Михаил Трофимов - Знал же, зачем шел в журналистику!!!
28.12.2012
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», закончив факультет журналистики МГУ и посвятив весь свой творческий потенциал служению печатному слову. Проработав в различных изданиях, от «Аргументов и фактов» до «глянцевых» журналов, убедился, что музыка от его жизни неотделима... Помимо чисто журналистской практики он явился продюсером нескольких крупных музыкальных проектов, в числе которых небезызвестный московский фестиваль «Триумф джаза» в 2005-м году, I Международный конкурс «Современное искусство и образование» в 2006-м и других Кроме того, - знаю точно, без всяких «бы», - из него получился страстный путешественник, великолепный кулинар и образцово-показательный семьянин... А еще - хороший друг, на которого всегда можно рассчитывать. Знакомьтесь: Михаил Трофимов.
Игорь Бойко: Михаил, ваши публикации в журнале Jazz-Квадрат выходят уже не первый год. И спасибо, что вы поддержали мою идею выступить в сегодняшнем номере нашего журнала в качестве гостя. А первый вопрос такой: когда вы осознали, что не можете без музыки?
Михаил Трофимов: Прежде всего, Игорь, спасибо вам за эту инициативу, а для Jazz-Квадрата у меня всегда найдется время - находилось же и раньше (смеется...). Это издание уникально, оно первым и долгое время единственным на всей территории постсоветского пространства рассказывало и рассказывает о джазе - этом удивительном «явлении природы», а также о блюзе и других околоджазовых стилях. Уже только за это журнал достоин уважения.
А что касается музыки, я и не задавался вопросом, могу без нее или не могу, поскольку она меня окружала всегда. Мы как бы сосуществовали вместе. И даже тогда, когда я возглавлял отделение по связям с общественностью в одной металлургической компании, старался по возможности слушать музыку всегда. Во время поездок, общения с людьми разных национальностей и культур, всегда старался узнать что-нибудь новое в музыке - принципы мелодического построения, гармонии, и ритма - применительно к тем или иным этническим традициям. В свое время сам не «пошел в музыканты» по банальной причине. Родители посоветовали: «В музыке успеха добиваются единицы, неудачных же примеров - масса; если морально не готов достичь высот Рахманинова и Горовица, лучше не берись за это дело». Поэтому все ограничилось музыкальной школой; учитывая непостоянство своей натуры, я «не рискнул» лучшие годы юности просиживать за фортепиано.
А как вы пришли к джазу?
Это тоже с детства. Мама - педагог музыкальной школы, отец - инженер, джазовую музыку очень любили, и эта любовь ко мне пришла как-то сразу. В доме были записи классиков мирового джаза 30-60-х годов, собранные родителями за многие годы. Новые появлялись редко - от случая к случаю, папа приносил; в начале 70-х с этим была «напряженка». Кстати говоря, мы и сейчас с родителями обмениваемся новыми или редкими записями. Меня всегда притягивал джаз свободомыслием самовыражения, своей непохожестью на все остальное, а еще своей бескомпромиссностью - без определенных навыков и знаний джаз не сыграешь. И уже спустя годы я решил внести свою скромную лепту журналиста в развитие этого вида искусства у нас в стране.
А вот об этом, пожалуйста, поподробнее...
Первая встреча вживую с музыкантом, работающим в этом направлении, состоялась в начале 90-х. Помню, я работал в «Коммерсанте», и для маленького телефонного интервью набрал номер Алексея Козлова. Все закончилось тем, что мы встретились у него дома и общались до полуночи; я был поражен его эрудицией и немножечко узнал джазовую «кухню» изнутри. Впоследствии используя, подчас, беспардонно, свои журналистские возможности (знал же, зачем шел в журналистику!!!), я стал активно посещать концерты, все более и более знакомясь с джазом и людьми, которые его делают. И еще раз убедился в том, что джаз не знает национальностей и границ.
Все, что мне становилось известно про джаз, я спешил донести до людей - к сожалению, эта сторона музыкальной жизни не так много освещается в наших СМИ. И когда мне предложили вести авторскую рубрику Jazz & Classic в известном гламурном журнале, я, не долго думая, согласился.
Единственным условием редакции было - выбирать зарубежные персоналии. Поначалу все складывалось хорошо - мои публикации о Дайане Кролл, Чака Хан. Кенни Джи, Джино Ванелли и других известных джазменах пользовались интересом. Но однажды, когда я подготовил материал о Мишеле Петруччиани - блистательном французском пианисте и не увидел его в очередном номере журнала, то удивился. Мне «популярно"- объяснили: «Статья отличная, но ведь музыкант уже умер». Вот как, оказывается! А я думал, что музыкант живет. пока жива его музыка. (Горько улыбается...)
Михаил, а с кем еще из отечественных джазменов вам довелось общаться?
Достаточно со многими. Среди них как признанные мастера жанра - Гаранян, Кролл. Бутман, Манукян, Крамер. Голощекин, так и музыканты. которые, несмотря на молодость, уже вовсю заявили. о себе: скрипач Феликс Лахути, саксофонистка Аня Королёва, барабанщик Артем Федотов и другие. Покривлю душой, если не скажу, что и наши с вами, Игорь, отношения связывает давнее сотрудничество.
Еще бы, Михаил! Благодаря проведенному вами грамотному и всеобъемлющему промоушну моего сольного альбома Five, проект этот был востребован. А чем вы занимаетесь в свободное время?
Еще было б оно, это свободное время! Времени катастрофически не хватает, чтобы пообщаться с семьей, чтобы сесть за инструмент и позаниматься - но, что поделать, есть у юристов такая формулировка: «обстоятельства непреодолимой силы». Так что приходится все делать «на бегу», хотя хотелось бы наготовить и пригласить в свой дом друзей, поехать путешествовать, закончить, наконец, свою собственную книгу «Анекдоты в стихах, или басни без морали».
Басни? Это что-то новенькое, не знал...
Баснями их можно назвать условно - в отличие от классиков этого жанра, я не морализирую, просто беру известный в народе анекдот и облачаю его в стихотворную форму. Все, кто слышал, говорят, что получается забавно.
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...