Stefano Travaglini / Massimiliano Coclite - The Long Line
19.04.2019
От монолога к диалогу – так можно представить динамику знакомства наших читателей с творчеством итальянского пианиста и композитора Стефано Травальини. Первая встреча с его творчеством произошла в самом начале 2018 года, когда Стефано переслал нам линк для скачивания второго в его дискографии альбома Ellipse (2017), сольного фортепьянного проекта, где Травальини исполнял свои версии джазовых стандартов и собственные композиции. В той рецензии мы коснулись и некоторых биографических моментов, поэтому интересующихся отправляю к той рецензии.
А сейчас – новая работа, The Long Line, и это действительно диалог, потому что на суд слушателей представляет свой проект уже дуэт пианистов: Стефано Травальини и Массимилиано Коклит. Несколько слов о последнем. В принципе, биографии обоих итальянских музыкантов схожи. Массимилиано тоже получил солидное консерваторское образование и много достиг в сфере академической музыки. Примерно с 2000 года он увлекся джазом, и уже в этом качестве проявил себя как пианист, композитор, аранжировщик и даже вокалист и педагог по вокалу. На его счету четыре альбома, отражающие разные грани его таланта. Поэтому, в сентябре 2018 года в студии Odradek за два прекрасных концертных «Стейнвея» сели друг против друга два музыканта с очень близкими взглядами на музыку, соотношение композиции и импровизации, связь джазовой и академической традиций. Видимо, поэтому их диалог, занявший чуть больше часа, получился столь насыщенным и плодотворным.
Программа из двенадцати треков построена весьма своеобразно. Примерно в середине ее Стефано и Масимилиано разместили единственный джазовый стандарт, причем стандарт знаковый – знаменитую тему Body And Soul, сотни раз интерпретированную джазовыми исполнителями в самой разной стилистике. То, как это сделали два итальянских пианиста, задает своеобразную точку отсчета, «нулевой меридиан» всего альбома, как пишут в liner notes сами музыканты, их источник вдохновения и импровизационной свободы. А по разные стороны этого «меридиана» располагаются их авторские работы, которые можно разделить на две группы. Одна – это пьесы, где источником вдохновения для пианистов послужила классическая музыка самых разных периодов: от английской барочной музыки (Querendo dançar, основанная на жиге Джона Булла) до европейского авангарда первой половины ХХ века (Garden of Delights и Folk song, Clowns and Litanyis , восходящие к музыке Пауля Хиндемита и Игоря Стравинского соответственно). Да и титульная композиция своим названием отсылает к цитате из Аарона Копленда, почерпнутой, в свою очередь, у Нади Буланже. Другая группа пьес – это свободные импровизации, названные по шести базовым элементам древнегреческой трагедии, как их классифицировал Аристотель. Это небольшое описание программы может создать впечатление, с одной стороны, высоколобой интеллектуальности музыки дуэта (что, на мой взгляд, соответствует истине), а с другой, пестроты и эклектичности (что совершенно не так). В том-то и мастерство (а если хотите – волшебство) Травальини и Коклита, что соединение двух внешне разных источников переплавлено в их музыке в единое и очень органичное целое, где и джазовая, и акажемическая традиция сосуществуют, и отделить одну от другой невозможно – да и не нужно.
Любопытно следить за изменением форматов составов, в которых записывают свои альбомы английские гитаристы Пит Оксли и Николас Мейер (швейцарец по происхождению, уже давно живущий в Англии). Мы познакомились с этими мастерами на их втором альбоме ...
Один из старейших и знаменитейших в американской истории городов (здесь была провозглашена Декларация Независимости), Филадельфия никогда не была, положа руку на сердце, крупнейшим джазовым центром, подобно Нью-Йорку, Новому Орлеану или Чикаго. Но, ...
У голландского ансамбля Plastic Dolls богатая история. Коллектив из Амстердама образовался в далеком 1984 году. Первоначально это был дуэт , одним из участников которого являлся гитарист и певец Ханс Тер Бург. Потом состав группы неоднократно ...
Не так уж редко приходится сталкиваться с мнением, что все хорошее для джаза уже в прошлом: нет той креативности, нет тех новых идей, наконец, при безусловном росте среднего уровня музыкантов, нет уже и тех титанов джаза, что были раньше. Что ж, ...
На старте своей карьеры Рэнди Брекер много играл в биг-бэндах: у Кларка Терри, у Джонса и Льюиса и так далее. Последние два года звездный джазовый трубач пополняет свою обширную дискографию также записями с биг-бэндами. В 2018 году вышел альбом ...
Последний раз корифея джазовой трубы Рэнди Брекера вместе с его супругой, итальянской саксофонисткой Адой Ровати мы представляли нашим читателям в начале этого года на альбоме Rocks, совместном проекте с известным немецким биг-бэндом NDR Bigband ...
Угадайте: в какой сфере финансовые перспективы больше – в нефтяной индустрии или в джазе? Угадали? А вот уроженка Венесуэлы и жительница нефтяной столицы США Хьюстона, Техас, инженер-геолог по образованию Ракель Сепеда предпочла в конечном ...
Энергией и оптимизмом дышит облик тенор-саксофониста Рэя Блю на обложке его нового альбома под названием Work. Самое любопытное, что такое же впечатление оставляет и его музыка. Секрет тут, видимо, в том, какой смысл вкладывает Рэй в понятие work, ...
Гитарист Рикардо Пейшоту родился в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, а сейчас живет в Калифорнии, в районе Сан-Франциско. Эти две географические точки словно символизируют его постоянные челночные перемещения из Южной Америки в Северную и обратно. Они ...
Увидев в названии коллектива слово «фанк», я сразу предположил, что энергетики и динамизма в записи будет немало. Каламбур «боптизм» свидетельствовал о чувстве юмора организатора бэнда Рича Уилли, что также предвещало ...
В этом году нью-йоркский лейбл Zoho дал жизнь записи концерта, состоявшегося в марте 2016 года в немецком городе Гютерсло, где выступили американский пианист Ричи Бейрах, немецкий скрипач Грегор Хюбнер и биг-бэнд Западногерманского радио из Кельна ...
К своему полувековому юбилею басист Ричи Гудс по праву заслужил репутацию одного из лучших и востребованных басистов на американской сцене. Любопытно, что он стал самым молодым музыкантом, возведенным в Джазовый Зал Славы своего родного города ...