В 1957 году американский композитор, историк и теоретик джаза Гюнтер Шуллер ввел в обращение термин «третье течение». Так он н музыку, синтезирующую в себе элементы академической музыки и джаза. Не все приняли его взгляды в обоих лагерях. Кто-то «третье течение» воспринимает, как ушедшее в историю музыкальное направление, имевшее место в определенный период времени. Но мне этот термин кажется вполне жизнеспособным и в наши дни, и трудно найти проект, который лучше бы вписывался в его рамки, чем новый альбом польского пианиста и композитора Витольда Яняка Noesis.
Выпускник Академии музыки в Катовицах, Яняк сегодня живет и работает в Лодзи, преподает джаз в местной Академии музыки. Но весьма активно развивает Витольд и собственное творчество, двигаясь в музыке сразу по двум дорогам, и в равной степени успешно. В области джаза он пополнил впечатляющий список блистательных пианистов польской джазовой школы, стал лауреатом целого ряда отечественных джазовых фестивалей, играл и на многих фестивалях в Европе. Дважды, в 2009 и 2014 годах, Общество Меломанов присуждало ему т.н. «Джазовый Оскар». Яняк сотрудничал со Збигневом Намысловским, Цезарием Конрадом, Петром Бароном и другими. В то же время Яняк является лауреатом академического фестиваля современной музыки в Кракове. Его дискография насчитывает пять альбомов. Два из них он записал со своим трио, два - с квартетом Witold Janiak Mainstreet Quartet, и в них джаз испытывает сильное воздействие польской народной музыки, а пятый его альбом Stabat Mater Dolorosa, сделанный в дуэте с вокалистом Адамом Рымаржем и посвященный Страстям Христовым возрождает традиции духовной музыки на светской сцене. Новый проект Noesis, записанный со струнным квартетом, объединил джазовые и академические тенденции творчества Витольда Яняка.
Впрочем, лучше всего услышать характеристику этой работы от самого Яняка. Витольд привел ее в письме к автору этих строк: « Суть этого альбома во взаимодействии импровизирующего фортепьяно со струнным квартетом, где чисто джазовые элементы (импровизация, подход к ритмическим задачам, развитие формы) сталкиваются с академическими (фактура, звучание, интерпретация). На более глубоком уровне здесь джазовый пианист также рассчитывается со своим академическим прошлым. Интересным аспектом являются также связи с польской народной музыкой. Noesis – это греческое слово, означающее проникающий взгляд на самую суть вещей. В философии Платона этим термином обозначается чистая мысль, с помощью которой человек постигает подлинный, настоящий мир идей. Материал альбома в большой степени связан с воображением, экспрессивной попыткой найти ответ на вопрос, может ли музыка стать инструментом чувственного познания мира».
Лаконичные названия семи пьес-частей альбома лучше всего раскрывают предмет этого исследования: Nadzieja («Надежда»), Ziemia («Земля»), Światło («Свет»), Człowiek («Человек»), Samotność («Одиночество»), Obojętność («Равнодушие»), Pojednanie («Соединение»). Уважением к уровню реализации заявленной задачи проникаешься уже с первых минут звучания. Это сильная, глубокая музыка, требующая и от слушателя серьезной интеллектуальной работы и неослабного внимания – это на одном уровне восприятия. На другом – это просто очень красивая и высокопрофессионально исполненная музыка. Каждая из пьес хороша по-своему. Среди тех, что «зацепили» меня особенно сильно, назову в первую очередь Światło с очень эмоциональной и виртуозной партией фортепьяно. Музыка здесь действительно словно залита безбрежным светом, несет мир и покой. Совсем иначе решен Człowiek. Человек, как известно, существо противоречивое, раздираемое иногда прямо противоположными друг другу желаниями, подчас мелкими страстями, - такова и музыка этой части, нервная, мятущаяся, здесь уж от покоя нет и тени. Довольно жутковато слушать Obojętność. Нет, здесь все тоже весьма красиво, сыграно с блеском, но все время думаешь о контрапункте темы и ее отражения в музыке: одиночество в бегущей мимо и занятой своими делами толпе? Здесь уже попахивает не Платоном, а экзистенциализмом Сартра и Камю. А вот последняя часть, Pojednanie, как мне показалось, имеет больше отношения к самому автору. По ходу ее развития, здесь наиболее ярко проявляются джазовые элементы, можно расслышать фольклорные отзвуки и, конечно, все ту же безупречную академичность звучания. Вот и произошло соединение разных начал в музыке Витольда Яняка – в этой пьесе и во всем альбоме. Незаурядная работа, которая стоит внимательного и вдумчивого прослушивания.
Встреча с очень интересным музыкантом ждет слушателя под броской обложкой альбома с расчлененной женщиной-манекеном. Гитарист и композитор из Турина Паоло Спаккамонти за последние десять лет стал весьма заметной фигурой на музыкальной сцене Италии. ...
Американский пианист Пат Баттстоун, чье имя уже не раз появлялось на наших страницах, весьма последователен в своем новом проекте The Last Taxi: New Destinations. Он продолжает серию записей, объединенных общим названием The Last Taxi, продолжает ...
За последние два года американский пианист-импровизатор Пат Баттстоун прочно прописался в каталоге авангардного лондонского лейбла Leo Records. Представляемый сегодня альбом Dream Notes – уже третий под этим логотипом и, как и его ...
…Четкий регулярный ритм почти фанкового характера, бас-гитара, работает, как часы, не отстают, а подчас и «забегают вперед» ударные – и на фоне этого драйва звучат довольно абстрактные, но, несомненно, интересные ...
Любопытно следить за изменением форматов составов, в которых записывают свои альбомы английские гитаристы Пит Оксли и Николас Мейер (швейцарец по происхождению, уже давно живущий в Англии). Мы познакомились с этими мастерами на их втором альбоме ...
Один из старейших и знаменитейших в американской истории городов (здесь была провозглашена Декларация Независимости), Филадельфия никогда не была, положа руку на сердце, крупнейшим джазовым центром, подобно Нью-Йорку, Новому Орлеану или Чикаго. Но, ...
У голландского ансамбля Plastic Dolls богатая история. Коллектив из Амстердама образовался в далеком 1984 году. Первоначально это был дуэт , одним из участников которого являлся гитарист и певец Ханс Тер Бург. Потом состав группы неоднократно ...
Не так уж редко приходится сталкиваться с мнением, что все хорошее для джаза уже в прошлом: нет той креативности, нет тех новых идей, наконец, при безусловном росте среднего уровня музыкантов, нет уже и тех титанов джаза, что были раньше. Что ж, ...
На старте своей карьеры Рэнди Брекер много играл в биг-бэндах: у Кларка Терри, у Джонса и Льюиса и так далее. Последние два года звездный джазовый трубач пополняет свою обширную дискографию также записями с биг-бэндами. В 2018 году вышел альбом ...
Последний раз корифея джазовой трубы Рэнди Брекера вместе с его супругой, итальянской саксофонисткой Адой Ровати мы представляли нашим читателям в начале этого года на альбоме Rocks, совместном проекте с известным немецким биг-бэндом NDR Bigband ...
Угадайте: в какой сфере финансовые перспективы больше – в нефтяной индустрии или в джазе? Угадали? А вот уроженка Венесуэлы и жительница нефтяной столицы США Хьюстона, Техас, инженер-геолог по образованию Ракель Сепеда предпочла в конечном ...
Энергией и оптимизмом дышит облик тенор-саксофониста Рэя Блю на обложке его нового альбома под названием Work. Самое любопытное, что такое же впечатление оставляет и его музыка. Секрет тут, видимо, в том, какой смысл вкладывает Рэй в понятие work, ...