Любопытное совпадение: альбом австралийского музыканта Джона Хейльброна Pieces for Chord Organs – всего лишь второй в истории лейбла Intonema Records альбом органных сольных импровизаций. А первое знакомство нашего сайта с релизами этого лейбла из Санкт-Петербурга, руководимого известным авангардным музыкантом Ильей Белоруковым, произошло в 2016 году и началось именно с того, первого альбома органных импровизаций: работы литовского музыканта Артураса Бумштейнаса Organ Safari Lituanica. Они очень разные, эти два органных альбома в каталоге Intonema: в основе импровизаций Бумштейнаса лежали записи звучания органов из костелов разных городов Литвы, а Хейльброн работает в режиме реального времени, импровизируя на портативных органах итальянской фирмы Bontempi.
Впрочем, сначала немного о самом Джоне Хейльброне. По своей основной музыкальной специальности он басист, играет как современную академическую музыку, так и экспериментальный авангард. В последнем качестве Джон играет, как на контрабасе, так и на органах Bontempi. Хейльброн выступал в разных странах мира на четырех континентах. Среди его импровизационных проектов - Arches, DRUM, doubleFRAU и Quiver New Music Ensemble. В Мельбурне он организовал из самых креативных местных импровизаторов ансамбль Phonetic Orchestra. Летом 2018 года Хейльброн провел три недели в Санкт-Петербурге, где и был записан альбом Pieces for Chord Organs.
В альбоме объемом чуть более получаса звучания – две композиции, обозначенные просто номерами. Впечатление от них весьма своеобразно. Это весьма непривычная музыка. По-видимому, бОльшая часть первой композиции ушла у меня на привыкание, на то, чтобы «распробовать» музыку Джона, а вот получать от нее удовольствие у меня лучше получалось во втором треке. Орган, пусть даже портативный, дает густой объемный звук. В музыке Хейльброна звучания органов накладываются друг на друга, к этому добавляются особенности акустики конкретной студии, и Джон медленно и дотошно исследует параметры возникающего звучания. «Трехмерная» импровизация с плавным изменением высоты звука, его окраски и темпа создает четвертую, эмоциональную составляющую, на мой вкус, несколько минорного характера. Не могу сказать, что музыка Хейльброна оказывает некое медитационное воздействие, но полная тишина, возникающая после того, как затухает след последней взятой музыкантом ноты, в первые пару секунд даже шокирует: настолько всеобъемлющим оказывается погружение в создаваемый Джоном мир звуков.
И еще один заинтриговавший меня момент. Ничего специфично-этнического в музыке австралийского музыканта я не услышал. Но вот обложка альбома запечатлела фрагмент некоего народного костюма с характерным поясом и орнаментом. Этнограф из меня слабый, но мне почудилось тут нечто прибалтийское или западно-славянское. Так ли это и почему это изображение попало на обложку альбома Хейльброна – мне расшифровать не удалось. Что же до «расшифровки» музыки – тут каждый слушатель должен найти свой собственный ключ.
«Спящая красота» - так переводится название альбома итальянского гитариста Якопо Дельфини с пейзажиком на обложке. Не могу уверенно говорить о том, что имел ввиду сам Якопо, но, прослушав его альбом, предположу, что дело тут не в ...
Американский джазовый басист Джейк Леки, много поигравший с известными в джазе людьми и выступавший на самых известных площадках Нью-Йорка, недавно перебрался с Восточного побережья на Западное, поселившись в Лос-Анджелесе, где посвятил себя ...
Несколько лет назад клавишник Джейми Сафт, басист Стив Суоллоу и ударник Бобби Превит, три опытных джазовых виртуоза, чьи имена можно почти гарантированно обнаружить в любой джазовой энциклопедии, впервые записали совместный альбом в формате трио. ...
Идеальный ответ тем, кто считает, что мэйнстрим тиражирует клише, невыразимо скучен и в этой стилистике сказать что-то новое невозможно. Не буду утверждать, что американский басист Джей Андерсон и его партнеры сказали своим альбомом Deepscape ...
Джефф Коффин (р.1965) знаком интересующейся джазом публике прежде всего благодаря четырнадцатилетней работе (1997-2010) в очень популярном ансамбле Bela Fleck & the Flecktones, увенчанной тремя премиями Грэмми. Кроме того, с 2008 года Джефф играет в ...
Совсем недавно, в декабре прошлого года, мы представляли первый альбом американского экспериментатора в сфере электронной музыки Джеффа Морриса Interfaces. Jazz Meets Electronics. И вот, лейбл из Нью-Хемпшира PARMA Recordings анонсирует релиз ...
Что и говорить, название своему ансамблю американский саксофонист Джефф Пифер дал необычное: «Суд над Сократом». Соответственно «древнегреческому» названию оформляются и альбомы коллектива, среди которых Anthem – уже ...
Американский саксофонист и композитор Джефф Пифхер живет и работает в Лос-Анджелесе. Высокобразованный музыкант, он прошел школу университетов Южной Калифорнии и Майами, а также известной Eastmen School Of Music. Ранее мне не доводилось слушать его ...
Очень необычный проект. Можно дискутировать о его чисто джазовых достоинствах (а на мой взгляд, они есть), но по необычности сюжета – прясо скажу, мне такие ранее не встречались. Начнем с создателя Bardfly. Джон Алли (р.1963) поет песни ...
Да здравствует босса-нова! – так можно в двух словах охарактеризовать содержание этого проекта. Имена двух главных его создателей размещены на обложке альбома. Имени Джона Финбери вы не найдете в списке участвовавших в записи музыкантов, но ...
Скрипач из Сиэттла, Вашингтон Джонатан Инг получил классическое образование, но влюбился в джаз, слушая музыку Джанго Рейнхардта и Каунта Бэйзи. Именно такая, энергичная музыка с ярко-выраженным свингом стала его коньком. Инг играет в исполняющей ...
Две вещи я понял о Джордоне Диксоне еще до прослушивания его нового альбома On!, а только познакомившись с его биографией: он всецело предан джазу и родной стране. Диксон – южанин, он родился в штате Луизиана, в городе Батон-Руж, а те места ...