Ти Кей Блю выглядит фантастически (человеку с саксофоном на обложке альбома 66 лет!) и играет соответственно. Этот музыкант карибского происхождения (его родители родом с Ямайки и Тринидада) родился в нью-йоркском районе Бронкс и звали его Юджин Райни. Начинал он в музыке с трубы, но потом окончательно остановился на саксофоне. По мере развития своей карьеры он сменил родное имя на Талиб Кибве, а затем стал просто Ти Кей Блю. А карьера музыканта была весьма успешной. Он участвовал в записи более, чем восьмидесяти альбомов, играл со множеством джазовых знаменитостей, в основном представителей мэйнстрима и авангарда: Дон Черри, Абдулла Ибрахим, Диззи Гиллеспи, Арчи Шепп, Стефон Харрис… Этот список можно было бы продолжать почти до бесконечности, но одно имя надо выделить особо – это Рэнди Вестон (1926-2018). Прекрасный джазовый пианист, он был известен прежде всего своим последовательным обращением к африканским корням джаза. Вестона в этом поддерживала аранжировщица и автор ряда композиций Мелба Листон и – Ти Кей Блю, который проработал в ансамбле Рэнди African Rhythms 38 (!) лет.
Блю верен заветам своего учителя, к которому он относится почти с сыновьей любовью. В собственной музыке и у него не редки африканские мотивы. Трижды под эгидой Госдепа США он совершал концертные туры в Африку, посетив в общей сложности 20 стран Черного континента. Двенадцатый в своей личной дискографии альбом он посвятил памяти Рэнди Вестона, покинувшего этот мир в прошлом году, и не случайно назвал его The Rhythms Continue, подчеркивая связь с ансамблем Рэнди, которому он отдал столь значительную часть жизни. Под этот проект Ти Кей собрал большую команду высококлассных музыкантов, многие из которых тоже играли ранее с Вестоном. В разных треках участвуют разные музыканты, только пианистов Ти Кей Блю задействовал четверых: у них задача была особо ответственной – как-никак, Вестон играл-то именно на фортепьяно! Сам Ти Кей Блю играет в этом альбоме на альт- и сопрано-саксофонах, флейте и целой группе традиционных африканских инструментов.
Программу своего альбома-трибьюта Блю закономерно составил из произведений Вестона, Мелбы Листон и собственных сочинений. Пусть вас не удивляет большое количество треков: целых девятнадцать. Некоторые из них представляют собой короткие, в минуту с небольшим, интерлюдии, и в целом альбом звучит чуть меньше часа. Блю очень много (и очень качественно) солирует. Его саксофоны очень хороши в таких пьесах, как The Last Day, Ifrane, Uncle Neemo, а в необычайно поэтичной Night In Medina он практически всю трехминутную композицию работает соло. Хорош Блю и в пьесе Мелбы Листон Insomnia, где его очень достойно поддерживает молодой пианист Келли Грин. Вообще программу альбома можно разделить на две большие группы: в одной окажутся вещи с явным африканским ароматом, такие, как At The Crossroads Of Touba (здесь Ти Кей играет на флейте и африканских экзотах), Reverence To Those Who Came Before, Faith For Those Who Came After, A Solo Journey To Paradise, и выдержанные в духе классического джазового мэйнстрима (Hi Fly, Just Waiting (A Sister’s Lament). Особняком стоит и несколько неожиданно в контексте альбома выглядит финальная композиция World 3: The Last Goodbye, где Ти Кей Блю пригласил сыграть китайскую исполнительницу на национальном струнном инструменте пипа Мин Сяофэн. Печальные звуки этой китайской лютни словно подчеркивают грусть Ти Кея, прощающегося этим треком со своим другом и учителем.
(T.K. Blue — as, ss, fl, kalimba, sanza, lukembi, mbira; Alex Blake — b, Greco ac. el.b (tks 1,3,5,11,16); Vince Ector — dr (tks 1,3,5,11,16); Chief Baba Neil Clarke — perc (tks 2,3,5,8,9,11,13,15,16); Billy Harper — ts (tks 5,11); Min Xiao Fen — Chinese pipa (tk 19); Sharp Radway (tks 1,3,5,16,19), Mike King (tk 11), Keith Brown (tk 11), Kelly Green (tks 6,14) – p;)
Вряд ли кто-то из участников этого проекта, будь то итальянцы из Trrmā или американец Шарлемань Пэлистайн, страдают заиканием (хотя – кто знает?), но в названии своего совместного альбома речь человека, подверженного этой неприятной ...
Как вы понимаете. Индиана – далеко не главный джазовый центр США. Но в искусстве, на мой взгляд, понятие провинциальности неуместно. Если человек талантлив, он даже в самом медвежьем углу может создавать шедевры, особенно сегодня, когда Сеть ...
Знакомые все лица! С проектом Urbanity мы впервые познакомили наших читателей в 2017 году, когда австралийский дуэт Элбейр (он же Элберт Дэйдон) – Фил Турчо выпустили дебютный альбом Urbanity под названием Urban Soul. А еще раньше, в 2015-м ...
Новый альбом американской джазовой певицы Ванессы Рубин вызывает ощущение, сродни тому, которое возникает при встречи со старым добрым другом, которого не видел много лет. В таких случаях естественные положительные эмоции смешиваются с обжигающим ...
Специфичная штука – хоровая музыка. Но древняя. Фольклор многих народов – от славян до эстонцев тесно связан с хоровым пением. В чести оно и у кельтов, в частности, у валлийцев. Правда, исторически у кельтов все начиналось с бардов с ...
Благодаря релизам ARC Music валлийский фольклор уже не раз был представлен на наших страницах – как портретами индивидуальными (Гвинет Глин, Кэтрин Финч и Секу Кейта), так и групповыми (The Ultimate Guide To Welsh Folk, 2017). Новый релиз Best ...
Массивные стены старинного дома-крепости в деревне Баньерес дель Пинедес недалеко от столицы Каталонии Барселоны много повидали на своем веку. Они видели и рыцарей-идальго времен Реконкисты, и шагающих по каталонской земле солдат Наполеона, и ...
Винс Эктор – очень заметный на американской джазовой сцене барабанщик и педагог. В последнем качестве он является руководителем организации Arts For Kids Inc, занимающейся развитием творческих способностей у детей в трех штатах Новой Англии. ...
А-капелльные вокальные джазовые группы – редкие гости на нашем сайте. Да и в принципе это – штучный товар. Лучшие из них - The Swingle Singers, Manhattan Transfer, The New York Voices, Singers Unlimited – всегда на слуху. Думаю, ...
VvvV – это электронный проект двух французских музыкантов из Бордо. На обложке альбома The Wreck, второго для этого дуэта, они именуют себя Барду-Жаке и Ле Маж, и я не берусь судить, есть ли в этих никах какой-то намек на имена подлинные. Для ...
По своему музыкальному образованию музыкант из Чикаго Билл Лоумэн – басист. Но играет Билл на самых разных инструментах, включая клавишные и гитару. Он работал с самыми разными коллективами, а со своей группой Bosco & Jorge выпустил три ...
Любой новый проект музыканта такого ранга, как Уоллес Роуни, самим фактом своего появления способен заинтересовать ценителей джаза. Для самого же Роуни Blue Dawn - Blue Nights, изданный, как и ряд предыдущих альбомов, на HighNote Records, - это уже ...