Sam Newsome - Chaos Theory: Song Cycles for Prepared Saxophone
14.04.2019
Пока еще нет данных, кого американская Ассоциация джазовых журналистов признает лучшими сопрано-саксофонистами в 2019 году. Но в 2018-м список выглядел так: Джейн Айра Блум (победительница), Дэйв Либмэн, Сэм Ньюсом. При всей относительности данных подобных опросов можно не сомневаться: Сэм Ньюсом входит в мировую элиту джазовых сопрано-саксофонистов, причем для него это – единственный инструмент. Имя 54-х летнего афроамериканца (Ньюсом родился в 1965 году) неоднократно появлялось на наших страницах. В качестве сайдмена он участвовал в проектах Элизабет Контоману, играл с французским пианистом Жан-Мишелем Пилцем, конечно же, активно работал со своей женой, японской скрипачкой Мег Окура, в разных ее проектах. Есть на сайте и рецензия на большую работу Сэма в качестве лидера: совместно созданный с румынским пианистом Лучианом Баном альбом The Romanian-American Jazz Suite (2007). Но, так уж получилось, что впервые мы представляем новую работу Ньюсома из той серии, о которой говорят в джазовом мире больше всего.
С 2005 года Сэм практикует сольные программы для сопрано-саксофона. В 2007 году вышел его первый сольный альбом с музыкой Телониуса Монка. В последние годы он делает это все чаще. Большой успех принес ему альбом Blue Soliloquy: Solo Works for Soprano Saxophone (2009), потом последовали The Art of the Soprano, Vol. 1 (2012), The Solo Concert: Sam Newsome Plays Monk and Ellington (2013), The Straight Horn of Africa (2014) и Sopranoville: Works for Prepared and Non-Prepared Saxophone (2017). И вот, в июне 2019-го ожидается появление новой работы: Chaos Theory: Song Cycles for Prepared Saxophone.
Как говорит сам Ньюсом, его первые эксперименты в этой сфере были слабым подражанием работам Стива Лэйси и Ивена Паркера. Какого уровня он достиг сегодня, можно убедиться, послушав новый альбом. В него вошло 15 небольших (от одной до пяти минут звучания) композиций, где Ньюсом играет на подготовленном, то есть, заранее оснащенном дополнительными «фишками» сопрано-саксофоне, а также активно помогает сам себе с помощью перкуссионных и прочих звучаний, а также используя метод наложения звука. Эффект такого звучания, конечно же, весьма специфичен. Ньюсом говорит о своей музыке так: «Моя музыка – это тип импровизационной музыки, в котором джаз выступает скорее в качестве ресурса, чем жанр, который следует интерпретировать с определенной стилистической спецификой. Хотя многие исполнители экспериментальной музыки считают себя авангардистами, я, скорее, аван-традиционалист».
И с ним в известной степени можно согласиться. В импровизациях Ньюсома всегда есть четкая музыкальная идея, всегда есть ритмическая структура, а иногда очень даже мощная, например, в Bubble Mute Boogie, и он практически не прибегает к атональным приемам, хотя сонористика его музыки в высшей степени необычна. Его выдающийся предшественник Стив Лэйси называл потенциал саксофона безграничным. Сэм Ньюсом постоянно раздвигает эти границы с каждой новой работой.
Уже фонографический дебют живущей в Нью-Йорке израильской вокалистки и композитора Сиван Арбель Broken Lines (2016), о котором довелось писать на сайте, вызвал у меня море положительных эмоций – прежде всего принципиальной не похожестью Сиван ...
Все хорошо у американского пианиста и композитора Скипа Уилкинса. Представляемый сегодня альбом – уже тринадцатый в его дискографии. В настоящее время Скип является профессором полной практики в Lafayette College, в Истоне, Пенсильвания. А до ...
Уже первые альбомы швейцарского ансамбля из Цюриха Sonar привлекли благосклонное внимание критики. Но когда в 2018 году минималисты с тритоновыми гитарами дебютировали на британском лейбле RareNoise Records своим четвертым по счету альбомом Vortex с ...
От монолога к диалогу – так можно представить динамику знакомства наших читателей с творчеством итальянского пианиста и композитора Стефано Травальини. Первая встреча с его творчеством произошла в самом начале 2018 года, когда Стефано переслал ...
Думаю, этот альбом вызовет у поклонников звучания электрогитар с разнообразными эффектами чувства сродни тем, что испытывает малыш, допущенный с неограниченным кредитом к магазинным стеллажам с конфетами: «Как?! Можно все?! И это?! И это?! И ...
Я не рискну назвать этот альбом стопроцентно джазовым. Собственно, по его стилистике и по его духу, ни одно направление не может претендовать тут на сто процентов. Пожалуй, точнее всего альбом, изданный канадским лейблом Justin Time Records можно ...
Когда-то, уже довольно давно, для нашего сайта и для меня лично встреча с творчеством джазменов из Нидерландов Пауля ван Кеменаде и Стевко Буша началась с их первого совместного дуэтного альбома Contemplation (2010). Потом были и другие, не менее ...
Никогда еще на наших страницах не приходилось говорить о релизах такого масштаба в физическом плане: бокс-сет из пяти компакт-дисков. Но главное, конечно, не в объеме звучания, а в том, что звучит, кто играет. А звучат здесь легенды – это без ...
Дебютный альбом Stratus Luna, бразильского ансамбля из Сан-Паулу с необычной историей. В Бразилии, как и во многих других странах, телевидение любит проводить конкурсы детских музыкальных талантов. Вот в таком конкурсе в 2007 году засветились совсем ...
Сумитра – одна из героинь индийского эпоса «Рамаяна». Подозреваю, что родители-индийцы назвали свою дочь Сумитрой именно в честь этого персонажа. Имя броское и для западного уха необычное. В своей артистической карьере Сумитра ...
Джаз и кино всегда шли рядом – они ведь даже почти ровесники по возрасту. Не забудем, что и самый первый в истории звуковой фильм с перекрашенным в темнокожего Элом Джолсоном назывался именно «Певец джаза». И важное место в истории ...
Ти Кей Блю выглядит фантастически (человеку с саксофоном на обложке альбома 66 лет!) и играет соответственно. Этот музыкант карибского происхождения (его родители родом с Ямайки и Тринидада) родился в нью-йоркском районе Бронкс и звали его Юджин ...