14 февраля 2020 года, день, когда я пишу эти строки, - дата официального релиза альбома Дэна Лумиса Job’s Trials. Не буду заранее раздавать авансы, называя этот альбом выдающимся, эпохальным и так далее – будущее покажет. Но то, что это работа редчайшая для джаза, работа штучная и необычная – бесспорно. Над этим проектом живущий в Нью-Йорке басист, композитор и автор сценария (да, в данном проекте уместно говорить о сценарии) Дэн Лумис работал много лет. На его обложке, рядом с названием, стоит скромное пояснение: «Цикл джазовых песен». Наверное, тут уместнее другой термин, тревожащий сразу несколько великих теней: «Джазовая оратория». И вспоминаю я в этой связи два имени: Гендель и Эллингтон. Георг Фридрих Гендель был непревзойденным в академической музыке автором ораторий на библейские сюжеты. Концерты духовной христианской музыки великий джазовый бэнд-лидер и композитор Дюк Эллингтон считал важнейшей частью собственного творчества. По стопам обоих великанов пошел Лумис, создав альбом на основе одного из сложнейших библейских текстов – «Книги Иова» из Ветхого Завета.
В альбом вошло четырнадцать треков. Половина из них, включая стартовое вступление our narrator, Ha Satan, proposes a bet, - это комментарии загадочного персонажа Книги Иова, именуемого Сатан или, дословно, Противоречащий". Именно он призывает Бога испытать крепость веры Иова, насылая на него беды и страдания. Его роль в проекте Лумис доверил бродвейскому театральному актеру Дэниэлу Брикеру. После каждого комментария следует музыкальная композиция, отражающая тот или иной эпизод Книги Иова. Все они сочинены самим Лумисом, и только финальная композиция Dear Lord – это знаменитое творение Колтрейна. Инструментальная группа, задействованная в проекте невелика: это сам Лумис, гитарист Джефф Майлс и давнишний соученик Лумиса по Eastman School of Music ударник Джаред Шониг, с которым они часто сотрудничают последние семнадцать лет. При поддержке этой группы идею проекта воплощают две певицы корейского происхождения – Юн Сун Чой и Сон И Чжон. Думаю, своим эмоциональным воздействием на слушателя Job’s Trials во-многом обязан удачным выбором вокалисток. Обе очень выразительно и эффектно, не нарушая джазового контекста музыки Лумиса, выглядели и в пении текстовых эпизодов, и в технике скэта. Не знаю, думали ли об этом Лумис и его вокалистки, но мне при прослушивании Job’s Trials сразу вспомнился вокал Гейл Моран в давнем и тоже сюжетном проекте Чика Кориа The Mad Hatter мотивам «Алисы в Стране Чудес»: по-моему, тут много общего.
Ну, и несколько слов об авторе этого необычного проекта. Дэн Лумис, опытный и искуссный джазовый басист, работает также с собственным квартетом и группами The Wee Trio и Spoke. Для него это третий сольный проект, причем, после десятилетнего перерыва. При работе над Job’s Trials Лумису оказал поддержку крупнейший католический храм Нью-Йорка – Собор Св. Петра. У Дэна есть и еще одна работа в жанре «джазовой оратории», посвященная уже Страстям Христовым. Надеюсь дождаться ее издания.
Сделавший себе имя в российском джазе и, тем более, в родном Татарстане, тенор-саксофонист Азат Баязитов в настоящее время активно отвоевывает себе место под солнцем на самой большой джазовой сцене мира – в Нью-Йорке. Важным этапом его карьеры ...
После февральского релиза альбома слепого индийского мультиинструменталиста Балуджи Шривастава Seasons of India британский лейбл ARC Music выпускает его большую новую работу Indian Classical Interactions. В рецензии на Seasons of India (ее легко ...
В феврале лондонский лейбл ARC Music делает щедрый подарок любителям индийской классической музыки: поступает в продажу новый альбом Балуджи Шривастава Seasons of India. Шривастав – один из самых ярких представителей современной североиндийской ...
В конце 2017 года швейцарская скрипачка Патриция Боссар и франко-швейцарский саксофонист Бертран Денцлер гостили в Петербурге, как представители оркестра ONCEIM – Orchestra of New Musical Creation, Experimentation and Improvisation, и выступили ...
Не часто в джазе свободной формы в качестве основного солирующего инструмента выступает вибрафон. Альбом Fifth Season – как раз такой неординарный случай. Его записал на «лейбле музыкантов» Amalgam Records уроженец Пенсильвании и житель Чикаго Бен ...
Сын и внук композиторов, даже имя свое получивший в честь Бена Уэбстера, датчанин Бенджамин Коппель не мог не стать музыкантом. Начинал он с ударных, но с 13 лет играет на саксофоне. Как рассказывает сам Коппель, список его любимых саксофонистов ...
Совсем недавно мы рассказывали нашим читателям о двойном альбоме The Art of the Quartet, записанном датским альт-саксофонистом Бенджамином Коппелем в альянсе со звездами американского джаза. Но швейцарский лейбл Unit Records выпустил одновременно ...
65-летний англичанин Бенн Клэтворси заявил о себе на британской музыкальной сцене в Лондоне в 70-е годы. В 1980 году он переехал в Лос-Анджелес, чтобы изучать искусство игры на саксофонах, кларнетах и флейтах у Фила Собеля, да так и прижился на ...
Бенни Рубин-младший – музыкант - саксофонист из поколения «молодых львов», активно завоевывающих в последние годы место под джазовым солнцем. Родился он в городе Флинт, Мичиган, там же начал заниматься музыкой, но когда успехи и талант Бенни стали ...
Энергичное название в повелительном наклонении, энергичная музыка, сорокашестиминутный альбом «проглатывается» на одном дыхании – как в детстве, когда в первый раз в жизни читаешь «Три мушкетера» - отличный альбом получился у Брайана Кукена и его ...
Тридцать восемь лет назад, в марте 1982 года, объединенная любовью к музыке группа друзей-одноклассников из Булавайо, Зимбабве создала этот вокальный коллектив. Его название Black Umfolosi связано с названием реки Умфолози Омнияма в провинции Наталь ...
Боб Глюк (р.1955) – крупный мастер в сфере джазового авангарда и электронной музыки. Как пианиста Карл Аккерман из All About Jazz ставит его в один ряд с Эндрю Хиллом и Сесилом Тейлором. В ряду его партнеров значатся такие громкие имена, как Джейн ...