Tri Nguyen - The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh
14.02.2019
Вьетнамская музыка – редкий гость на нашем сайте, а уж традиционная вьетнамская музыка вообще впервые попала в центр внимания jazzquad.ru. Впрочем, назвать полностью традиционной музыку альбома The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh было бы некорректно. И дело тут в особенностях творческой биографии вьетнамского музыканта Три Нгуена. Он с Юга, родился в городе, который тогда назывался Сайгон, в интеллигентной семье, где культуре уделялось особое внимание, причем в конфуцианском понимании, когда благородный юноша должен был овладеть основами четырех искусств – музыки, литературы, живописи и игры в шахматы. С детства Три Нгуен изучал классическую европейскую музыку и искусство игры на фортепьяно под руководством педагогов с французским образованием (сам он позже, окончив консерваторию в Сайгоне, также продолжил образование во Франции). Но одновременно постигал он и тонкости игры на классическом национальном инструменте дан чанг – вьетнамской 16-тиструнной цитре, родственнице китайского гучжена или японского кото. При этом, как отмечает Нгуен, тут есть одна существенная особенность: если в Европе поляк свободно исполняет немецкую классическую музыку, а, скажем, испанец – русскую, то в Восточной Азии дело обстоит иначе: традиционную китайскую или японскую музыку никогда не исполняет кореец или вьетнамец, или наоборот.
Глубоко изучив многочисленные системы вьетнамской традиционной музыки с их канонами, став первоклассным мастером игры на дан чанге, Три Нгуен всегда старался соединить в своем творчестве музыку родной страны с классической европейской музыкой и музыкой других стран. Его альбомы Consonnances (2015), A Journey Between Worlds (2016) и Beyond Borders (2017) принесли музыканту заслуженный успех во многих странах мира и целый ряд престижных наград. Издаваемый британским лейблом ARC Music альбом The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh представляет собой сборник композиций из этих трех альбомов. За исключением традиционной и очень популярной во Вьетнаме темы Lý Ngựa Ô (Black Riding Horse), завершающей альбом, все остальные композиции написаны и почти все аранжированы Три Нгуеном. В Black Riding Horse ему ассистирует целая группа вьетнамских музыкантов, играющих, как на народных, так и на европейских инструментах. Во всех остальных треках голос его дан чанга сливается со звучанием классического струнного квартета интернационального состава – с российской (родом из Калмыкии) и украинской скрипачками, французской исполнительницей на виоле и белорусским виолончелистом Димой Цыпкиным. Более того, в трех треках звучание становится еще более экзотичным, когда к вышеуказанным присоединяется алжирский исполнитель на традиционном ближневосточном струнном инструменте уд Куаис Саади. Дан чанг и уд вместе – согласитесь, такое трудно себе представить!
Но, благодаря искусству Три Нгуена и его коллег, тонко найденному балансу звучания столь непохожих инструментов абсолютно разнородного происхождения, в каждом треке звучит Музыка: да, не чисто вьетнамская, не чисто европейская и, конекчно, не чисто арабская. Не сочтите за высокопарность, но это действительно Глобальная Музыка, музыка народов Земли и, поверьте – ее стоит услышать!
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...
Оги Хаас поет и играет на трубе. Как Армстронг. Но, конечно же, совсем по-другому. Оги родился и вырос в Милуоки, Висконсин, секреты музыкального искусства постигал в Чикаго и Майами, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. В рамках своей карьеры ...
Итальянский баритон-саксофонист из Апулии (городок Барлетта) Джузеппе Доронцо, турецкий басист из Стамбула Эсат Экинчиоглу и швейцарский перкуссионист из Цюриха Пино Базиле – все они сегодня живут и работают в Нидерландах и основали здесь, в ...
«В джазовом море, изобилующем дерзкими, стремительными и совершенно беспощадными молодыми тенор-саксофонистами, Бен Флокс – это тот, на кого стоит обратить внимание. Его отличают терпение и страстность, прямота и добросердечие. Он не ...