В 1957 году американский композитор, историк и теоретик джаза Гюнтер Шуллер ввел в обращение термин «третье течение». Так он н музыку, синтезирующую в себе элементы академической музыки и джаза. Не все приняли его взгляды в обоих лагерях. Кто-то «третье течение» воспринимает, как ушедшее в историю музыкальное направление, имевшее место в определенный период времени. Но мне этот термин кажется вполне жизнеспособным и в наши дни, и трудно найти проект, который лучше бы вписывался в его рамки, чем новый альбом польского пианиста и композитора Витольда Яняка Noesis.
Выпускник Академии музыки в Катовицах, Яняк сегодня живет и работает в Лодзи, преподает джаз в местной Академии музыки. Но весьма активно развивает Витольд и собственное творчество, двигаясь в музыке сразу по двум дорогам, и в равной степени успешно. В области джаза он пополнил впечатляющий список блистательных пианистов польской джазовой школы, стал лауреатом целого ряда отечественных джазовых фестивалей, играл и на многих фестивалях в Европе. Дважды, в 2009 и 2014 годах, Общество Меломанов присуждало ему т.н. «Джазовый Оскар». Яняк сотрудничал со Збигневом Намысловским, Цезарием Конрадом, Петром Бароном и другими. В то же время Яняк является лауреатом академического фестиваля современной музыки в Кракове. Его дискография насчитывает пять альбомов. Два из них он записал со своим трио, два - с квартетом Witold Janiak Mainstreet Quartet, и в них джаз испытывает сильное воздействие польской народной музыки, а пятый его альбом Stabat Mater Dolorosa, сделанный в дуэте с вокалистом Адамом Рымаржем и посвященный Страстям Христовым возрождает традиции духовной музыки на светской сцене. Новый проект Noesis, записанный со струнным квартетом, объединил джазовые и академические тенденции творчества Витольда Яняка.
Впрочем, лучше всего услышать характеристику этой работы от самого Яняка. Витольд привел ее в письме к автору этих строк: « Суть этого альбома во взаимодействии импровизирующего фортепьяно со струнным квартетом, где чисто джазовые элементы (импровизация, подход к ритмическим задачам, развитие формы) сталкиваются с академическими (фактура, звучание, интерпретация). На более глубоком уровне здесь джазовый пианист также рассчитывается со своим академическим прошлым. Интересным аспектом являются также связи с польской народной музыкой. Noesis – это греческое слово, означающее проникающий взгляд на самую суть вещей. В философии Платона этим термином обозначается чистая мысль, с помощью которой человек постигает подлинный, настоящий мир идей. Материал альбома в большой степени связан с воображением, экспрессивной попыткой найти ответ на вопрос, может ли музыка стать инструментом чувственного познания мира».
Лаконичные названия семи пьес-частей альбома лучше всего раскрывают предмет этого исследования: Nadzieja («Надежда»), Ziemia («Земля»), Światło («Свет»), Człowiek («Человек»), Samotność («Одиночество»), Obojętność («Равнодушие»), Pojednanie («Соединение»). Уважением к уровню реализации заявленной задачи проникаешься уже с первых минут звучания. Это сильная, глубокая музыка, требующая и от слушателя серьезной интеллектуальной работы и неослабного внимания – это на одном уровне восприятия. На другом – это просто очень красивая и высокопрофессионально исполненная музыка. Каждая из пьес хороша по-своему. Среди тех, что «зацепили» меня особенно сильно, назову в первую очередь Światło с очень эмоциональной и виртуозной партией фортепьяно. Музыка здесь действительно словно залита безбрежным светом, несет мир и покой. Совсем иначе решен Człowiek. Человек, как известно, существо противоречивое, раздираемое иногда прямо противоположными друг другу желаниями, подчас мелкими страстями, - такова и музыка этой части, нервная, мятущаяся, здесь уж от покоя нет и тени. Довольно жутковато слушать Obojętność. Нет, здесь все тоже весьма красиво, сыграно с блеском, но все время думаешь о контрапункте темы и ее отражения в музыке: одиночество в бегущей мимо и занятой своими делами толпе? Здесь уже попахивает не Платоном, а экзистенциализмом Сартра и Камю. А вот последняя часть, Pojednanie, как мне показалось, имеет больше отношения к самому автору. По ходу ее развития, здесь наиболее ярко проявляются джазовые элементы, можно расслышать фольклорные отзвуки и, конечно, все ту же безупречную академичность звучания. Вот и произошло соединение разных начал в музыке Витольда Яняка – в этой пьесе и во всем альбоме. Незаурядная работа, которая стоит внимательного и вдумчивого прослушивания.
Как тут правильно сказать: тряхнул стариной, вспомнил молодость или старая любовь не ржавеет? В общем, выбирайте по вкусу. Талантливый петербургский саксофонист и композитор Илья Белоруков какое-то время играл вкусный и креативный фри-джаз, вспомню ...
В самом начале этого года на наших электронных страницах была опубликована рецензия на альбом австралийского музыканта Джона Хейльброна Pieces for Chord Organs, записанный в Петербурге летом 2018 года и изданный петербургским же лейблом Intonema ...
Интересное название у этого трио. Хорошее. Необычное. Запоминающееся. Два имени – явно славянского происхождения, исследуя album credits сразу обнаруживаешь, что это старые знакомые нашего сайта, авангардные экспериментаторы из ...
С голландским дуэтом, который в то время назывался Vandoorn, «Jazz-Квадрат», тогда в бумажном варианте, активно контактировал в начале нулевых годов нового века. Были опубликованы рецензии на два альбома Vandoorn, изданные лейблом ...
Новый релиз британского лейбла ARC Music приглашает нас полюбоваться «Танцем в полнолуние» (так называется альбом) и другими образчиками традиционной музыки Мали, затейливо смешанными с современными западными ритмами с использованием, ...
Наверное, любого из живущих на пост-советском пространстве заинтригует композиция под названием ‘Night, Mr. Lenin. Композиция инструментальная, как и весь альбом One Day You’ll Miss Today, который она открывает. В этой связи трудно ...
Вам кажется несколько размытым изображение на обложке альбома Исраэля Мартинеса Pausa? Думаю, так мексиканский музыкант, родившийся в Гвадалахаре в 1979 году, хотел подчеркнуть, что и саунд его альбома порой будет «размыт», что ...
В японской классической поэзии есть два жанра коротких стихотворений, покорившие весь читающий мир своей глубиной и философичностью: пятистрочные танка и трехстрочные хокку. Новый альбом российского пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева ...
«Спящая красота» - так переводится название альбома итальянского гитариста Якопо Дельфини с пейзажиком на обложке. Не могу уверенно говорить о том, что имел ввиду сам Якопо, но, прослушав его альбом, предположу, что дело тут не в ...
Американский джазовый басист Джейк Леки, много поигравший с известными в джазе людьми и выступавший на самых известных площадках Нью-Йорка, недавно перебрался с Восточного побережья на Западное, поселившись в Лос-Анджелесе, где посвятил себя ...
Несколько лет назад клавишник Джейми Сафт, басист Стив Суоллоу и ударник Бобби Превит, три опытных джазовых виртуоза, чьи имена можно почти гарантированно обнаружить в любой джазовой энциклопедии, впервые записали совместный альбом в формате трио. ...
Идеальный ответ тем, кто считает, что мэйнстрим тиражирует клише, невыразимо скучен и в этой стилистике сказать что-то новое невозможно. Не буду утверждать, что американский басист Джей Андерсон и его партнеры сказали своим альбомом Deepscape ...