Олег Молокоедов - отеческая улыбка романтического циника
08.01.1997
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в бозе всесоюзному журналу "Джаз" он был главным редактором, негоже и нашему новому детищу не пожать отцовской руки. Да и представить себе трудно русскоязычный журнал о джазе без его терминологической эквилибристки и аналитического парадокса.
— Я все-таки не джазовый критик, а пишущий о джазе журналист. У нас нет джазовых критиков. Думаю, как джазовый журналист я лучше, чем музыкант. В свое время я занимался художественным творчеством: писал рассказы, эссе, даже стихи. И это дало свои плоды. У нас в журнале "Джаз" проводились такие опросы, и однажды моя статья, довольно раскованная, про "жеребца и кобылу", даже заняла первое место — впереди Переверзева, перед которым я всегда преклонялся. Ну, это все условно, конечно, все всё поняли, но с тех пор я больше мыслю себя как журналист.
— А как музыканта я оценивал себя более профессионально. Ведь журналистика — это любительство, учиться журналистике — одно удовольствие: лежи на диване и читай книжки, это одна из самых непрофессиональных профессий.
— Конечно, как музыкант я более образован, но считаю себя скорей играющим композитором. Вот возьмите Чижика — он пианист, он с роялем все, что хочешь, сделает. А Ганелина возьмите — это уже играющий композитор, вот я ближе к этому. Я не освоил многих фортепианных школ: страйд-пиано, технику рэгтайма. Так что благодарю судьбу за то, что она мне позволила быть в некотором роде концертмейстером для Чекасина.
— Хэмингуэй говорил, что когда он идет воевать, у него перо затупляется, и он долго потом его точит. А я, когда пишу, то начинаю плохо играть — для себя плохо. Когда хорошо играю, дурею — начинаю плохо говорить, появляется косноязычие.
— Самая главная задача джазового журналиста — не писать о джазе. Главное же для критика — как раз слово о джазе, разбор: кто как сыграл, с чем это можно сравнить, какие гармонии взяты и так далее, это музыковедческий анализ, адресованный узкому кругу специалистов. Джазовый публицист должен использовать принцип изоморфичности (это было темой моей дипломной работы в рижском университете — о методах и принципах джазовой журналистики): есть Земля и есть карта Земли, которая структурально изоморфна (подобна ей). Так же и джазовая журналистика должна быть изоморфна джазу, но не описывать его. То есть, все, что вас ментально привлекает в джазе, нужно препаризовать в вербальность.
— Счастлив ли я? Трудно сказать, после тридцати уже такие вопросы себе не задаешь. Экзюпери был прав: величайшая ценность — это общение человека с человеком. Большое счастье для меня — музыкальное общение с Чекасиным, но... Я готовился к другому. Я бы хотел жить среди писателей и журналистов и общаться на вербальном уровне...
...Но концерты, гастроли продолжаются — теперь уже в составе квартета ВИЛЬНЮСДЖАЗ. И снова концептуальные процессы и конструкции обращаются в неукротимую звуковую стихию. "Романтический циник" или "циничный романтик" Олег Молокоедов продолжает многоступенчато препаризовать свою джазовую ментальность. И — никакого дуализма.
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...