В конце 2015 года на нашем сайте было опубликовано интервью, которое живущая с 1992 года в Греции и родившаяся в Тунисе певица Ламия Бедьуи дала Анне Ржевиной. Его легко можно найти на сайте с помощью окна «поиск», там много биографических подробностей, поэтому сейчас стоит эти моменты опустить. То интервью было приурочено к выпуску второго альбома певицы – Athamra, а сегодня мы представляем своим читателям ее дебютный альбом Fin’amor. Дело в том, что в 2019 году Fin’amor, впервые вышедший в 2006 году, был полностью перезаписан и подвергнут ремиксингу и ремастерингу. Так что, знакомиться довелось с совершенно новым вариантом этой работы. О ней и поговорим.
Средиземноморье – это родной мир для Ламии Бедьуи и чрезвычайно важный регион для исторического, культурного, религиозного развития всего человечества. Песни народов, живущих в этом регионе, стали основным содержанием альбома Fin’amor. Здесь вы найдете, скажем, целый цикл из четырех традиционных свадебных песен арабов Палестины, традиционные и тоже связанные с браком песни алжирских берберов, экспрессивный и ироничный образчик музыки раи, родившейся в 30-х годах прошлого века в алжирском Оране и перебравшейся вместе с его обитателями во Францию, песню, написанную еще в 1927 году известным егитпетским музыкантом Мохаммедом Вахабом и песню по мотивам григорианского хорала, сочиненную в 1998 году известной французской исполнительницей духовной музыки разных народов Катерин Браславски. И в каждом случае Ламия словно путешествует во времени и пространстве, первоплощаясь в представителя того или иного этноса, делает это талантливо и чрезвычайно убедительно. Несколько особняком для меня в этом проекте стоит ее цикл из четырех песен Metamorphosis, где Бедьуи объединила в одно целое музыку эскимосов, лапландцев и йеменитов. Мне показалось, что здесь певица уж слишком далеко отошла от заявленного «средиземноморского круга».
Но тут я вспомнил про ее основного партнера, греческого музывканта Солиса Барки. Список инструментов, которыми он оперирует, просто поражает воображение. В основном это перкуссионные инструменты разного этнического происхождения, что идеально соответствует предпринятому Ламией Бедьуи «путешествию во времени»: голос и ритм, отбиваемый с помощью подручных материалов или собственного тела – так, возможно, в древнейшие времена и зарождалась музыка. Но Солис в своем в высшей степени конгениальном аккомпанементе использует не только перкуссионные, но и духовые инструменты – от еврейского ритуального рога шофар до диджериду австралийских аборигенов, совсем не придерживаясь каких-то региональных ограничений. А тот же квазигригорианский хорал от Браславски звучит в альбоме под аккомпанемент критской лиры (Димитрис Чиотис). Так что, музыка Fin’amor получает новое, глобальное качество. Это подлинная world music.
А самое сильное впечатление на меня произвел цикл из трех песен Anderleto. Здесь Ламия обратилась к популярной у евреев-сефардов легенде о королеве Фридегунде, жившей во времена Меровингов. Королева убаюкивает своих четверых детей, одновременно признаваясь в любви к своему слуге и говоря о том, что двое детей – от короля, а двое – от него. И все это слышит бесшумно вошедший в комнату король, некстати вернувшийся с охоты… Первая песня цикла - это традиционная песня сефардов Болгарии, вторая – сефардов Боснии, а заключительную Ламия сочинила сама. Как мне кажется, эмоциональное погружение в тему и вокальные возможности певицы здесь проявились особенно ярко. К этому циклу примыкают и два заключительных трека альбома: традиционная мелодия L’Estamaire из Прованса и любовный гимн анонимного трубадура XIII века Belle Doette. И тут впору вспомнить о названии альбома. Fin’amor – это понятие из лексикона трубадуров того же времени, обозначавшее идеальную любовь. Для самой Ламии, как она пишет в liner notes альбома – это источник вдохновения в постоянном поиске ускользающего идеала…
Пианист и композитор Алан Розенталь начал играть джаз не вчера – это видно по фотографии на обложке. Уроженец Нью-Йорка, он начинал еще ребенком с академической музыки и обучался игре на фортепьяно и композиции. Джазом Алан увлекся уже в ...
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...
Оги Хаас поет и играет на трубе. Как Армстронг. Но, конечно же, совсем по-другому. Оги родился и вырос в Милуоки, Висконсин, секреты музыкального искусства постигал в Чикаго и Майами, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. В рамках своей карьеры ...
Итальянский баритон-саксофонист из Апулии (городок Барлетта) Джузеппе Доронцо, турецкий басист из Стамбула Эсат Экинчиоглу и швейцарский перкуссионист из Цюриха Пино Базиле – все они сегодня живут и работают в Нидерландах и основали здесь, в ...