27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого Ленинградского клуба "Д-58", а еще через восемь лет – представляя ленинградский джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна (фактически лучший биг-бэнд Советского Союза!), – стал первым джазовым лектором на профессиональной сцене.
Сегодня это признанный во всем мире джазмэн, в совершенстве знающий историю джаза и обладающий потрясающим талантом рассказывать об этом сложном виде музыкального искусства на очень понятном и доступном языке с самой разной аудиторией. Человек энциклопедических знаний и высочайшей культуры, популяризатор джаза, обладающий колоссальной энергетикой, жизнелюбием и оптимизмом, граничащим с тонкой иронией и самоиронией…
Помнится, когда я поздравляла "всесоюзного джазового старосту" с 70-летием по интернету, то получила в ответ: "Спасибо, и не верьте этим цифрам". С тех пор прошло пять лет. Но я так же не верю: его по-прежнему трудно застать дома в связи с бесконечными приглашениями конферировать фестивали и концерты в самых разных уголках постсоветского пространства.
И все же – как ни крути, а факты – упрямая вещь: 27 декабря Владимиру Борисовичу Фейертагу – обаятельнейшему эрудиту, джазовому критику, заслуженному деятелю искусств России, лауреату премии Уиллиса Коновера ("Голос Америки") – исполнилось 75 лет.
Роль В.Б. Фейертага в истории и жизни отечественного джаза трудно переоценить. Как не без юмора заметил известный российский переводчик и джазовый критик Юрий Тихонович Верменич: "Если Петр I когда-то прорубил окно в Европу, то наш маэстро начал активно переправлять через него на советскую сцену множество всяких джазовых иноземцев…". От себя добавлю: и с успехом продолжает делать это по сей день!
С Владимиром Борисовичем я знакома более 10 лет. Помню первое телеинтервью с ним. Когда, невероятно нервничая, я почтительно испросила согласия на разговор перед концертом, он тут же согласился. И, видя мою неуверенность, добавил мягко: "Да не волнуйтесь вы так! По сравнению с любителями массовой музыки, о джазе знает лишь небольшая горстка людей! Может быть, сегодня станет на одного больше!" И тут же рассказал, как "провалил" интервью с Эллингтоном вопросом "о будущем джаза".
Думаю, Фейертаг пристрастил к джазу не одну тысячу "сторонних наблюдателей" своим умением выстраивать комфортабельный путь от музыканта к слушателю. Ибо таким далеко не простым способом общения с залом он владеет в совершенстве: это всегда моноспектакль, яркий фейерверк знаний, опыта и спонтанных импровизаций.
Кстати, Фейертаг всегда органичен и запоминаем, где бы ни появлялся. Помню ночной джем после фестивального концерта в Ярославском джаз-клубе. Неожиданно к роялю вышел… Владимир Борисович. Взяв пару начальных аккордов, он неспешно повел свой невербальный разговор, к которому тут же подключились контрабасист и барабанщик. Спустя время я услышала реплику с соседнего столика: "Надо же, он еще и пианист! Играет, как рассказывает: без наворотов и так классно!"
Думаю, для многих встреча с Фейертагом это и праздник, и повод к долгим размышлениям. Его высказывания остроумны и афористичны, емки и образны. "Джазовый ансамбль первой половины столетия – это дружная команда единомышленников, джаз-группа конца века – временный союз исполнителей-индивидуалистов". Точнее и не скажешь. Или, к примеру, другое, относящееся к середине ХХ века: "Джаз был подобен хорошо забродившему тесту, которое постоянно вылезало из кастрюли, как бы плотно ни закрывалась крышка"…
Любопытный факт биографии! Получив высшее образование (в 1954 окончил филологический факультет Ленинградского университета по специальности "филолог-германист"), В.Б. Фейертаг начал работать на кафедре иностранных языков в Военно-механическом институте. Параллельно не постыдился поступить в музыкальное училище, дабы на практике пройти все премудрости гармонии и сольфеджио. Хотя, как мне кажется, он уже знал неизмеримо больше. На вопрос, как ему удалось "попасть" в училище ответил:
Пришлось скрыть диплом о высшем образовании, потому что тогда это было запрещено. Смешным фактом стала "тройка" по немецкому на вступительном экзамене (в это время я знал его в совершенстве). Экзамена не было, а куда-то надо было поставить трояк, чтобы не платить стипендию. Окончил училище по классу композиции в 1960 и... смылся, не взяв диплома, потому что работал, а надо было распределяться. Диплом забрал по блату через несколько лет, когда мое имя уже чуть-чуть гремело. Ведь первая брошюра о джазе (с В. Мысовским) вышла в 1960-м.
Ольга Коржова: Наверное, сложно вспомнить все фестивали, которые вы конферировали?
Владимир Фейертаг: Да, легче сказать, где никогда не выступал: Сибирь за Красноярском, Средняя Азия (кроме Алма-Аты), Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск, Уфа, Тверь. Но все равно бывал в этих городах на гастролях либо с Чижиком, либо с "Аллегро", либо с Ленинградским диксилендом. А были города, где я не конферировал фестивали, но вел в течение года или нескольких лет филармонические абонементы (например, Нижний Новгород, Великий Новгород…). Дольше всего вел абонементы и фестивали в Питере, Москве, Ярославле, Риге, Донецке, Мурманске, Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Днепропетровске, Новокузнецке, Казани…
Ольга Коржова: И, конечно же, такая обширная джазовая жизнь нашла отражение в ваших книгах. А какая работа для вас наиболее значима?
Владимир Фейертаг: У меня всего-то пять книг. Первая с Мысовским вообще-то халтура, компиляция. Мы написали ее за момент. Сегодня читать ее иногда стыдно, но ценность ее неоспорима. Она была первой! Статьи и главы в разные вестники, сборники сосчитать не берусь. Самая ценная для меня работа была в издательстве "Советская энциклопедия". Там меня быстро приучили к жуткой лаконичности и точности. Неоценимый опыт. Полюбил работы в справочниках, среди которых Музыкальная энциклопедия (по моему списку в приложение попали 20 джазменов), Музыкально-энциклопедический словарь (статья "Джаз"), лексикон "Эстрада России" (все статьи о джазе) и другие справочники, включая двухтомник чешской "Энциклопедии джаза и современной популярной музыки".
Трудно сказать, что из "детищ" Фейертага наиболее ценно для нас: книги, просветительская деятельность или педагогическая… А может быть, гениальная идея собрать по трем концертам Дюка Эллингтона один большой концерт Духовной музыки, получивший жизнь в Питере, Одессе и Ростове-на-Дону?! Знаю лишь одно: любое задуманное им дело, "обречено" на успех!
С юбилеем Вас, дорогой Владимир Борисович! Здоровья Вам, бодрости и неиссякаемости! Keep swinging!
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...
Это интервью известный российский джазовый продюсер и журналист, шеф VR Jazz Agency Виктор Радзиевский дал для медиа-портала "Текстерра". Чем лично вы сейчас занимаетесь, соблюдаете ли режим самоизоляции, как себя чувствуете в этом режиме? Я не ...
Продюсер Виктор Радзиевский считает "чтобы успешно работать в джазе, нужно любить это всеми фибрами души, и быть... достаточно чокнутым, чтобы делать то во что веришь!" Один из самых юных и успешных продюсеров в области джазовой музыки в день своего ...
Дмитрий Подберезский (Д.П.): Откровенно говоря, даже и не вспомню, когда и где познакомился с Павлом, с которым мы давно уже на «ты». Кажется, это было в Тбилиси, куда в 1986 году, впервые в СССР, приехали джазовые исполнители из ...