Oran Etkin’s Timbalooloo - Finding Friends Far from Home: A Journey With Clara Net
15.08.2019
Израильско-американский музыкант Орэн Эткин – не только высококлассный джазмен (критики DownBeat в своем ежегодном опросе ставили его на первое место в номинации «кларнет» среди «восходящих звезд джаза»), но и блистательный педагог и этно-музыколог. Десять лет назад я имел удовольствие рецензировать Kelenia, первый из четырех альбомов, записанных им на лейбле Motema, где Эткин играл невообразимую смесь клезмера с африканской музыкой в сопровождении музыкантов из Мали. В том тексте можно найти и биографические подробности об Эткине, которые я сейчас опускаю.
Сейчас время рассказать об удивительном и очень трогательном проекте Timbalooloo, основанном Орэном еще в 2005 году. С того самого времени Орэн Эткин учит музыке детей с самого юного возраста, причем совершенно иначе, чем это делали раньше. Эткин вовлекает детей в увлекательную игру, где каждый музыкальный инструмент – это отдельный персонаж со своим характером, который может общаться с другими инструментами. И в такой форме он рассказывает детям о многих серьезных вещах. Звезда кино Харви Кейтель, чей сын посещал три года Timbalooloo, поражался: «Наш сын рассказывал о Херби Хэнкоке, Моцарте, самбе и африканской музыке – и он осознавал разницу!» Весьма одобрительно отнесся к этому проекту и сам Хэнкок, пригласивший Эткина и его Timbalooloo Band на празднование Международного дня джаза в Париж.
Новый альбом Finding Friends Far from Home: A Journey With Clara Net – это другая грань проекта Timbalooloo, здесь Эткин отдает дань своей любви к world music, все в той же полушутливой форме показывая, что музыка может быть средством коммуникации между людьми разных культур. Он путешествует со своей Кларой Нет (это «имя собственное» его кларнета) по разным странам, где Орэн и Клара Нет беседуют и играют с разными людьми и разными инструментами. Своеобразным вступлением к альбому служит трек We Want a Story, где детский голос требовательно просит рассказать сказку. И сказка становится реальностью. В Чехии Эткин играет с цыганскими, чешскими и словацкими музыкантами (он выступал там на фестивале, посвященном борьбе с дискриминацией народа рома), а Клара Нет «беседует» с аккордеоном Романа Хорвата и голосом Павлины Матиовой в композиции Chaye Shukariye (Каждой композиции предшествует интродукция, где Эткин знакомит слушателей со своими собеседниками). Потом Клара Нет отправляется в Африку, где у нее завязывается крепкая дружба с африканским инструментом мбира (играет Мусикива Чингодза из Зимбабве), оттуда путь лежит в Китай, где кларнет играет вместе с традиционным гучженем в композиции Mo Li Hua. В Турции Ехан Барбур и Эркан Огюр, голос и кобуз, знакомят Клару Нет с турецкой песней Dandini Dandini. Попадают Эткин и Клара Нет и в Россию, которую представляет, конечно, балалайка. Орэн вспоминает, что его предки когда-то жили здесь, и потому поет на идише знаменитую Tumbalalaika. А заканчивается путешествие в Японии, где Клара Нет под аккомпанемент сямисена исполняет мелодию Sakura.
Великолепный альбом для детей, классные импровизации во славу главной для Орэна Эткина темы – темы единства и многообразия народов и их музыкальных культур.
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...
Оги Хаас поет и играет на трубе. Как Армстронг. Но, конечно же, совсем по-другому. Оги родился и вырос в Милуоки, Висконсин, секреты музыкального искусства постигал в Чикаго и Майами, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. В рамках своей карьеры ...
Итальянский баритон-саксофонист из Апулии (городок Барлетта) Джузеппе Доронцо, турецкий басист из Стамбула Эсат Экинчиоглу и швейцарский перкуссионист из Цюриха Пино Базиле – все они сегодня живут и работают в Нидерландах и основали здесь, в ...
«В джазовом море, изобилующем дерзкими, стремительными и совершенно беспощадными молодыми тенор-саксофонистами, Бен Флокс – это тот, на кого стоит обратить внимание. Его отличают терпение и страстность, прямота и добросердечие. Он не ...