Новый релиз британского лейбла ARC Music приглашает нас полюбоваться «Танцем в полнолуние» (так называется альбом) и другими образчиками традиционной музыки Мали, затейливо смешанными с современными западными ритмами с использованием, как национальных африканских инструментов, так и самых современных электронных синтезаторов и других «примочек». Проект Invisible System – детище анлийского продюсера, музыканта и этномузыколога с ирландскими корнями Дэна Харпера. Несколько лет назад он уже реализовывал аналогичный проект в Эфиопии, но с Мали его связывают особые отношения.
Жена Харпера – Хава Диабате, малийка из рода традиционных гриотов, певцов-сказителей-музыкантов в Западной Африке. На их свадьбе в столице Мали Бамако в 2003 году, сыгранной по местным обрядам, выступали многие участники этой записи. Через годы, уже после эфиопского проекта, Дэн вновь вернулся в Мали, снял дом на окраине Бамако и оборудовал там, насколько это возможно, студию звукозаписи, обложив для лучшей акустики стены помещения толстыми матрасами. Приехал он с целым рядом, написанных им еще в Англии сочинений. Хава познакомила его с местными музыкантами-гриотами, многие из которых уже имеют опыт выступлений в разных странах Западной Африки и Франции, например, с другом детства, гитаристом Банджугу Койяте или певшей на их свадьбе вокалисткой Асту Ниаме Диабате. Малийские музыканты вооружились, как современными гитарами, так и традиционными нгони, кора и разнообразной перкуссией. Как пишет в liner notes альбома Харпер по поводу одной из композиций, «….я сочинил Diarabi еще в Англии. Малийской команде понравилась эта музыка, они чувствовали себя в этой теме, как утки в воде, добавив в нее свой неподражаемый твист». Столь же позитиво шли и другие записи. Надо добавить, что производились они не только в Бамако, но и на севере страны, на родине Хавы, в Саме, где тогда (да, в общем, и сейчас) было очень неспокойно из-за террористических угроз, но это никого не остановило. Записей было сделано много. Дэн Харпер улетел в Англию, где занялся их тщательной обработкой. Материалов сессий хватило и на выпущенный в 2018 году на лейбле Riverboat Records альбом Bamako Sessions, и на нынешний проект. К сожалению, за истекшие годы не стало Самбу Койяте и Банджугу Койяте, так что Dance to the Full Moon – это еще и дань уважения ушедшим малийским музыкантам.
Девять треков альбома – это девять разных афро-евроейских музыкальных картинок. В стартовой Bajura (When Your Time is over Another Will Come) нельзя не поразиться мощи голоса Асту Ниаме Диабате. Очень современно звучит Toungaranke (Strange Land), а в Ebah (Proud Mothers) слушателям представлен образчик африканской психоделии. Diarabi (Love Power) и Juru (Too Much Credit) я бы назвал лучшими примерами синтеза совершенно разных музыкальных традиций. Zani (Hard Work) – это традиционная малийская песня с отличной гитарной работой Банджугу и в аранжировке Харпера, наконец, давшая название альбому Dance to the Full Moon – это совместное сочинение Харпера и малийского музыканта Сиди Туре, гимн меняющейся и пытающейся сохранить свои традиции Черной Африке.
Признаюсь, этот альбом меня поначалу удивил. RareNoise Records приучил к тому, что издаваемая лейблом музыка, отличается обычно некоей брутальностью саунда. А здесь – сольная виолончель? Но потом вспомнился основной принцип этого основанного в ...
Впервые на наших страницах появляется имя французского джазового пианиста и композитора Франка Амсалема, поэтому сначала немного о нем. Амсалем (р.1961) родился в Оране, на территории тогдашнего Французского Алжира, но детство провел в Ницце, где, ...
Альбом из Африки, необычный, яркий и экзотический, как тропическая бабочка. Столь же необычна и история его появления. Началась она совсем не с музыки, а с литературы. В 2018 году базирующаяся в Найроби, Кения организация Positively African, ...
Мне доводилось слушать и обозревать работы швейцарского трубача Франко Амборозетти разных лет. В 2019 году ему, ровеснику Чика Кориа или Эдди Дэниэлса, исполняется 78 лет: так сказать, осень патриарха. Но и осень бывает разной: бывает дождливой, ...
Гитарист из Лос-Анджелеса Гэри Дин Смит - опытный музыкант, за долгую музыкальную карьеру игравший самую разную музыку, но свой новый ЕР Awakening он сделал в стилистике, близкой к музыке фьюжн. Сделал не один: ансамбль Смита называется Xpansion Of ...
Прелесть работы с сайтом еще и в том, что постоянно открываешь для себя новые имена. Вот пианист и композитор из Нью-Йорка Джордж Коллиген, играющий, кстати, и на целом ряде других инструментов, - человек с опытом, репутацией, приличной ...
Вряд ли кто-то сможет опровергнуть тот факт, что «Молотильщик» (он же Thrasher) Джерри Джибс в последние годы является одним из самых популярных джазменов Америки. Как иначе объяснить, что все четыре его последних альбома неизменно ...
Подобно другой итало-американке, знаменитой Мадонне, уроженка Нью-Йорка Джинетта Миничелло в профессиональной деятельности не пользуется своей настоящей фамилией. Даже ее сайт назван именем коллектива, который она возглавляет много лет: ...
Давненько я не слушал Гордона Гудвина и его Big Phat Band! Последний раз это было – страшно сказать – в 2006 году, когда рецензировался альбом The Phat Pack. С тех пор утекло много воды, и, похоже, текла она в «правильном» ...
« Те, кому эти имена уже знакомы, вряд ли пропустят эту новинку от Whaling City Sound, тем же, кто ранее не слышал музыку Эбата и при этом любит straight ahead jazz – стоит послушать очень качественный образчик такой музыки.» Это, ...
Январский 2019 года релиз Bright Idea станет в дискографии Грега Мерфи пятым и вторым под логотипом Whaling City Sound. Предыдущий альбом пианиста Summer Breeze (2016), выпущенный на этом лейбле, рецензировался на наших страницах, и о сложном ...
Этот диск переносит нас в мир джазовой сцены Чикаго. Там всегда происходит много интересного. Вполне подходит под это определение и альбом Stomping Off From Greenwood. Альт-саксофониста Грега Уорда доводилось слышать и раньше в работах чикагских ...