobiles Vol.1 (2017) могут последовать следующие Vol., высказанное мной в рецензии на этот проект на нашем сайте, оправдалось. Год 2019-й принес Mobiles Vol.2, третий ...
Для Троя Робертса, нью-йоркского австралийца, стало хорошей традицией каждый год дарить слушателям по новому альбому. Не стал исключением и 2019-й. В отличие от предыдущих работ, Tales & Tones (2017) и Nu Jive Perspective (2018), изданных Inner ...
Вряд ли кто-то из участников этого проекта, будь то итальянцы из Trrmā или американец Шарлемань Пэлистайн, страдают заиканием (хотя – кто знает?), но в названии своего совместного альбома речь человека, подверженного этой неприятной ...
Как вы понимаете. Индиана – далеко не главный джазовый центр США. Но в искусстве, на мой взгляд, понятие провинциальности неуместно. Если человек талантлив, он даже в самом медвежьем углу может создавать шедевры, особенно сегодня, когда Сеть ...
Знакомые все лица! С проектом Urbanity мы впервые познакомили наших читателей в 2017 году, когда австралийский дуэт Элбейр (он же Элберт Дэйдон) – Фил Турчо выпустили дебютный альбом Urbanity под названием Urban Soul. А еще раньше, в 2015-м ...
Новый альбом американской джазовой певицы Ванессы Рубин вызывает ощущение, сродни тому, которое возникает при встречи со старым добрым другом, которого не видел много лет. В таких случаях естественные положительные эмоции смешиваются с обжигающим ...