С голландским дуэтом, который в то время назывался Vandoorn, «Jazz-Квадрат», тогда в бумажном варианте, активно контактировал в начале нулевых годов нового века. Были опубликованы рецензии на два альбома Vandoorn, изданные лейблом Timeless Records, а также интервью с дуэтом, к чему приложил руку и автор этих строк. Все эти материалы и сегодня есть на сайте. Как оказалось, именно эти годы были временем больших успехов Vandoorn: в 2001 году дуэт был удостоин Edison Jazz Award (это голландский вариант Грэмми), в следующем году выиграл Julius Hemphill Contest в области композиции, а в 2003 году завоевал Nexus Guitar Award в той же номинации.
С тех пор прошло почти два десятка лет – и вот Vandoorn снова на наших, теперь уже электронных страницах. Впрочем, название дуэта сейчас выглядит иначе: на обложке альбома Crossing Canada стоит Ineke Vandoorn & Marc van Vugt, подчеркивая, что в союзе певицы и пианистки Инеке ван Доорн и гитариста Марка ван Вугта царит абсолютное равноправие. Инеке и Марк, конечно же, не стояли на месте все эти годы. Дуэт много записывался (Crossing Canada – уже одиннадцатый в его дискографии), много гастролировал по всему миру, причем одним из любимых концертных маршрутов для Инеке и Марка стала Канада. В 2016 и 2018 годах они проехали всю Канаду с востока на запад и полюбили эту огромную страну, столь непохожую на родные Нидерланды. Из концертных записей, сделанных в этих турах, и сложился новый альбом, чье название точно отражает условия, в которых он создавался.
В его программе одиннадцать авторских композиций дуэта, также во многом связанных с впечатлениями от многочисленных поездок: от Франции до острова Бали в Индонезии. Музыку почти везде написал Марк, Инеке принадлежит авторство текстов всех песен, а для Holysloot она сочинила и музыку. В отдельных треках вместе с голландским дуэтом мы слышим и канадских партнеров-инструменталистов, но, конечно же, Crossing Canada – это прежде всего Инеке и Марк. Все, что радовало в тех, ранних альбомах, осталось с ними, но теперь прибавился огромный опыт, и уровень взаимопонимания достиг прямо-таки телепатических высот. Лирические композиции дуэта совершенно не похожи на американские образцы, но с первых звуков гитары Марка и с первых нот, взятых Инеке, ты понимаешь, что это именно джаз и ничто иное. Инеке по-прежнему в совершенстве владеет как обычной, так и скэтовой техникой, виртуозно их чередуя. Визитной карточкой дуэта может послужить уже стартовая композиция Dawn. Начинается она с продолжительной, почти на две минуты, гитарной партии Марка, своей образностью напоминающей пейзажную зарисовку мастера кисти, а затем вступает Инеке, сначала с текстовым вокалом, чуть напоминающим Джони Митчелл, а потом с виртуозным скэтом, завершается же композиция вновь гитарной партией Марка. И в каждой песне, независимо от ее темпа и настроения, чувствуется истинно джазовый подход к исполнению. Есть и исключение: Blues for a Voice – это действительно блюз, и не менее классный! В этом альбоме я не услышал латинских мотивов, характерных для ранних работ, но, словно эффектный автограф, в конце программы звучит Liefde, где, если я не ошибаюсь, Инеке, как встарь, поет джаз по-голландски. Именно в таком качестве я и рекомендовал бы слушателям этот альбом: отличный джаз по-голландски!
(Ineke Vandoorn – voc, p; Marc van Vugt – g; with Michael Occhipinti - g (tks 7, 10); Mark Kelso – dr (tks 3, 6, 7, 10); Søren Nissen – b(tks 3, 6, 7, 10);)
Все последние десятилетия название страны «Ирак» в массовом сознании ассоциируется прежде всего с войной, насилием, фанатизмом, тысячами погибших невинных людей и тысячами беженцев. Меньше всего оно ассоциируется с культурой, а если да, ...
Межконтинентальными бывают не только ракеты, но и музыкальные ансамбли. Межконтинентальные ракеты – это, в потенциале, разрушения, гибель людей и даже всей цивилизации, словом, горе. А вот межконтинентальный ансамбль – совсем другое ...
Это будет достаточно странная рецензия, потому что информация о создателе этого проекта крайне скудна. Нет подробностей на конверте альбома: только названия треков и краткий эпиграф(?) в виде диалога: «Что это такое? Это были деревья… ...
Когда речь заходит о японском джазе, обычно представляют себе нечто, густо приправленное этникой или безюашенный радикальный авангард, до которого японцы тоже большие мастера. Но вот барабанщик Акира Тана (р.1952) сумел завоевать заслуженную ...
О тритоново-минималистских подвигах швейцарской группы Sonar, как в своем изначальном составе, так и с участием Дэвида Торна и Билла Ласуэлла мы немало писали в последнее время. А сегодня у нас на сайте гостит другая швейцарская команда, тоже ...
Пианист и композитор Алан Розенталь начал играть джаз не вчера – это видно по фотографии на обложке. Уроженец Нью-Йорка, он начинал еще ребенком с академической музыки и обучался игре на фортепьяно и композиции. Джазом Алан увлекся уже в ...
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...