В самом начале этого года на наших электронных страницах была опубликована рецензия на альбом австралийского музыканта Джона Хейльброна Pieces for Chord Organs, записанный в Петербурге летом 2018 года и изданный петербургским же лейблом Intonema Records. О самом музыканте там рассказывалось довольно подробно, поэтому сейчас повторяться я не буду, а только напомню упоминавшийся в том тексте факт: Джон провел тогда в российской северной столице почти три недели. Появление нового текста, который вы сейчас просматриваете, свидетельствует о том, что записью Pieces for Chord Organs играющий на портативных органах Вontempi австралиец тогда не ограничился.
В тот август в Петербурге Хейльброн еще и весьма плотно посотрудничал с шефом Intonema Records, известным российским музыкантом-экспериментатором Ильей Белоруковым. Результат этого сотрудничества – новый двойной альбом Джона и Ильи под названием Studio & Rotonda. Тут нет каких-то двойных смыслов, все предельно конкретно: первый диск, Studio, объединил две студийные записи музыкантов, сделанные с интервалом в несколько дней, а второй, Rotonda, - «вклинившуюся» по дате между ними концертную запись в ротонде Библиотеки им. Маяковского.
Четыре композиции (от шести до почти девятнадцати минут звучания каждая) первого диска и сорокатрехминутная «живая» сессия весьма органично дополняют друг друга. Альт-саксофон, органы Вontempi, барабан, детская гармоника и разнообразные объекты вступают здесь в сложные взаимоотношения друг с другом и с тишиной. Я бы сказал даже, что именно тишина является основой этого альбома, а различимые нами, повисающие в ней звуки, лишь разрезают эту основу, которая тут же смыкается за ними. Динамика и какое-то развитие практически отсутствуют. Звук и тишина здесь самоценны и равноценны, и лишь характер звука, его тембр и продолжительность варьируются. Странная мысль посетила меня при прослушивании этой работы. Понятия не имею, как Илья и Джон относятся к дзен-буддизму, но Studio & Rotonda показались мне некоей иллюстрацией к знаменитейшему дзенскому коану о хлопке одной падони. Помните: там ни музыка гейш, ни звук капающей воды и ничто иное не были правильным ответом на вопрос учителя, что же такое звук хлопка одной ладони. Только тишина, она же - беззвучный звук, стала верным решением. Мне кажется, полтора часа, которые вы проведете вместе с Ильей и Джоном, слушая Studio & Rotonda, сродни медитации в поисках ответа на старую дзенскую загадку.
Винс Эктор – очень заметный на американской джазовой сцене барабанщик и педагог. В последнем качестве он является руководителем организации Arts For Kids Inc, занимающейся развитием творческих способностей у детей в трех штатах Новой Англии. ...
А-капелльные вокальные джазовые группы – редкие гости на нашем сайте. Да и в принципе это – штучный товар. Лучшие из них - The Swingle Singers, Manhattan Transfer, The New York Voices, Singers Unlimited – всегда на слуху. Думаю, ...
VvvV – это электронный проект двух французских музыкантов из Бордо. На обложке альбома The Wreck, второго для этого дуэта, они именуют себя Барду-Жаке и Ле Маж, и я не берусь судить, есть ли в этих никах какой-то намек на имена подлинные. Для ...
По своему музыкальному образованию музыкант из Чикаго Билл Лоумэн – басист. Но играет Билл на самых разных инструментах, включая клавишные и гитару. Он работал с самыми разными коллективами, а со своей группой Bosco & Jorge выпустил три ...
Любой новый проект музыканта такого ранга, как Уоллес Роуни, самим фактом своего появления способен заинтересовать ценителей джаза. Для самого же Роуни Blue Dawn - Blue Nights, изданный, как и ряд предыдущих альбомов, на HighNote Records, - это уже ...
Юриспруденция и музыка – вроде бы совершенно разные сферы деятельности, но уроженец Детройта Уэйн Элперн преуспел в обоих. Очевидно, его подкупила строгая логическая взаимосвязь, лежащая в основе, как юридических наук, так и музыки, во всяком ...
В 1957 году американский композитор, историк и теоретик джаза Гюнтер Шуллер ввел в обращение термин «третье течение». Так он н музыку, синтезирующую в себе элементы академической музыки и джаза. Не все приняли его взгляды в обоих ...
Какой музыкальный инструмент самый древний в мире? Точно этого никто не скажет, но, думаю, что китайская цитра под названием гучжен может попасть в список претендентов на это звание. Одна из древнейших в мире цивилизаций создала этот инструмент ...
Вспоминая карту мира, можно себе представить левую часть острова Гаити, занятую одноименной республикой, бывшей французской колонией, как заповедник «черной», афро-карибской культуры, а правую часть, Доминиканскую Республику, бывшую ...
Жизнерадостный восклицательный знак после слова Yes и поясняющее определение «трио» помогут вам понять, что этот состав не имеет ничего общего со знаменитой британской прог-роковой группой уже на стадии обложки. А уж музыка окончательно расставит ...
Не знаю, почему Кевин Нортон, Джим Пуглезе и Стив ЛаСпина решили назвать свой совместный проект Yimba Rudo. На языке народа шона, живущего в Зимбабве, это словосочетание означает что-то вроде «Песня любви». Наверное, музыканты решили, ...
Какой малый состав наиболее распространен в камерном джазе? Фортепьянное трио, - скажете вы и будете правы. А если сменить в нем фортепьяно на скрипку, то хорошо, если вы припомните пару-тройку подобных комбинаций, причем, не только в джазе, но и в ...