Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы вместе с подробностями биографии музыканта есть в соответствующем разделе сайта), были заполнены концертными турами и выступлениями с собственной группой, коллаборациями со многими известными мастерами американского джаза, сочинением музыки для кино и телевидения и – подготовкой к новым собственным проектам. Дискографию Артема пополнил изданный, как и его предшественник, лейблом Ghost Note Records альбом Alone.
В отличие от Citizen, этот проект состоит полностью из авторских композиций Манукяна, а вот играет он один, несмотря на «одинокое» название альбома, только в четырех треках из десяти, включая, разумеется, и титульную. Впрочем, даже в этих пьесах возникает ощущение, что звучит дуэт, а порой и трио (когда Артем использует перкуссионные свойства корпуса инструмента) музыкантов. На своей страничке в Facebook Манукян называет себя «не совсем таким виолончелистом, к которым вы привыкли». И это действительно так. Сочетание солиднейшей академической базы, джазового подхода к исполнению и опыта игры в качестве басиста делает его игру уникальной. Я не услышал в альбоме в принципе каких-то слабых или неубедительных пьес, но, так уж получилось, что к его вершинам отнесу прежде всего именно сольные вещи Артема: помимо титульной, это изумительная по красоте «испанская фантазия» The Form, которую хочется слушать еще и еще, парад возможностей инструмента Celloart и композиция Next Step, где Манукян заставил меня вспомнить скрипичного джазового виртуоза Понти времен расцвета.
А что же пьесы, где к Артему присоединяются его гости? Не менее интересно, и каждая – по-своему. В двух треках, стартовом и финишном, Манукян вводит в ткань музыки поэтическое слово (Нарек Овсепян), но если в Intro его виолончель звучит в подчеркнуто классическом стиле, то Not Alone выдержан, скорее, в стилистике авант-фьюжн. Здесь, кстати, как и в еще одной пьесе, с Манукяном играет и участник его предыдущего проекта, известный басист Тим Лефебвр. Есть в альбоме и еще одна связь с предшественником: дуэт с пианистом Варданом Овсепяном продолжен на этот раз в тонкой и самой джазовой по духу Last Chance To. В двух композициях звучит вокал: в Every Time это именитая Гретхен Парлато, а в нежнейшей балладе для голоса и виолончели Duet # 2 – Майкл Майо (еще один «пик» альбома, на мой вкус).
Не раз выше по тому или иному поводу упоминался Citizen. И это естественно. Артем Манукян ни в чем не отступил от той полистилистики, основанной на высоком исполнительском мастерстве, которую явил Citizen, но в Alone он во всех отношениях, как мне показалось, поднялся на новый творческий уровень – и это явно не предел для талантливого музыканта!
Джаз и кино всегда шли рядом – они ведь даже почти ровесники по возрасту. Не забудем, что и самый первый в истории звуковой фильм с перекрашенным в темнокожего Элом Джолсоном назывался именно «Певец джаза». И важное место в истории ...
Ти Кей Блю выглядит фантастически (человеку с саксофоном на обложке альбома 66 лет!) и играет соответственно. Этот музыкант карибского происхождения (его родители родом с Ямайки и Тринидада) родился в нью-йоркском районе Бронкс и звали его Юджин ...
Оригинальная обложка альбома Stay Calm, на которой «Давид» Микеланджело представлен одновременно в двух ракурсах, неплохо иллюстрирует основную интригу музыки The Beat Freaks, где многое строится на контрапункте между двумя основными ...
Тот случай, когда сайдмены известно значительно больше, чем создатели проекта. Брайан Линч, Дональд Харрисон, Ральф Питерсон – громкие имена, множество знаменитых партнеров, а объединяет их в данном случае два факта: все трое в разное время ...
Блюз – это черная музыка, кантри – это белая музыка. Так было в Америке когда-то. Но сегодня все совершенно иначе. Уже лет пятьдесят (примерно) блюз играют, и играют классно, как белые, так и темнокожие музыканты. То же можно сказать о ...
Вот и еще одно имя из каталога артистов лейбла Whaling City Sound становится ближе нашим читателям. Гитарист и композитор Джим Робитейл впервые выпустил альбом под названием To Music с этим логотипом еще в далеком 2004 году, и альбом тот оказался ...
Вот и новая встреча с канадским джазовым барабанщиком, бэнд-лидером и композитором Марком Келсо. Это имя не раз появлялось на наших страницах в обзорах канадских джазовых альбомов, в том числе и записанного Келсо в качестве лидера группы The Jazz ...
Лейтесь, песни! Лейтесь над всей планетой песни Питера Гэбриэла и группы Genesis! И хотя группа Genesis уже ушла в историю, а давным-давно расставшийся с ней Гэбриэл увлечен совсем другими проектами, миллионы поклонников одного из самых выдающихся ...
Не знаю, почему американские музыканты избрали для своего коллектива столь невыразительное, как лицо агента спецслужб, стремящегося затеряться в толпе, название. Возможно, дело в том, что все для группы The Session начиналось действительно с ...
Рассказ о своей биографии в информации для прессы музыканты французского ансамбля The Soul Jazz Rebels предваряют цитатой из Би Би Кинга: «Блюз? Это – мать американской музыки. Источник – вот что это такое». И цитата уже сама ...
Шесть лет назад, в интервью с бельгийским гитаристом и композитором Мишелем Дельвилем (оно есть на сайте) я обратил внимание, что в 2019 году ему исполнится пятьдесят и поинтересовался, каких целей он хотел бы достичь к этому времени. Мишель ответил ...
Никогда ранее не слышал об этом составе и его лидере – и влюбился с первого же альбома! С первого для меня, а для theBABAorchestra и его лидера (Лорин) Элизабет Баба (не спрашивайте меня, почему имя пишется именно так – так надо, так и ...