Михаил Фрейдлин - Джаз родился благодаря одесситам. Мы это докажем
30.05.2013
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика Леонида Кантаровича). С 1985 по 1994 г. работал в Институте прогнозирования народнохозяйственных проблем АН СССР. Руководил советско-американской рабочей группой по вопросам продовольственного обеспечения, созданной президентским советом СССР. С 1994 г. занимал должность финансового директора федеральной контрактной корпорации Росхлебопродукт (в прошлом—Министерство хлебопродуктов); являлся президентом агропромышленного холдинга Русагрокапитал, принадлежащего инвестиционной группе "Русские фонды", принимал самое активное участие в организации украинско-российских деловых форумов и губернаторского саммита в Одессе. Ныне занимает должность исполнительного директора Фонда развития делового сотрудничества "Международный деловой форум"; советник председателя одесской областной государственной администрации. Инициатор и генеральный продюсер "Джаз-Карнавала в Одессе".
Доподлинно неизвестно, кто первый озвучил идею одесского Джаз-Карнавала, последние несколько лет "витавшую в воздухе" Южной Пальмиры. Известно, что пианист Юрий Кузнецов почти десять лет бредил задумкой джазового фестиваля. Михаил Фрейдлин же мечтал о джазовом марафоне, но именно он воплотил мечту о джаз-карнавале в реальность, став его меценатом и продюсером, в паре с Юрием Кузнецовым запустив "механизм" фестиваля в 2001 году. Сегодня его организаторы в шутку или всерьез разделят свои "сферы влияния" в фестивальном деле на "мозг Джаз- Карнавала" (Михаил Фрейдлин) и "душу Джаз-Карнавала" (Юрий Кузнецов). И то, и другое равно важно.
Интервью с Юрием Кузнецовым уже не раз появлялись на страницах Jazz-Квадрата. Сегодня мы впервые беседуем с генеральным продюсером Международного фестиваля джазовой музыки "Джаз-Карнавал в Одессе" Михаилом Фрейдлиным:
Анастасия Костюкович: Михаил Павлович, как правило, у истоков большого события лежит маленькая счастливая случайность. Было ли что-то подобное в предыстории "Джаз-Карнавала в Одессе"?
Михаил Фрейдлин: Наверное, такой счастливой случайностью можно назвать мое знакомство с потрясающим одесским музыкантом Юрием Кузнецовым и нашу первую встречу с ним в джазовом ресторанчике Кларабара в одесском Городском саду. Я задумал провести в Кларебаре джазовый марафон — так, чтобы каждый день играл новый джазовый коллектив. Но. не будучи ассом, хорошо разбирающимся в мире современных джазовых тенденций и течений, я искал себе партнера, который мог бы взять на себя художественную часть мероприятия. Кто-то из друзей посоветовал мне встретиться с Юрой, отрекомендовав мне его не просто как талантливого джазового музыканта, но и неплохого организатора — вот уже несколько лет являясь главой Клуба Высокой Музыки, Юрий привозит в Одессу звезд джаза и проводит очень успешные концерты. На первой же нашей встрече мы решили, что будем делать в Одессе большой джазовый фестиваль в конце концов, пора же кому-то вернуть джаз на его родину!
Признаюсь, я никогда не взялся бы за реализацшо идеи Джаз-Карнавала, если бы не нашел в Одессе достойного партнера, который взял бы на себя арт-частъ. Потому что я не считаю себя большим знатоком джаза. И я не хотел бы идти на поводу только личных симпатий потому что тогда можно увлечься только авангардом или только мэйнстримом. С Юрой мы договорились сразу, что музыка на фестивале будет разноплановой.
Стилистка фестиваля эклектична — по-карнавальному пестрая. Вы с самого начала закладывали в концепцию фестиваля мысль, что четко обозначенных стилистических границ не будет — на карнавале уместно все?
Мы сразу сепарировали основную (филармоническую) сцену и уличные концерты. (Не стоит забывать, что джаз начинался с улиц, и мы хотим его на улицы вернуть). Современный джаз — емкое понятие и достаточно размытое. Главный критерий — умение спонтанно импровизировать. Поэтому если музыкант. исполняя классическое произведение, блюз или авангард умеет импровизировать — это наш потенциальный участник. Еще нам очень важно чем-то постоянно удивлять людей. Разноплановость — наш конек!
Каковы ваши личные пристрастия в джазе?
Я слушаю мэйнстрим, би-боп, ранний свинг, латиноамериканский джаз...
А если говорить об именах?
Если вы сейчас начнете перечислять имена — я на каждое отвечу согласием. Единственный мой критерий — качественная музыка. У меня большая домашняя джазовая фонотека Знаете, еще будучи школьником я ловил Голос Америки и Deutsche Welle — слушал и просто балдел от джаза. Потом я увлекся игрой на гитаре, закрывался в комнате и играл все ночи напролет Доигрался до студенческого оркестра, где важно сидел за пюпитром с бабочкой. и даже ездил с гастролями. Мне очень хотелось попасть в профессиональный оркестр, и однажды на музыкальной бирже мне сказали, что есть место гитариста в городском студенческом оркестре Леонида Левитина. На встрече он сказал мне "Бери гитару, садись, играй". Поставил передо мной ноты. которые я не очень-то понимал, включил усилитель и — он не работает! Это меня спасло. На мое счастье усилитель не могли починить месяца два. Все это время я брал гитару домой и ночами учился играть. Я работал как бешеный таракан, забросил на время институт, изучал ноты и композиции, стер пальцы до крови. Когда, наконец, починили усилитель, включили гитару, и я заиграл, Левитин воскликнул: "Как же ты ужасно играешь!" Но потом смягчился: "Ну, хорошо: пока будем искать тебе замену, ты походи, поиграй". День ото дня я рос как музыкант, да так и остался в оркестре гитаристом на четыре года.
Но вы не сделали ставку на карьеру музыканта?
Я играл в ресторанах, на свадьбах, на танцах и получал по тем временам большие деньги. Но когда встал вопрос, какую делать карьеру, я выбрал экономику. К тому же я не особо одаренный человек в музыке, и понимал, что таким замечательным музыкантом, как Юра Кузнецов, не стану. А другим быть не хотелось.
Не осталось ли от этого юношеского увлечения гитарой особого пристрастия к гитарному джазу?
Я до сих пор в свое удовольствие играю на гитаре в компании близких. А с недавних пор увлекся игрой на фортепиано. Еще когда во время аспирантуры подрабатывал пожарным в театре ГИТИСа, ночами пытался играть на тамошнем рояле. Недавно в Одессе я купил себе венский рояль, которому 150 лет, и пробую играть джазовые стандарты — получаю массу удовольствия! Кузнецов даже зовет меня на сцену! (Смеется).
Джаз-Карнавал для вас больше бизнес или все-таки хобби, приятное вложение капитала?
Дело в том, что в бизнесе тоже теряют деньги... Я неплохо играю в шахматы. (В 8 лет у меня был первый разряд по шахматам, я был чемпионом города по шахматам среди мальчиков.) Я просчитываю ходы очень далеко, и не только в шахматах. Бизнес — это не обязательно решение краткосрочной "задачи-одноходовки": отщипнул и убежал. Серьезный бизнес возможен даже в такой сложной теме, как джаз, хотя это почти несопоставимые понятия — "джазовый фестиваль" и "бизнес". Расходы, конечно, колоссальные: вы видели качество звука на фестивале, качество света, уровень исполнителей. Чего стоит только провести бесплатный концерт на Театральной площади перед Оперным театром или джазовую регату на яхтах! Но я верю, что это будет и прибыльный бизнес тоже. У нашего фестиваля уже на четвертый год проведения появились крупные национальные спонсоры, и если раньше наши затраты на фестиваль были почти стопроцентные, год от года они становятся меньше, а в последний год я закрыл за счет спонсоров почти три четверти расходов!
Сейчас мы ведем серьезные переговоры о подписании соглашения, по которому Одесса и Нью-Орлеан станут городами побратимами. Тем более, что культурологических связей между нашими городами очень много. Насколько нам известно, очень много выходцев из Одессы в свое время поселилось в Нью-Орлеане еще до 1902 года — мы сейчас ищем их корни. Если уж джаз там и родился, то только благодаря одесситам. Мы это докажем!
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...