Если музыкант в 16 лет становится участником главного джазового оркестра страны, то это само по себе говорит о масштабах его таланта. Именно в этом возрасте пианист Самвел Гаспарян (р.1982) вошел в состав Государственного джаз оркестра Армении. Он много поездил с этим коллективом, участвовал в записи двух альбомов. С 2003 по 2009 год Гаспарян живет и работает в США, накачивает джазовые «мускулы» в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, в южных штатах. Возвращение в Армению стало для него отправной точкой для новых музыкальных путешествий, фестивальных и гастрольных выступлений в самых разных странах. Альбом его группы A.R.S. Trio под названием Time (2015) в свое время рецензировал для нашего сайта известный армянский джазовый критик Армен Манукян. А сейчас он же прислал линк новой работы Самвела под названием Morning In Yerevan, только что (в феврале текущего года) выпущенный подразделением Universal Music.
Этот проект Гаспарян записывал уже с новым коллективом, который называется GlobalJazz Quartet. A.R.S. Trio также было интернациональной командой, но в еще большей степени это относится к прямо-таки «межконтинентальному» GlobalJazz Quartet. Партнерами Самвела здесь выступают американский саксофонист Кори Райкер, басист из Шри Ланки Энтони Матхараджа (признаюсь, ранее вообще никогда не слышал ланкийских музыкантов) и ирландский ударник Сатья Дарси. Программа Morning In Yerevan полностью составлена из авторских сочинений Самвела Гаспаряна. Альбом невелик по времени звучания (это ЕР), но интересных музыкальных решений в нем побольше чем в иных куда более объемных проектах.
Нравиться мне альбом начал уже со стартовой композиции Paco De Lucia, чье название ясно указывает на посвящение выдающемуся испанскому мастеру фламенко. Не могу ничего сказать о любимых джазовых пианистах Самвела, но по этой пьесе мне показалось, что среди них есть и Чик Кориа. Чем-то, возможно, своей стремительной, «скользящей» техникой игры, да и привлекательной, «ласкающей ухо» темой, Гаспарян напомнил мне здесь именно этого мастера. Сразу две композиции, титульная Morning In Yerevan и финальная On the way to Sevan, имеют конкретную «географическую» привязку к родным местам музыканта. Если утро – это время этакого неспешного пробуждения, то, судя по Morning In Yerevan, столица Армении вообще никогда не спит: очень динамичная пьеса. А вот On the way to Sevan порадовал больше разнообразием звуковых красок, столь же ярких, как и та горная дорога, которой посвящена пьеса. Среди своих «фаворитов» альбома назову еще и Drunk Dragon – и, поверьте, не только из-за забавного названия: диалог саксофона и фортепьяно здесь действительно впечатляет. Стилистику альбома в целом определить непросто. Гаспарян не придерживается каких-то жестких рамок в этом смысле. Я бы назвал его «поле деятельности» пограничьем между мэйнстримом и нео-фьюжн, с легким смещением акцентов в сторону последнего. И еще одна любопытная деталь. Я, безусловно, слабо знаю армянский мелос, но, мне показалось, что в обеих «армянских» пьесах Самвел не использовал какие-то специфичные этнические мотивы, как, впрочем, и в «испанской» Paco De Lucia, что, на мой взгляд, отличает альбом от его предшественника.
… На обложке Самвел Гаспарян смотрит на свой родной город в лучах то ли восходящего, то ли заходящего солнца. Этот сюжет, как и название альбома, - не случайны. Еревану – 2800 лет, и свой новый проект Гаспарян посвятил этой славной (и редкостной!) годовщине.
Бывает музыка, которая ложится в рамки определенного стиля, как патрон в обойму. А бывает другая, с которой все наоборот: «сопротивление материала» упорно мешает втиснуть данный проект в узкие стилистические границы. Примерно так обстоит ...
Не самая типичная кубинская исполнительница предстает перед нами в своем дебютном альбоме Explicaciones. Магела Эррера поет и играет на флейте, а также сочиняет музыку. Уроженка Гаваны, она изучала академическую музыку в местной консерватории, а ...
Новая (даже новейшая) волна российского джаза, будущее российского джаза – ни одно из этих громких определений не покажется пустым суесловием после знакомства с альбомом саксофониста Макара Кашицына Jazz Animals. Креативность композиторских ...
Так уж получается, что наш сайт стал настоящим летописцем творчества Marbin (конечно, субъективным): в архиве вы сможете найти рецензии на все альбомы группы, кроме первого – как те, что издавал лейбл MoonJune Records Леонардо Павковича, так и ...
Metropolis Paradise – дебютный большой альбом (до этого был только ЕР) немецкой барабанщицы и композитора Марейки Вининг, изданный на лейбле известного трубача Дэйва Дугласа Greenleaf Music. Ранее ее имя на наших страницах не появлялось, а ...
Не сомневаюсь, что этот релиз станет одним из самых ярких событий для MoonJune Records в этом году. Маститый Билл Милковски, написавший liner notes к альбому Tor & Vale, сравнил этот чисто британский дуэт с резонансом среди поклонников ЕСМ при ...
Над композициями к альбому New Thing итальянский джазовый гитарист Мартино Верчези работал с особым чувством: у него родился сын-первенец, и это, конечно, придало дополнительный творческий импульс счастливому родителю. А вото альбом New Thing для ...
Венгерский музыкант Мартон Юхаш впервые получил широкую известность у себя в стане в 2005 году, выиграв национальный конкурс перкуссионистов. После этого он учился в Англии и США, в известном колледже Беркли. В 2012 году он вернулся в Европу и стал ...
В 2017 году был издан дебютный альбом Мэри Энн Кеннеди An Dàn. Наш сайт рассказывал об этой работе и ее создательнице. И вот – новая работа Кеннеди: Glaschu – Hometown Love Song. Ну, что такое Hometown Love Song – более-не ...
Если еще не перевелись строгие ревнители академических традиций, не признающие ничего, кроме классики, то пианист из Монреаля Мэтт Гершковиц наверняка примирит их с джазом – разумеется, в том варианте, который он исповедует. В Монреале Мэтт ...
Еще одно новое для меня и для наших читателей имя, на сей раз из американской «глубинки», из Горного штата Колорадо. Бас-гитарист Мэтт Скеленджер родился, вырос и получил музыкальное образование в Денвере. Впрочем, затем Мэтт продолжил ...
В ноябре 2018 года басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери пригласили приехать с небольшой группой в Португалию для участия в джазовом фестивале в Гимараеше. Мэтт собрал команду из своих старых приятелей и творческих единомышленников, с которыми ...