Для кого-то Ибица, один из принадлежащих Испании Балеарских островов в Средиземном море, - это место шумных молодежных тусовок в бесчисленных клубах, известнейший европейский курорт. Для меня же последние пять лет Ибица – это место, где живет прекрасный музыкант, саксофонистка и композитор из Австрии Мюриэль Гроссман. Все ее работы, начиная с 2015 года обозревались на нашем сайте, и я получил прекрасную возможность следить за развитием творчества Мюриэль, которое, бесспорно, шло по нарастающей. Прошлогодний альбом Golden Rule (2018) показался мне самым сильным, и потому новый проект Reverence вызывал особый интерес.
«Благоговение» - так можно перевести это название. Перед чем? Ответ можно найти и в музыке, и в словах самой Мюриэль: «Что общего между джазовой и африканской музыкой и что делает это сходство настолько уникальным, так это то, что по своей сути, как самая сильная часть их основы, каждый музыкант имеет дело с определенным ритмом, который вносит свой вклад в целое, создавая тем самым разнонаправленные ритмы, также известные как полиритмия.» Да, в известном смысле, Reverence – это трибьют африканской музыке, да и африканской культуре в целом. Гроссман пренебрегла попытками подражания африканским ритмам и приемам построения композиций, Reverence – это, скорее, взгляд европейского джазового музыканта на Африку, взгляд глубокий, внимательный и уважительный, что особенно заметно в таких пьесах, как стартовая Okan Ti Aye, Tribu и Afrika Mahala. Все это уже само по себе отличает альбом от его предшественников, но кроме того изменился и сам саунд ансамбля.
Как и в предыдущих работах, рядом с Гроссман, которая здесь использует три типа саксофонов – сопрано, альт и тенор, мы видим ее постоянных партнеров: гитариста Радомира Милойковича, басистку Джину Шварц и ударника Уроша Стаменковича. Но к этой австро-сербской команде в Reverence присоединился еще и каталонский органист Лоренч Барсело, превратив привычный квартет в квинтет. Уже с первого трека понимаешь, как это сказалось на звучании коллектива, когда под квазиафриканский ритм саксофонная партия Мюриэль Гроссман находит надежную опору в звучании именно органа. В одной из лучших, на мой вкус, композиций альбома, лирично-философской Sundown, медитативное соло Мюриэль также только выигрывает от органного бэкграунда. Появление Барсело естественным образом уменьшило количество сольных партий Милойковича, но не их качество. Его гитара, как обычно, безукоризненна в Water Bowl, Chase, Afrika Mahala, а кроме того, взаимодействие гитара-орган также вносит в саунд новые краски и возможности. А вот сама Мюриэль верна себе. Ее игра по-прежнему необычайно эмоциональна и безукоризненна по технике. В зависимости от того, какой инструмент она использует в той или иной пьесе, я вспоминал, слушая ее игру, такие знаковые имена, как Уэйн Шортер или Джейн Айра Блум. Образцом ее мастерства саксофонистки могут послужить такие композиции, как Union, Sundown и Afrika Mahala, где саксофон вступает в диалог с самим собой. Что же до Гроссман-композитора, то африканские интонации альбома послужили для нее новым вызовом, с которым она справилась вполне успешно. Словом, Reverence знаменует определенный поворот в поисках этой очень талантливой исполнительницы и композитора.
Как и предыдущий альбом, Reverence издан эстонским лейблом RR GEM Records, на этот раз в формате 2LP. На четыре виниловые стороны уместилось по две композиции на каждую – длинные, развернутые, многоплановые сочинения, объемом звучания, как правило, в девять-одиннадцать минут. Думаю, они доставят много удовольствия и слушателям альбома, и зрителям ее выступлений в Хельсинки и Таллинне в начале декабря, где Мюриэль будет представлять свою новую работу.
Когда я читвл письмо Эммы Уоллес из лондонского лейбла Banksville Records, приславшей нам линк на этот альбом, то строки «Это очень-очень-очень (поверь мне – ОЧЕНЬ!!) необычный и смелый вариант исполнения фундаментальной джазовой ...
Необычайно урожайным выдался 2019-й год для камерунского композитора и мультиинструменталиста Фрэнка Бийонга: за один год он пополнил свою дискографию сразу на три альбома (начата она была еще в 2006 году). В 2019-м сначала появился альбом-трибьют ...
And So It Begins совсем не относится к разряду альбомов с так называемой «рождественской музыкой». Но вышло так, что я слушал этот дебютник от Лоис Бруно как раз в преддверие больших праздников конца года, и у меня осталось от этой ...
В 1901 году греческий водолаз обнаружил близ острова Антикитера затонувшее античное судно, где, среди прочих ценнейших артефактов, был поднят наверх некий загадочный механизм: деревянный корпус с циферблатами на двух сторонах и не менее тридцати ...
Благодаря сотрудничеству известного лейбла Dot Time Records с Домом-музеем Луиса Армстронга и Образовательным фондом Луиса Армстронга, в серии «Наследие» компания выпускает уже четвертый по счету альбом с ранее не издававшимися, ...
Итальянский музыкант Лука Ди Луцио – гитарист-универсал. Выпускник консерватории в Ферраре, он играет и на электрической, и на акустической, и на классической гитаре. Он играет в любом стиле: джаз, фанк, босса-нова, блюз, фьюжн и так далее. ...
Аргентинский исследователь звука Лусио Капесе второй раз записывается на петербургском лейбле Intonema Records. Дебютировал он в 2013 году альбомом Music for Flying and Pendulating Speakers, которого мне не довелось услышать, так что Elemental Pulse ...
Американская вокалистка Лин Стенли – превосходный стилист. Я убедился в этом еще пять лет назад, рецензируя ее альбом Potions (From The 50’s), выпущенный в 2014 году. Там Лин великолепно передала атмосферу 50-х годов, исполняя популярные ...
Бывает музыка, которая ложится в рамки определенного стиля, как патрон в обойму. А бывает другая, с которой все наоборот: «сопротивление материала» упорно мешает втиснуть данный проект в узкие стилистические границы. Примерно так обстоит ...
Не самая типичная кубинская исполнительница предстает перед нами в своем дебютном альбоме Explicaciones. Магела Эррера поет и играет на флейте, а также сочиняет музыку. Уроженка Гаваны, она изучала академическую музыку в местной консерватории, а ...
Новая (даже новейшая) волна российского джаза, будущее российского джаза – ни одно из этих громких определений не покажется пустым суесловием после знакомства с альбомом саксофониста Макара Кашицына Jazz Animals. Креативность композиторских ...
Так уж получается, что наш сайт стал настоящим летописцем творчества Marbin (конечно, субъективным): в архиве вы сможете найти рецензии на все альбомы группы, кроме первого – как те, что издавал лейбл MoonJune Records Леонардо Павковича, так и ...