Лакомый кусочек для поклонников авангардной эстетики. Дуэт, в котором встретились представители двух поколений джаза свободной формы, в известном смысле, учитель и ученик: Карл Бергер и Джейсон Као Хван. Немецкий пианист, а впоследствии еще и вибрафонист Карл Бергер родился в 1935 году в Гейдельберге еще при Гитлере. Джазом он увлекся, посещая концерты американских гастролеров в Германии, стал участником парижского ансамбля Дона Черри. Доктор музыкологии (он получил эту степень в 60-е годы, Бергер в начале 70-х перебрался в Штаты, основал в Вудстоке «Студию креативной музыки» и стал близким другом и единомышленником Орнетта Коулмена, которого он почитает за своего главного учителя. Играл Бергер с очень многими звездами и его мастерство получило достойную оценку: он шесть раз становился лучшим по оценкам критиков DownBeat в качестве джазового солиста. В отличие от него, Джейсон Као Хван родился в 1957 году уже в Штатах, куда его родители переехали из Китая после Второй мировой войны. В нью-йоркском университете он изучал академическую школу игры на скрипке, но увлекся в годы учебы авангардным джазом и громко заявил о себе на профессиональной сцене с конца 70-х годов. В последние десятилетия Као Хван развивает идеи азиа-американского джаза по аналогии с джазом афроамериканским. И он признавался критиками DownBeat лучшим джазовым скрипачом, правда, только один раз (в 2012 году). Као Хван играл у Бергера в его Creative Music Orchestra, где оба мастера обнаружили близость своих творческих взглядов. И хотя после этого Као Хван прошел уже долгий путь в своей сольной карьере, идея сыграть дуэт со своим старшим товарищем была им воспринята с большим энтузиазмом.
Хотя альбом издан только в этом году, они встретились еще в марте 2014 года в Вудстоке, в домашней студии Бергера, названной по имени его жены Sertso Studio. На момент этой сессии Бергеру было 79 лет, Као Хвану – 57. Программу из восьми достаточно длинных пьес музыканты назвали Conjure – многозначный термин, который в данном случае я перевел бы, как «Заклинание». Бергер в этой сессии оперирует фортепьяно и вибрафоном, Као Хван играет на скрипке и альте. В каждой отдельной композиции звучит чистый дуэт, комбинация двух из четырех задействованных инструментов. Чистый дуэт – и чистый звук. На первый взгляд, может показаться, что партнеры словно бы не замечают друг друга: каждый ведет свою линию, в которой самоценен сам звук, его окраска, а прочие факторы отходят на второй план. Но это далеко не так. Слушая дуэт Бергера и Као Хвана я почему-то вспомнил «Игру в бисер» Германа Гессе. Словно два гроссмейстера этой таинственной и малопонятной непосвященным игры, музыканты ведут внятный для себя и скрытый от других диалог. Невысокая динамика, полное отсутствие того, что в мэйнстрим джазе нахывают драйвом, строгость техники приближают эту работу к произведениям современной академической музыки, с которой у новоджазовых импровизационных проектов очень много общего, в чем еще раз убеждает альбом Conjure.
Несколько лет назад клавишник Джейми Сафт, басист Стив Суоллоу и ударник Бобби Превит, три опытных джазовых виртуоза, чьи имена можно почти гарантированно обнаружить в любой джазовой энциклопедии, впервые записали совместный альбом в формате трио. ...
Идеальный ответ тем, кто считает, что мэйнстрим тиражирует клише, невыразимо скучен и в этой стилистике сказать что-то новое невозможно. Не буду утверждать, что американский басист Джей Андерсон и его партнеры сказали своим альбомом Deepscape ...
Джефф Коффин (р.1965) знаком интересующейся джазом публике прежде всего благодаря четырнадцатилетней работе (1997-2010) в очень популярном ансамбле Bela Fleck & the Flecktones, увенчанной тремя премиями Грэмми. Кроме того, с 2008 года Джефф играет в ...
Совсем недавно, в декабре прошлого года, мы представляли первый альбом американского экспериментатора в сфере электронной музыки Джеффа Морриса Interfaces. Jazz Meets Electronics. И вот, лейбл из Нью-Хемпшира PARMA Recordings анонсирует релиз ...
Что и говорить, название своему ансамблю американский саксофонист Джефф Пифер дал необычное: «Суд над Сократом». Соответственно «древнегреческому» названию оформляются и альбомы коллектива, среди которых Anthem – уже ...
Американский саксофонист и композитор Джефф Пифхер живет и работает в Лос-Анджелесе. Высокобразованный музыкант, он прошел школу университетов Южной Калифорнии и Майами, а также известной Eastmen School Of Music. Ранее мне не доводилось слушать его ...
Очень необычный проект. Можно дискутировать о его чисто джазовых достоинствах (а на мой взгляд, они есть), но по необычности сюжета – прясо скажу, мне такие ранее не встречались. Начнем с создателя Bardfly. Джон Алли (р.1963) поет песни ...
Да здравствует босса-нова! – так можно в двух словах охарактеризовать содержание этого проекта. Имена двух главных его создателей размещены на обложке альбома. Имени Джона Финбери вы не найдете в списке участвовавших в записи музыкантов, но ...
Любопытное совпадение: альбом австралийского музыканта Джона Хейльброна Pieces for Chord Organs – всего лишь второй в истории лейбла Intonema Records альбом органных сольных импровизаций. А первое знакомство нашего сайта с релизами этого ...
Скрипач из Сиэттла, Вашингтон Джонатан Инг получил классическое образование, но влюбился в джаз, слушая музыку Джанго Рейнхардта и Каунта Бэйзи. Именно такая, энергичная музыка с ярко-выраженным свингом стала его коньком. Инг играет в исполняющей ...
Две вещи я понял о Джордоне Диксоне еще до прослушивания его нового альбома On!, а только познакомившись с его биографией: он всецело предан джазу и родной стране. Диксон – южанин, он родился в штате Луизиана, в городе Батон-Руж, а те места ...
Португальский гитарист Жоржи Нуньо родился в 1971 году в Лиссабоне. Впервые громко заявив о себе в двадцатипятилетнем возрасте, он сразу занял радикально-авангардный фланг на музыкальной сцене. Нуньо играл альтернативный рок в таких составах, как ...