Михаил Трофимов - Знал же, зачем шел в журналистику!!!
28.12.2012
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», закончив факультет журналистики МГУ и посвятив весь свой творческий потенциал служению печатному слову. Проработав в различных изданиях, от «Аргументов и фактов» до «глянцевых» журналов, убедился, что музыка от его жизни неотделима... Помимо чисто журналистской практики он явился продюсером нескольких крупных музыкальных проектов, в числе которых небезызвестный московский фестиваль «Триумф джаза» в 2005-м году, I Международный конкурс «Современное искусство и образование» в 2006-м и других Кроме того, - знаю точно, без всяких «бы», - из него получился страстный путешественник, великолепный кулинар и образцово-показательный семьянин... А еще - хороший друг, на которого всегда можно рассчитывать. Знакомьтесь: Михаил Трофимов.
Игорь Бойко: Михаил, ваши публикации в журнале Jazz-Квадрат выходят уже не первый год. И спасибо, что вы поддержали мою идею выступить в сегодняшнем номере нашего журнала в качестве гостя. А первый вопрос такой: когда вы осознали, что не можете без музыки?
Михаил Трофимов: Прежде всего, Игорь, спасибо вам за эту инициативу, а для Jazz-Квадрата у меня всегда найдется время - находилось же и раньше (смеется...). Это издание уникально, оно первым и долгое время единственным на всей территории постсоветского пространства рассказывало и рассказывает о джазе - этом удивительном «явлении природы», а также о блюзе и других околоджазовых стилях. Уже только за это журнал достоин уважения.
А что касается музыки, я и не задавался вопросом, могу без нее или не могу, поскольку она меня окружала всегда. Мы как бы сосуществовали вместе. И даже тогда, когда я возглавлял отделение по связям с общественностью в одной металлургической компании, старался по возможности слушать музыку всегда. Во время поездок, общения с людьми разных национальностей и культур, всегда старался узнать что-нибудь новое в музыке - принципы мелодического построения, гармонии, и ритма - применительно к тем или иным этническим традициям. В свое время сам не «пошел в музыканты» по банальной причине. Родители посоветовали: «В музыке успеха добиваются единицы, неудачных же примеров - масса; если морально не готов достичь высот Рахманинова и Горовица, лучше не берись за это дело». Поэтому все ограничилось музыкальной школой; учитывая непостоянство своей натуры, я «не рискнул» лучшие годы юности просиживать за фортепиано.
А как вы пришли к джазу?
Это тоже с детства. Мама - педагог музыкальной школы, отец - инженер, джазовую музыку очень любили, и эта любовь ко мне пришла как-то сразу. В доме были записи классиков мирового джаза 30-60-х годов, собранные родителями за многие годы. Новые появлялись редко - от случая к случаю, папа приносил; в начале 70-х с этим была «напряженка». Кстати говоря, мы и сейчас с родителями обмениваемся новыми или редкими записями. Меня всегда притягивал джаз свободомыслием самовыражения, своей непохожестью на все остальное, а еще своей бескомпромиссностью - без определенных навыков и знаний джаз не сыграешь. И уже спустя годы я решил внести свою скромную лепту журналиста в развитие этого вида искусства у нас в стране.
А вот об этом, пожалуйста, поподробнее...
Первая встреча вживую с музыкантом, работающим в этом направлении, состоялась в начале 90-х. Помню, я работал в «Коммерсанте», и для маленького телефонного интервью набрал номер Алексея Козлова. Все закончилось тем, что мы встретились у него дома и общались до полуночи; я был поражен его эрудицией и немножечко узнал джазовую «кухню» изнутри. Впоследствии используя, подчас, беспардонно, свои журналистские возможности (знал же, зачем шел в журналистику!!!), я стал активно посещать концерты, все более и более знакомясь с джазом и людьми, которые его делают. И еще раз убедился в том, что джаз не знает национальностей и границ.
Все, что мне становилось известно про джаз, я спешил донести до людей - к сожалению, эта сторона музыкальной жизни не так много освещается в наших СМИ. И когда мне предложили вести авторскую рубрику Jazz & Classic в известном гламурном журнале, я, не долго думая, согласился.
Единственным условием редакции было - выбирать зарубежные персоналии. Поначалу все складывалось хорошо - мои публикации о Дайане Кролл, Чака Хан. Кенни Джи, Джино Ванелли и других известных джазменах пользовались интересом. Но однажды, когда я подготовил материал о Мишеле Петруччиани - блистательном французском пианисте и не увидел его в очередном номере журнала, то удивился. Мне «популярно"- объяснили: «Статья отличная, но ведь музыкант уже умер». Вот как, оказывается! А я думал, что музыкант живет. пока жива его музыка. (Горько улыбается...)
Михаил, а с кем еще из отечественных джазменов вам довелось общаться?
Достаточно со многими. Среди них как признанные мастера жанра - Гаранян, Кролл. Бутман, Манукян, Крамер. Голощекин, так и музыканты. которые, несмотря на молодость, уже вовсю заявили. о себе: скрипач Феликс Лахути, саксофонистка Аня Королёва, барабанщик Артем Федотов и другие. Покривлю душой, если не скажу, что и наши с вами, Игорь, отношения связывает давнее сотрудничество.
Еще бы, Михаил! Благодаря проведенному вами грамотному и всеобъемлющему промоушну моего сольного альбома Five, проект этот был востребован. А чем вы занимаетесь в свободное время?
Еще было б оно, это свободное время! Времени катастрофически не хватает, чтобы пообщаться с семьей, чтобы сесть за инструмент и позаниматься - но, что поделать, есть у юристов такая формулировка: «обстоятельства непреодолимой силы». Так что приходится все делать «на бегу», хотя хотелось бы наготовить и пригласить в свой дом друзей, поехать путешествовать, закончить, наконец, свою собственную книгу «Анекдоты в стихах, или басни без морали».
Басни? Это что-то новенькое, не знал...
Баснями их можно назвать условно - в отличие от классиков этого жанра, я не морализирую, просто беру известный в народе анекдот и облачаю его в стихотворную форму. Все, кто слышал, говорят, что получается забавно.
Тот, кто бывал хоть на одном из фестивалей в Бирштонасе, наверняка обращал внимание на сцену, оформление которой обязательно и безусловно привлекает любого, кто впервые попадает в этот небольшой городок во время проведения традиционного ...
Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом Мошковым. Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz -Квадрат лучший русскоязычный журнал о джазе и ...
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза. Слышал ...
Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом: Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый ...
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...