Уже с 18 лет родившаяся в Гетеборге шведская флейтистка Эльза Нильссон живет в США. В 2013 году она получила степень магистра в Нью-Йоркском университете, а три года спустя, в 2016-м, выиграла престижный конкурс флейтистов в джазовой категории. Нильссон активно выступает в ведущих джазовых клубах Нью-Йорка, участвует в фестивалях в США и родной Скандинавии. Среди ее партнеров можно встретить имена Джона Кроухерда, Брэда Шепика, Джейми Баум и других известных мастеров джаза. Hindsight – это уже третий ее альбом в качестве лидера.
Записан он с участием квартета Эльзы Нильссон, в котором играют гитарист Джефф МакЛафлин, басист Алекс Минье и ударник Коди Ран. Альбом у Эльзы получился очень приличный. Стилистически он выполнен на пересечении разных направлений: многим пьесам присуща чисто академическая форма, в которую часто вплетены жесткая роковая ритмика (да и некоторые гитарные соло) и затейливые импровизационные, чисто джазовые моменты. Лучшим треком альбома я назвал бы Trickle Down. Хочется отметить и безусловное техническое мастерство Эльзы и ее партнеров. Это – если говорить о музыке. Но пафос Hindsight выходит далеко за ее рамки.
Джаз никогда не был башней из слоновой кости и живо откликался на состояние общества, в котором он живет. Достаточно вспомнить, что фри-джаз родился, как реакция темнокожих музыкантов на расовое неравенство в США. Hindsight Эльзы Нильссон с первого и до последнего трека – это еще и социально-политическое высказывание средствами музыки, в данном случае – джаза. Мне не первый раз приходится встречаться с работами, создателям которых очень не нравится нынешний президент США Дональд Трамп. Обратных вариантов пока не наблюдалось. Остается констатировать, что существенное большинство людей искусства, подобно многим представителям интеллектуальной элиты обоих побережий Штатов, в штыки встретило избрание Трампа в 2016 году. Это именно констатация, оценок здесь не будет. Нильссон – ярая противница Трампа и тех изменений, которые его избрание привнесло в жизнь Америки. В каждой композиции ее нового альбома ритмическая структура выстроена на основе лозунгов-кричалок, звучавших на демонстрациях людей, недовольных его политикой. Changed In Mid Air осуждает закон об ограничении въезда мигрантов, Will Help Come? клеймит позором задержку помощи жертвам урагана «Мария» в Пуэрто-Рико, Enough Is Enough призывает к ограничениям в продаже оружия в связи с очередным школьным расстрелом. What Can I Do?, посвященную расовым проблемам, Нильссон даже написала, пользуясь не привычной со времен Шонберга двенадцатитонной, а одиннадцатитонной системой, подчеркивая отсутствие полной гармонии в этой сфере. Вот такой, музыкально-джазово-политический альбом. С ним в течение 2020 года (альбом увидит свет в феврале) Нильссон собирается выступать по всей стране и сделать соответствующий клип к каждому треку. Борьба продолжается! Ваше отношение к этой музыке и к ее месседжу остается за вами.
В прошлом году мне впервые довелось услышать и представить нашим читателям петербургский коллектив Roz Vitalis с концертным альбомом Great Expectations Live (тот обзор легко можно найти на сайте). И вот – новая встреча, и вновь с концертным ...
Новый линк из Санкт-Петербурга заставил подивиться многогранности музыканта и композитора Ивана Розмаинского: вслед за его работами в рамках Roz Vitalis, Fair Wind Pleases и Compassionizer (два последних проекта появились в текущем году), наши ...
Прочитав пресс-релиз еще до прослушивания альбома, я несколько скептически воспринял цитату из Chicago Tribune: «Originations явно выводит Коэна в первые ряды современных джазовых композиторов». Понятно, думалось мне, респектабельная чикагская ...
Представьте себе небольшой кабачок с широко открытыми окнами, из которых доносится сложный аромат острой пищи, спиртного, разгоряченных танцами тел и – музыки, звуки которой создают особую атмосферу в залитом солнцем приморском городе, утопающем в ...
Летом этого года Джиму Квескину исполняется восемьдесят лет. Вам незнакомо это имя? А вот в США Джим – фигура легендарная. Давным-давно, в 1963 году он организовал Jim Kweskin Jug Band (джаг-бэнд – это группа, использующая наряду с обычными ...
Одно из лиц (и весьма симпатичных во всех смыслах этого слова) современного датского джаза. Сара Элгети когда-то начинала свое знакомство с музыкой с гитары, но уже в 15 лет она начала играть на тенор-саксофоне в школьном оркестре, а затем получила ...
Сара Торп – французская джазовая певица англо-французского происхождения. Родилась она под Парижем, в искусство джазовой вокалистики ее посвящали такие известные личности, как Мишель Хендрикс, дочь известного американского джазового певца Джона ...
На сей раз питерский лейбл Rainy Days Records предлагает нашему вниманию альбом своего арт-директора, барабанщика Саши Машина. Для Машина, чье полное имя, конечно, звучит, как Александр, это уже второй альбом в качестве лидера (после весьма ...
Нестандартное название коллектива кого-то может поставить в тупик: что это? Семейный коллектив большого клана Шапиро в духе знаменитых Jackson 5? Спешу прояснить ситуацию, все проще: Шапиро тут только один, это обладатель степени в Manhattan School ...
Удивительный диск мне сегодня довелось послушать. «Себ Брун, искусство ритма, который одновременно является органическим и механическим, который трогает сердце современника». Очень точно и емко написал о создателе этого проекта Jazz Magazine. ...
Бразильский барабанщик и композитор Серхио Виейра получил степень бакалавра в Сан-Паулу, а для продолжения учебы переехал в Португалию, и следующую степень в области джаза и игры на ударных инструментах получил уже в Порту, где он живет с 2017 года. ...
Японский трубач Сюндзо Оно – личность выдающаяся, и я рад, что встреча с ним на электронных страницах jazzquad.ru наконец-то состоялась. Оно родился в префектуре Гифу в 1949 году. Уже в 20 летнем возрасте он считался одним из сильнейших джазовых ...