Лакомый кусочек для поклонников авангардной эстетики. Дуэт, в котором встретились представители двух поколений джаза свободной формы, в известном смысле, учитель и ученик: Карл Бергер и Джейсон Као Хван. Немецкий пианист, а впоследствии еще и вибрафонист Карл Бергер родился в 1935 году в Гейдельберге еще при Гитлере. Джазом он увлекся, посещая концерты американских гастролеров в Германии, стал участником парижского ансамбля Дона Черри. Доктор музыкологии (он получил эту степень в 60-е годы, Бергер в начале 70-х перебрался в Штаты, основал в Вудстоке «Студию креативной музыки» и стал близким другом и единомышленником Орнетта Коулмена, которого он почитает за своего главного учителя. Играл Бергер с очень многими звездами и его мастерство получило достойную оценку: он шесть раз становился лучшим по оценкам критиков DownBeat в качестве джазового солиста. В отличие от него, Джейсон Као Хван родился в 1957 году уже в Штатах, куда его родители переехали из Китая после Второй мировой войны. В нью-йоркском университете он изучал академическую школу игры на скрипке, но увлекся в годы учебы авангардным джазом и громко заявил о себе на профессиональной сцене с конца 70-х годов. В последние десятилетия Као Хван развивает идеи азиа-американского джаза по аналогии с джазом афроамериканским. И он признавался критиками DownBeat лучшим джазовым скрипачом, правда, только один раз (в 2012 году). Као Хван играл у Бергера в его Creative Music Orchestra, где оба мастера обнаружили близость своих творческих взглядов. И хотя после этого Као Хван прошел уже долгий путь в своей сольной карьере, идея сыграть дуэт со своим старшим товарищем была им воспринята с большим энтузиазмом.
Хотя альбом издан только в этом году, они встретились еще в марте 2014 года в Вудстоке, в домашней студии Бергера, названной по имени его жены Sertso Studio. На момент этой сессии Бергеру было 79 лет, Као Хвану – 57. Программу из восьми достаточно длинных пьес музыканты назвали Conjure – многозначный термин, который в данном случае я перевел бы, как «Заклинание». Бергер в этой сессии оперирует фортепьяно и вибрафоном, Као Хван играет на скрипке и альте. В каждой отдельной композиции звучит чистый дуэт, комбинация двух из четырех задействованных инструментов. Чистый дуэт – и чистый звук. На первый взгляд, может показаться, что партнеры словно бы не замечают друг друга: каждый ведет свою линию, в которой самоценен сам звук, его окраска, а прочие факторы отходят на второй план. Но это далеко не так. Слушая дуэт Бергера и Као Хвана я почему-то вспомнил «Игру в бисер» Германа Гессе. Словно два гроссмейстера этой таинственной и малопонятной непосвященным игры, музыканты ведут внятный для себя и скрытый от других диалог. Невысокая динамика, полное отсутствие того, что в мэйнстрим джазе нахывают драйвом, строгость техники приближают эту работу к произведениям современной академической музыки, с которой у новоджазовых импровизационных проектов очень много общего, в чем еще раз убеждает альбом Conjure.
Öngtupqa – это на языке индейцев хопи Гранд Каньон, располагающийся на территории американского штата Аризона, одно из величайших природных чудес света, входящее в списое всемирного наследия ЮНЕСКО. Хопи – один из древнейших ...
Израильско-американский музыкант Орэн Эткин – не только высококлассный джазмен (критики DownBeat в своем ежегодном опросе ставили его на первое место в номинации «кларнет» среди «восходящих звезд джаза»), но и ...
Őzgűr по-турецки означает «свободный» или «вольный», и именно это слово, являющееся одновременно частью его имени, Орхан Озгюр Туран (р.1984) избрал в качестве названия своего первого сольного ЕР. Орхан – вокалист и ...
«…Love The Moment – это мастер-класс в латинском джазе от одного из самых важных представителей этого жанра». С этой фразой из пресс-релиза к альбому Оскара Эрнандеса и Alma Libre трудно не согласиться. Пианист и композитор ...
Для начала разберемся с двуязычным названием. Загадочное английское Otava Yo – это название русского фольклорного ансамбля из Санкт-Петербурга, которое в оригинале звучит, как «Отава Ё», где редко употребляемое слово ...
Выпуску этого альбома предшествовала долгая студийная работа: с августа 2018 года по март 2019 года в одной из израильских студий Пабло Эмбон работал над записью альбома Reminiscent Moods. Оно и не удивительно: Эмбон все делает сам. В Reminiscent ...
Басист и композитор Пабло Ланугер – заметная фигура в аргентинской музыкальной диаспоре Нью-Йорка. Родом он из Буэнос-Айреса, там же получил музыкальное образование. В Нью-Йорке, где он живет и работает с 2013 года, Пабло получил опыт ...
Встреча с очень интересным музыкантом ждет слушателя под броской обложкой альбома с расчлененной женщиной-манекеном. Гитарист и композитор из Турина Паоло Спаккамонти за последние десять лет стал весьма заметной фигурой на музыкальной сцене Италии. ...
Американский пианист Пат Баттстоун, чье имя уже не раз появлялось на наших страницах, весьма последователен в своем новом проекте The Last Taxi: New Destinations. Он продолжает серию записей, объединенных общим названием The Last Taxi, продолжает ...
За последние два года американский пианист-импровизатор Пат Баттстоун прочно прописался в каталоге авангардного лондонского лейбла Leo Records. Представляемый сегодня альбом Dream Notes – уже третий под этим логотипом и, как и его ...
…Четкий регулярный ритм почти фанкового характера, бас-гитара, работает, как часы, не отстают, а подчас и «забегают вперед» ударные – и на фоне этого драйва звучат довольно абстрактные, но, несомненно, интересные ...
Любопытно следить за изменением форматов составов, в которых записывают свои альбомы английские гитаристы Пит Оксли и Николас Мейер (швейцарец по происхождению, уже давно живущий в Англии). Мы познакомились с этими мастерами на их втором альбоме ...