14 февраля 2020 года, день, когда я пишу эти строки, - дата официального релиза альбома Дэна Лумиса Job’s Trials. Не буду заранее раздавать авансы, называя этот альбом выдающимся, эпохальным и так далее – будущее покажет. Но то, что это работа редчайшая для джаза, работа штучная и необычная – бесспорно. Над этим проектом живущий в Нью-Йорке басист, композитор и автор сценария (да, в данном проекте уместно говорить о сценарии) Дэн Лумис работал много лет. На его обложке, рядом с названием, стоит скромное пояснение: «Цикл джазовых песен». Наверное, тут уместнее другой термин, тревожащий сразу несколько великих теней: «Джазовая оратория». И вспоминаю я в этой связи два имени: Гендель и Эллингтон. Георг Фридрих Гендель был непревзойденным в академической музыке автором ораторий на библейские сюжеты. Концерты духовной христианской музыки великий джазовый бэнд-лидер и композитор Дюк Эллингтон считал важнейшей частью собственного творчества. По стопам обоих великанов пошел Лумис, создав альбом на основе одного из сложнейших библейских текстов – «Книги Иова» из Ветхого Завета.
В альбом вошло четырнадцать треков. Половина из них, включая стартовое вступление our narrator, Ha Satan, proposes a bet, - это комментарии загадочного персонажа Книги Иова, именуемого Сатан или, дословно, Противоречащий". Именно он призывает Бога испытать крепость веры Иова, насылая на него беды и страдания. Его роль в проекте Лумис доверил бродвейскому театральному актеру Дэниэлу Брикеру. После каждого комментария следует музыкальная композиция, отражающая тот или иной эпизод Книги Иова. Все они сочинены самим Лумисом, и только финальная композиция Dear Lord – это знаменитое творение Колтрейна. Инструментальная группа, задействованная в проекте невелика: это сам Лумис, гитарист Джефф Майлс и давнишний соученик Лумиса по Eastman School of Music ударник Джаред Шониг, с которым они часто сотрудничают последние семнадцать лет. При поддержке этой группы идею проекта воплощают две певицы корейского происхождения – Юн Сун Чой и Сон И Чжон. Думаю, своим эмоциональным воздействием на слушателя Job’s Trials во-многом обязан удачным выбором вокалисток. Обе очень выразительно и эффектно, не нарушая джазового контекста музыки Лумиса, выглядели и в пении текстовых эпизодов, и в технике скэта. Не знаю, думали ли об этом Лумис и его вокалистки, но мне при прослушивании Job’s Trials сразу вспомнился вокал Гейл Моран в давнем и тоже сюжетном проекте Чика Кориа The Mad Hatter мотивам «Алисы в Стране Чудес»: по-моему, тут много общего.
Ну, и несколько слов об авторе этого необычного проекта. Дэн Лумис, опытный и искуссный джазовый басист, работает также с собственным квартетом и группами The Wee Trio и Spoke. Для него это третий сольный проект, причем, после десятилетнего перерыва. При работе над Job’s Trials Лумису оказал поддержку крупнейший католический храм Нью-Йорка – Собор Св. Петра. У Дэна есть и еще одна работа в жанре «джазовой оратории», посвященная уже Страстям Христовым. Надеюсь дождаться ее издания.
«…Чувства добрые он лирой пробуждал». Я позволил себе процитировать с небольшим искажением строку Александра Сергеича, потому что, как мне кажется, она очень точно характеризуют суть творчества петербургского музыканта Ивана Розмаинского. Чтобы ни ...
Первая для нашего сайта встреча с интереснейшим коллективом под названием Cool Spring. Появился он, если я не ошибаюсь, три года назад и объединил в одну команду людей весьма не ординарных. Итак, знакомьтесь! Бернхард Вёстхайнрих – немецкий ...
Португальская традиционная музыка фаду внесена ЮНЕСКО в 2011 году в список нематериального культурного наследия человечества. Горечь ударов судьбы, сладкие воспоминания о былом счастье, надежды на будущее – все это уникальная по стилистике ...
Grateful Dead со своим харизматичным лидером Джерри Гарсия – коллектив, прочно вошедший в историю рок-музыки, и особенно – американской. Они были одними из основоположников психоделик-рока, а впоследствии отдавали в своих работах дань фолку и кантри ...
Дан Коста, значительная часть музыкальной души которого живет в Бразилии, но англичанин по месту рождения и жительства, а также итало-португалец по происхождению, выпустил свой новый, третий по счету альбом, говоря о котором приходится не раз ...
Соло басиста при исполнении джазовой композиции ансамблем можно услышать часто. Совсем другое дело сольный альбом басиста, играющего на акустическом инструменте. Контрабас – не гитара и не фортепьяно. Записать целый альбом собственных композиций для ...
Отличный повод познакомиться с творчеством американского джазового трубача Дэна Розенбума. Я, во всяком случае, остался весьма доволен этим знакомством, благодаря Scholz Productions и новому альбому Дэна Absurd In The Anthropocene, который поступает ...
Вокалистка и композитор Дана Сандлер родилась в Майами, Флорида. Музыке она училась сначала в родном штате, а затем в Бостоне, в Консерватории Новой Англии. Был в ее биографии период, когда она отошла от музыки и увлеклась медициной, но затем все же ...
Географически Эквадор и Польша очень далеки друг от друга. Однако, если провести замысловатую линию, соединяющую Кито и Варшаву, то на ней, примерно посередине, обязательно должен поместиться испанский город Валенсия. Именно там, в европейском ...
Вынужденное затворничество в связи с пандемией Covid-19 иногда приносит неожиданные плоды. Пришлось сидеть по домам и музыкантам Marbin, чикагской группы с израильскими корнями, что особенно болезненно для коллектива, привыкшего концертировать очень ...
Опера – музыкальный символ Италии и гордость итальянского музыкального искусства. Не удивительно, что представители других жанров итальянской музыки ищут вдохновение в творчестве оперных гениев своей родины. Удивительно другое – насколько глубоко и ...
Ни пианиста Дэйва Андерсона, ни перкуссиониста Майка Винго не отнесешь ни к мировым звездам, ни даже к музыкантам с известностью общеамериканского масштаба. Но эти музыканты работают вместе уже полтора десятка лет, дуэт фортепьяно – перкуссия ...