Все последние десятилетия название страны «Ирак» в массовом сознании ассоциируется прежде всего с войной, насилием, фанатизмом, тысячами погибших невинных людей и тысячами беженцев. Меньше всего оно ассоциируется с культурой, а если да, то в контексте безжалостного разграбления и уничтожения величайших культурных памятников древних цивилизаций. А между тем культура продолжает существовать и в самых неблагоприятных условиях, а если уж становится совсем невмоготу – эмигрирует.
Ахмед Мухтар – коренной багдадец. С 1983 года он учился игре на уде (традиционном восточном струнном инструменте типа лютни) и перкуссионных инструментах сначала в Багдаде, затем в Дамаске. В восьмидесятых годах Ахмед много работал на телевидении Ирака, был организатором ряда музыкальных фестивалей. А уже в 1999 году он получил степень в лондонском колледже музыки, а потом, в 2003 году – еще одну, в лондонской школе Восточных и Африканских исследований. С тех пор он много и плодотворно работает, как исполнитель и композитор, неоднократно отмеченный престижными наградами, выпустил, начиная с 1997 года, пять музыкальных альбомов, написал несколько работ, посвященных тонкостям игры на уде.
Visions Of Iraq – шестой по счету альбом Ахмеда Мухтара. И, судя по этой работе, в центре интересов иракского музыканта – синтез арабской музыки с музыкой других культур, синтез звучания уда и инструментов, происходящих не из арабской традиции. Показательна в этом отношении первая же композиция альбома: Iraq to Aspania. Aspania – это «Испания» по-арабски. Каждый, кто был в Кордове, наверное, помнит, не слишком красивую, но огромную Площадь Трех Культур у городского вокзала. В современной Андалузии очень трепетно относятся к тому сравнительно короткому периоду, когда здесь в относительном мире и безусловной гармонии сосуществовали и взаимодействовали исламская, христианская и иудейская культуры, что дало культуре мировой ряд блестящих имен. Именно этот период истории вспоминает Мухтар, вводя в ткань своей пьесы помимо уда и различной перкуссии, академический струнный квартет и гитару фламенко: эффект действительно интересный. Это же сочетание повторяется и в таких пьесах, как Romance, навеянный знаменитыми сказками «Тысяча и Одной Ночи» или Old Gypsy Dance, реконструирующий музыку иракских цыган. В пьесе Iraqi Swing Мухтар заставляет взаимодействовать уд и фортепьяно. Во всех случаях (восемь композиций сочинил сам Мухтар, а три – это его аранжировки народных мелодий) Ахмед использует традиционные арабские макамы, вводит в музыку много импровизационных моментов, а об удачных сонористических экспериментах уже говорилось выше. Возможно, пуристам, ценителям чисто ориентальной музыки, направление творческих поисков Мухтара кажется кощунственным, но широкой публике на Западе (хочется верить, что и на Востоке) его музыка позволит лучше почувствовать взаимовлияние различных культур, тот вариант этнического фьюжн, который родился не вчера и которому, думаю, суждена долгая жизнь.
Когда я читвл письмо Эммы Уоллес из лондонского лейбла Banksville Records, приславшей нам линк на этот альбом, то строки «Это очень-очень-очень (поверь мне – ОЧЕНЬ!!) необычный и смелый вариант исполнения фундаментальной джазовой ...
Необычайно урожайным выдался 2019-й год для камерунского композитора и мультиинструменталиста Фрэнка Бийонга: за один год он пополнил свою дискографию сразу на три альбома (начата она была еще в 2006 году). В 2019-м сначала появился альбом-трибьют ...
And So It Begins совсем не относится к разряду альбомов с так называемой «рождественской музыкой». Но вышло так, что я слушал этот дебютник от Лоис Бруно как раз в преддверие больших праздников конца года, и у меня осталось от этой ...
В 1901 году греческий водолаз обнаружил близ острова Антикитера затонувшее античное судно, где, среди прочих ценнейших артефактов, был поднят наверх некий загадочный механизм: деревянный корпус с циферблатами на двух сторонах и не менее тридцати ...
Благодаря сотрудничеству известного лейбла Dot Time Records с Домом-музеем Луиса Армстронга и Образовательным фондом Луиса Армстронга, в серии «Наследие» компания выпускает уже четвертый по счету альбом с ранее не издававшимися, ...
Итальянский музыкант Лука Ди Луцио – гитарист-универсал. Выпускник консерватории в Ферраре, он играет и на электрической, и на акустической, и на классической гитаре. Он играет в любом стиле: джаз, фанк, босса-нова, блюз, фьюжн и так далее. ...
Аргентинский исследователь звука Лусио Капесе второй раз записывается на петербургском лейбле Intonema Records. Дебютировал он в 2013 году альбомом Music for Flying and Pendulating Speakers, которого мне не довелось услышать, так что Elemental Pulse ...
Американская вокалистка Лин Стенли – превосходный стилист. Я убедился в этом еще пять лет назад, рецензируя ее альбом Potions (From The 50’s), выпущенный в 2014 году. Там Лин великолепно передала атмосферу 50-х годов, исполняя популярные ...
Бывает музыка, которая ложится в рамки определенного стиля, как патрон в обойму. А бывает другая, с которой все наоборот: «сопротивление материала» упорно мешает втиснуть данный проект в узкие стилистические границы. Примерно так обстоит ...
Не самая типичная кубинская исполнительница предстает перед нами в своем дебютном альбоме Explicaciones. Магела Эррера поет и играет на флейте, а также сочиняет музыку. Уроженка Гаваны, она изучала академическую музыку в местной консерватории, а ...
Новая (даже новейшая) волна российского джаза, будущее российского джаза – ни одно из этих громких определений не покажется пустым суесловием после знакомства с альбомом саксофониста Макара Кашицына Jazz Animals. Креативность композиторских ...
Так уж получается, что наш сайт стал настоящим летописцем творчества Marbin (конечно, субъективным): в архиве вы сможете найти рецензии на все альбомы группы, кроме первого – как те, что издавал лейбл MoonJune Records Леонардо Павковича, так и ...