Tri Nguyen - The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh
14.02.2019
Вьетнамская музыка – редкий гость на нашем сайте, а уж традиционная вьетнамская музыка вообще впервые попала в центр внимания jazzquad.ru. Впрочем, назвать полностью традиционной музыку альбома The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh было бы некорректно. И дело тут в особенностях творческой биографии вьетнамского музыканта Три Нгуена. Он с Юга, родился в городе, который тогда назывался Сайгон, в интеллигентной семье, где культуре уделялось особое внимание, причем в конфуцианском понимании, когда благородный юноша должен был овладеть основами четырех искусств – музыки, литературы, живописи и игры в шахматы. С детства Три Нгуен изучал классическую европейскую музыку и искусство игры на фортепьяно под руководством педагогов с французским образованием (сам он позже, окончив консерваторию в Сайгоне, также продолжил образование во Франции). Но одновременно постигал он и тонкости игры на классическом национальном инструменте дан чанг – вьетнамской 16-тиструнной цитре, родственнице китайского гучжена или японского кото. При этом, как отмечает Нгуен, тут есть одна существенная особенность: если в Европе поляк свободно исполняет немецкую классическую музыку, а, скажем, испанец – русскую, то в Восточной Азии дело обстоит иначе: традиционную китайскую или японскую музыку никогда не исполняет кореец или вьетнамец, или наоборот.
Глубоко изучив многочисленные системы вьетнамской традиционной музыки с их канонами, став первоклассным мастером игры на дан чанге, Три Нгуен всегда старался соединить в своем творчестве музыку родной страны с классической европейской музыкой и музыкой других стран. Его альбомы Consonnances (2015), A Journey Between Worlds (2016) и Beyond Borders (2017) принесли музыканту заслуженный успех во многих странах мира и целый ряд престижных наград. Издаваемый британским лейблом ARC Music альбом The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh представляет собой сборник композиций из этих трех альбомов. За исключением традиционной и очень популярной во Вьетнаме темы Lý Ngựa Ô (Black Riding Horse), завершающей альбом, все остальные композиции написаны и почти все аранжированы Три Нгуеном. В Black Riding Horse ему ассистирует целая группа вьетнамских музыкантов, играющих, как на народных, так и на европейских инструментах. Во всех остальных треках голос его дан чанга сливается со звучанием классического струнного квартета интернационального состава – с российской (родом из Калмыкии) и украинской скрипачками, французской исполнительницей на виоле и белорусским виолончелистом Димой Цыпкиным. Более того, в трех треках звучание становится еще более экзотичным, когда к вышеуказанным присоединяется алжирский исполнитель на традиционном ближневосточном струнном инструменте уд Куаис Саади. Дан чанг и уд вместе – согласитесь, такое трудно себе представить!
Но, благодаря искусству Три Нгуена и его коллег, тонко найденному балансу звучания столь непохожих инструментов абсолютно разнородного происхождения, в каждом треке звучит Музыка: да, не чисто вьетнамская, не чисто европейская и, конекчно, не чисто арабская. Не сочтите за высокопарность, но это действительно Глобальная Музыка, музыка народов Земли и, поверьте – ее стоит услышать!
Если еще не перевелись строгие ревнители академических традиций, не признающие ничего, кроме классики, то пианист из Монреаля Мэтт Гершковиц наверняка примирит их с джазом – разумеется, в том варианте, который он исповедует. В Монреале Мэтт ...
Еще одно новое для меня и для наших читателей имя, на сей раз из американской «глубинки», из Горного штата Колорадо. Бас-гитарист Мэтт Скеленджер родился, вырос и получил музыкальное образование в Денвере. Впрочем, затем Мэтт продолжил ...
В ноябре 2018 года басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери пригласили приехать с небольшой группой в Португалию для участия в джазовом фестивале в Гимараеше. Мэтт собрал команду из своих старых приятелей и творческих единомышленников, с которыми ...
Если до сих пор фамилия Сноу ассоциировалась у вас с известным персонажем «Игры престолов», то придется привыкать к тому, что в ближайшие годы вы будете чаще слышать ее в джазовом контексте. Во всяком случае, дебютный альбом Iridescence, ...
Максимиллиан Латва (р.1966) живет и работает в Хельсинки. Работает в достаточно широком поле – он и композитор, и продюсер, и звукоинженер, и музыкант. Известен сочинением музыки для танцевальных и цирковых шоу, короткометражных фильмов, ...
Мелбриз родилась в Измире, живописном портовом городе на эгейском побережье Турции. С юных лет она занималась балетом, получила образование в сфере делового администрирования, а к вокалу пришла намного позже, уже в Штатах, куда она переехала ...
Не знаю, комплимент это для парней из группы Micart или наоборот, но слушая их одноименный альбом, представляешь типичное американское power trio, а учитывая определенную склонность к кантри-блюзу (о чем речь впереди), можно предположить, что они ...
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Вряд ли русский философ и культуролог Михаил Бахтин (1895-1975) мог предугадать, что его теория диалога, как фундаментальной категории бытия, точно подтвердит строки Тютчева и ...
Наблюдая в течение ряда лет за развитием джазовой жизни в разных странах, поражаешься тому, как польская джазовая школа, самая сильная (по крайней мере, на мой взгляд) в Восточной Европе, десятилетиями ухитряется поддерживать свои славные традиции. ...
Бузуки, национальная разновидность лютни, - самый узнаваемый и самый популярный из традиционных греческих музыкальных инструментов. Именно его сделал названием своего нового, уже далеко не первого альбома на ARC Music, греческий композитор и пианист ...
За плечами барабанщика и композитора из Женевы Мишеля Маурера довольно пестрая карьера. Этот музыкант играл и импровизационную музыку, и метал, и панк-рок, выступал на самых престижных джазовых фестивалях у себя в стране – в Монтре и в Лугано, ...
Есть известное выражение: «короля делает свита». Применительно к данному релизу титул «короля» надо отдать тому, чье имя выставлено на обложке альбома High Standards – гитаристу Майку Пачелли, а вот «свита» ...