Бельгийский ансамбль Helium Horse Fly возник в 2009 году в Льеже. Вокалистка Мари Билли, гитарист, клавишник и основной композитор группы Стефан Дюпон и басист Димитри Янелло играют в нем с самого начала, а вот барабанщиков с тех пор сменилось несколько, и в настоящее время место за ударной установкой занимает Жиль Шевинь. Первым релизом группы стал ЕР с длиннющим названием A Dispute to Redefine Clearly Frontiers Between Devils and Angels (2010), через год последовал еще один ЕР, а в 2013 году Helium Horse Fly разразились первым полноформатным альбомом, названным просто именем группы. Пресса была весьма позитивной, но музыканты из Льежа довольно долго были поглощены другими делами, и час для нового альбома поспел только шесть лет спустя.
Первое, что отмечаешь в Hollowed, - это, конечно, обложка (автор – Дэвид МакКрэйвен). Похоже, группа питает особое пристрастие к коллажам с заменой головы у своих обложечных персонажей. В дебютном альбоме место головы заняла рука, а в нынешнем – сами видите. Так что, бельгийцы в оформлении альбомов идут по следам таких знаменитых сюрреалистов, как Ман Рей или их выдающийся соотчественник Рене Магритт. Что же касается непосредственно музыки, то тут все обстоит не менее интересно. Если говорить о стилистике, то, кажется, трудно подыскать такой стилистический ярлычок, который не подошел бы Helium Horse Fly. Вы можете называть эту музыку авангардным метал-джазом, прог-роком, продвинутым нойзом или нео-хард-роком – и, в любом случае, не ошибетесь, хотя каждое из этих определений будет страдать неполнотой: Helium Horse Fly всегда окажется шире этих ярлычковых условностей.
Вы сможете это почувствовать с первого же трека альбома Hollowed. В Happiness голос Мари Билли долго и многотрудно пробивается сквозь плотную вибрирующую паутину нойзового звучания. Но прорвать ее удается уже гитаре Дюпона, и финальная часть трека сделана в чисто прог-роковом духе. В самом длинном, четырнадцатиминутном эпике In A Deathless Spell голос Мари сразу задает композиции напряженную, драматичную атмосферу, подчеркнутую настоящей электрической бурей, даже яростным ураганом инструментального сопровождения, потом следует гитарный же катарсис и финал вновь вступает в прог-роковую фазу. Algeny, одна из самых цельных по структуре композиций альбома, подкупает контрастом жесткого хард-рокового ритма и замедленного, словно в сомнамбулическом сне, вокала. И если в финальной композиции Shelter доминантой является голос Билли, то Progeny, единственная в альбоме чисто инструментальная пьеса, дает возможность посмаковать гитарную партию Дюпона, а Monochrome – оценить отменную работу Шевиня. Не менее любопытны и тексты песен, которые группа разместила внутри обложки альбома. Это герметичная, ассоциативная поэзия, полная метафор и неожиданных образов, вроде «летящих в любое время лезвий» и «борьбы с огнем с помощью огня» (в In A Deathless Spell) или «мудреца, возлагающего на себя корону, улыбаясь мертвым волнам» (в Monochrome).
Hollowed может понравиться или не понравиться, но этот альбом и творчество группы Helium Horse Fly в целом, вряд ли оставит кого-то равнодушным.
Когда речь заходит о японском джазе, обычно представляют себе нечто, густо приправленное этникой или безюашенный радикальный авангард, до которого японцы тоже большие мастера. Но вот барабанщик Акира Тана (р.1952) сумел завоевать заслуженную ...
О тритоново-минималистских подвигах швейцарской группы Sonar, как в своем изначальном составе, так и с участием Дэвида Торна и Билла Ласуэлла мы немало писали в последнее время. А сегодня у нас на сайте гостит другая швейцарская команда, тоже ...
Пианист и композитор Алан Розенталь начал играть джаз не вчера – это видно по фотографии на обложке. Уроженец Нью-Йорка, он начинал еще ребенком с академической музыки и обучался игре на фортепьяно и композиции. Джазом Алан увлекся уже в ...
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...