14 февраля 2020 года, день, когда я пишу эти строки, - дата официального релиза альбома Дэна Лумиса Job’s Trials. Не буду заранее раздавать авансы, называя этот альбом выдающимся, эпохальным и так далее – будущее покажет. Но то, что это работа редчайшая для джаза, работа штучная и необычная – бесспорно. Над этим проектом живущий в Нью-Йорке басист, композитор и автор сценария (да, в данном проекте уместно говорить о сценарии) Дэн Лумис работал много лет. На его обложке, рядом с названием, стоит скромное пояснение: «Цикл джазовых песен». Наверное, тут уместнее другой термин, тревожащий сразу несколько великих теней: «Джазовая оратория». И вспоминаю я в этой связи два имени: Гендель и Эллингтон. Георг Фридрих Гендель был непревзойденным в академической музыке автором ораторий на библейские сюжеты. Концерты духовной христианской музыки великий джазовый бэнд-лидер и композитор Дюк Эллингтон считал важнейшей частью собственного творчества. По стопам обоих великанов пошел Лумис, создав альбом на основе одного из сложнейших библейских текстов – «Книги Иова» из Ветхого Завета.
В альбом вошло четырнадцать треков. Половина из них, включая стартовое вступление our narrator, Ha Satan, proposes a bet, - это комментарии загадочного персонажа Книги Иова, именуемого Сатан или, дословно, Противоречащий". Именно он призывает Бога испытать крепость веры Иова, насылая на него беды и страдания. Его роль в проекте Лумис доверил бродвейскому театральному актеру Дэниэлу Брикеру. После каждого комментария следует музыкальная композиция, отражающая тот или иной эпизод Книги Иова. Все они сочинены самим Лумисом, и только финальная композиция Dear Lord – это знаменитое творение Колтрейна. Инструментальная группа, задействованная в проекте невелика: это сам Лумис, гитарист Джефф Майлс и давнишний соученик Лумиса по Eastman School of Music ударник Джаред Шониг, с которым они часто сотрудничают последние семнадцать лет. При поддержке этой группы идею проекта воплощают две певицы корейского происхождения – Юн Сун Чой и Сон И Чжон. Думаю, своим эмоциональным воздействием на слушателя Job’s Trials во-многом обязан удачным выбором вокалисток. Обе очень выразительно и эффектно, не нарушая джазового контекста музыки Лумиса, выглядели и в пении текстовых эпизодов, и в технике скэта. Не знаю, думали ли об этом Лумис и его вокалистки, но мне при прослушивании Job’s Trials сразу вспомнился вокал Гейл Моран в давнем и тоже сюжетном проекте Чика Кориа The Mad Hatter мотивам «Алисы в Стране Чудес»: по-моему, тут много общего.
Ну, и несколько слов об авторе этого необычного проекта. Дэн Лумис, опытный и искуссный джазовый басист, работает также с собственным квартетом и группами The Wee Trio и Spoke. Для него это третий сольный проект, причем, после десятилетнего перерыва. При работе над Job’s Trials Лумису оказал поддержку крупнейший католический храм Нью-Йорка – Собор Св. Петра. У Дэна есть и еще одна работа в жанре «джазовой оратории», посвященная уже Страстям Христовым. Надеюсь дождаться ее издания.
Когда музыка исполняется только ударными - это всегда и красиво, и зрелищно (если, конечно, тебе повезло наблюдать за действом вживую). И стилистика тут может быть любая: хороши и академический ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, и ...
«Пабло Эмбон остается верен себе и, в то же время, меняется, причем в сторону, которая мне кажется более интересной», - так я сформулировал сам для себя впечатления от прослушивания альбома Harmony Tales. Но чтобы читатель согласился или не ...
Видимо, рецензия на страницах jazzquad.ru на альбом квинтета аргентинских импровизаторов из Ла-Платы No Comunica послужила причиной того, что один из участников того проекта, саксофонист Матиас Формика, прислал линк с альбомом другого участника – ...
У этого коллектива «говорящее» название: Pacific – потому что с Западного побережья США, а Mambo сразу выдает приверженность к афро-кубинской музыке. Первоначально основанный в 2010 году мексиканским пианистом Кристианом Тумаланом и немецким ...
Пираты Карибского моря существуют не только на экране, они существуют и сегодня. Правда, называются они Mighty Pirates Troubadours, а капитаном у них не Джек Воробей, а Папо Васкес, да и портом приписки значится Нью-Йорк. Но в нашем шутливом ...
Из своих 42-х лет (он родился в сентябре 1978 года) альт-саксофонист, композитор и педагог, обладатель дипломов Беркли, Манхэттен Скул оф Мьюзик и Джульярда Патрик Корнелиус последние 18 лет живет и работает в Нью-Йорке. За эти годы он стал большим ...
Не стоит искать ядовитую иронию относительно качества российских дорог в названии этого альбома. Речь идет о российских дорогах в самом прямом смысле слова. Их немало исколесил нидерландский саксофонист Пауль ван Кеменаде, последние несколько лет ...
Канадский джазовый квартет из Торонто Peripheral Vision существует уже десять лет. Основная его движущая сила – это гитарист Дон Скотт и басист Майкл Херринг, они пишут исполняемую музыкантами музыку. За эти годы квартет записал четыре альбома, ...
Питер Кэмпбелл с его канадской мамой и американским папой - идеальный североамериканец. Он родился и вырос в Нью-Йорке, но на каникулы всегда отправлялся к родственникам в Онтарио или Новую Шотландию. Музыкой, и в частности вокалом, он начал ...
Профессионализм, талант и креативность вовсе не обязательно должны подкрепляться дипломами Беркли или Джульярда. Тридцатилетний опыт пианиста и композитора из Оттавы Питера Хама с успехом это доказывает. Да, сегодня музыкант-самоучка – редкость в ...
Уже несколько раз в поле зрения нашего сайта попадали альбомы, выпущенные лейблом Roots2Boot Recordings. И вот пришла пора встретиться с его очередным релизом, где представлен сам шеф этого лейбла, а заодно – куратор международного джазового ...
Французский лейбл Bonsai Musique выпустит в конце марта этот альбом, ставший пятым в карьере канадской исполнительницы Рэйчел (возможно, точнее будет Рашель, поскольку она родилась во франкоязычном Квебеке) Терьен. Своей игрой на трубе и ...