«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Вряд ли русский философ и культуролог Михаил Бахтин (1895-1975) мог предугадать, что его теория диалога, как фундаментальной категории бытия, точно подтвердит строки Тютчева и станет предметом не только научных работ, но и музыкальных проектов в сфере авангардного джаза. Американский саксофонист и композитор Майкл Итон применил теорию Бахтина для демонстрации диалога между джазом, минимализмом и world music и даже свой новый альбом назвал Dialogical.
Это уже вторая его работа. Свой первый альбом Individuation (2014) он издал на том же техасском лейбле Destiny (обзор этой работы есть на сайте), и, что самое любопытное, и там фундаментом, на котором он выстраивал свой проект, была философия: работы отца аналитической психологии Карла Густава Юнга. Такой, весьма обстоятельный теоретический подход, характерен для этого серьезного и креативного музыканта, ученика Дэйва Либмэна, который участвовал в записи его дебютника. На сей раз, в новом проекте, место «звезды» в ансамбле Итона занял известный гитарист бенинского происхождения Лионель Люке. В остальном Итон сохранил основу того же состава, что записывал Individuation, в лице пианиста Уайтли, басиста Ори, ударника Тахера, трубача Кроули, добавив к ним еще несколько музыкантов.
Если в теоретическом плане Итон опирается на идеи Бахтина, то в чисто музыкальном – на работы таких джазовых мастеров, как Стив Коулмен, Крис Поттер и Дэйв Холланд и, разумеется, классика минимализма Стива Рейча. Названия отдельных его композиций также отсылают к работам философов ХХ века: Thanatos and Eros, Machinic Eros, тот же Dialogical. Сложное переплетение голосов духовых и ударных инструментов, прихотливое использование хроматизма в рамках додекафонной системы, включение в музыку элементов этники, особенно явное в ориентальном по настроению I and Thou – самом длинном, двенадцатиминутном сочинении Итона, а также введение в звуковую палитру ряда экзотических инструментов – вот основные черты музыки Итона в этом проекте. Каждая из них не нова, но вместе они дают совершенно новый эффект, чего, собственно, и добивался Майкл. Особое место в альбоме занимает сюита в четырех частях Temporalities, завершающая проект и посвященная персонально Рейчу. Для ее создания Итон ввел голоса вибрафона, обычного и препарированного фортепьяно, флейты, трубы, маримбы и треугольника, с которыми взаимодействует его саксофон.
Новый альбом Итона похож на своего прелшественника – это тоже большая по объему и явно не рассчитанная нак массового слушателя работа. Но, как и тогда, как и теперь, - слушать музыку Майкла Итона очень интересно.
Более двадцати лет Эрик Хофбауэр, гитарист, композитор, бэнд-лидер и преподаватель историк джаза в колледже Эмерсон, является колоритнейшей фигурой в джазовой жизни Бостона. Хофбауэр работал с такими людьми, как Харрисон Фьюэлл, Хан Беннинк, Пабло ...
Cовсем недавно, в июне, мы впервые знакомили читателей нашего сайта с бостонским гитаристом Эриком Хофбауэром, и знакомство вышло очень интересным. Тогда это был первый альбом задуманного Хофбауэром цикла, посвященного пяти стихиям по ...
«Для Сонни» - так значится на обложке этого альбома после основного названия The Golden Rule. Да, речь идет о знаменитом тенор-саксофонисте Сонни Роллинсе, но это не просто альбом-трибьют, как можно было бы предположить. Для ...
Новый релиз петербургского лейбла Rainy Day Records представляет альбом московского пианиста и композитора Евгения Сивцова под названием Zoo. Впрочем, на момент записи этого альбома (2017 год), Евгений мог считаться нью-йоркским музыкантом и этот ...
Не случайно слово «свинг» вынесно на обложку этого альбома. Не случайно сама обложка, стилизованная под ретро, включает изображение оркестра и пары танцоров на первом плане. Израильский композитор, саксофонист и бэнд-лидер Аял Вильнер, ...
Английское слово summit уже давно и прочно вошло в русский язык и употребляется без всяких кавычек. Можно ли назвать саммитом то, что происходило в минском Музее-мастерской З.И.Азгура 11 декабря 2018 года? Думаю, да. Это был настоящий саммит ...
Итак, продолжение последовало: вслед за Piano Concert # 1, о котором наш сайт писал ранее, проект Fantastic Swimmers в своей фортепьянной версии представил новый плод коллективной импровизации: Piano Concert # 2. Его запись состоялась на концерте в ...
Название этого коллектива – аббревиатура английского словосочетания Far East Network. Как говорили когда-то в школе, разберем это предложение. Насчет Far East – тут все очевидно: в ансамбль входят представители четырех дальневосточных (а точнее – ...
Лаконичная черно-белая графика, рояль и клоун – такую обложку выбрал украинский пианист и композитор Фима Чупахин для своего американского дебютника. Фима – это не фамильярность со стороны автора этих строк, именно так позиционирует себя ...
Бразильской вокалистке Флавии К. всего 22 года, и Janelas Imprevisíveis – ее первый большой альбом. Но при этом Флавия на сцене выступает уже десять лет! Девочка начала играть на фортепьяно в четыре года, изучала и академическую, и ...
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, кроссовер
Признаюсь, этот альбом меня поначалу удивил. RareNoise Records приучил к тому, что издаваемая лейблом музыка, отличается обычно некоей брутальностью саунда. А здесь – сольная виолончель? Но потом вспомнился основной принцип этого основанного в ...
Впервые на наших страницах появляется имя французского джазового пианиста и композитора Франка Амсалема, поэтому сначала немного о нем. Амсалем (р.1961) родился в Оране, на территории тогдашнего Французского Алжира, но детство провел в Ницце, где, ...