Беркли-Ереван-Беркли
14.10.2012
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – американском колледже Беркли. Ввиду необычности информации, я решил тогда обратиться по указанному адресу – в компанию «Ереван Продакшнс» и уточнить кое-какие технические детали. Там мне сказали, что продюсер и руководитель организацции «Армянский джаз-70» Артур Асатрян, который занимается этим вопросм, находится сейчас в Америке и вернется через неделю. После его возвращения мы встретились, и вот, что тогда удалось выяснить.
В середине июня группа армянских представителей искусства – продюсеры, музыкант, хореограф, руководитель вокального коллектива по приглашению американской стороны посетили несколько общественных и образовательных центров с целью ознакомления, обмена опытом и инфомацией. Каждый из членов делегации работал в своей области. Меня интересовала «джазовая» сторона дела, и поэтому я попросил А. Асатряна рассказать об этой стороне поездки как можно подробнее.
Артур Асатрян: За две недели мы побывали во множестве организаций, имели большое количество деловых и дружеских встреч, посетили общественные, культурные, образовательные и развлекательные организации. Из наиболее важных и деловых встреч я бы отметил две. В начале мы побывали в головном офисе организации «ДжазБостон», которая занимается популяризацией, сохранением и развитием этого вида искусства. Никто не делает секрета и не отрицает того, что, несмотря на всю абсурдность факта, реалии таковы, что джаз в сегодняшней Америке чувствует себя не столь уютно, как скажем, в Европе. Этот жанр под давлением попсы разных мастей оказался на задворках культурной жизни. Вот эта общественная организация и делает все возможное, чтобы поднять или, точнее, вернуть джаз на достойный уровень. Концерты, выставки, лекции, радиопередачи, распространение записей – вот неполный перечень проводимых ими мероприятий. Самое интересное, что «ДжазБостон» по своему официальному статусу – организация, не преследующая коммерческой выгоды. Существует она целиком и полностью на пожертвования и членские взносы. Причем суммы, которыми там оперируют, более чем внушительные – несколько десятков миллионов в год! Состоятельные люди, любящие джаз, да и вообще неравнодушные к искусству, вносят свою лепту в дело развития этого жанра музыки. Причем, тут выгода обоюдная – энтузиасты получают финансовую помощь, а бизнесмэны освобождаются, соответственно, от налогов и еще получают паблисити! Их имена пишут на всех документах, связанных с деятельностью этого центра, упоминаются во время всех мероприятий. Кстати, я уверен, что и наши имущие люди будут готовы давать деньги на искусство, спорт или образование, если и у нас будет принят подобный закон, освобождающий дарителя от налогов. Это будет престижно и выгодно.
Представители организации с интересом слушали наши рассказы о положение дел в джазе Армении, были поражены информацией о том, что джаз в Армении существует уже 70 лет и что это событие в этом году с размахом отмечается в республике. С благодарностью и искренним интересом приняли в подарок записи армянских джазмэнов и обещали внимательно с ними ознакомитться. Мы с ними обсудили все возможные области сотрудничества и сразу же по возвращении начали реализовывать договоренности.
Конечно, как обычно, приходилось сталкиваться с американской, мягко выражаясь, узконаправленностью интересов. Многие не знали, что такое Армения и где она находится, путая ее с Румынией, ну а то, что у нас существует собственная джазовая школа, вызывало у них неподдельное изумление! Но во время своих многочисленных визитов в Америку я понял, что это никак не связано с неким, скажем, национализмом или высокомерием – мы большие, вы – маленькие. Нет, просто, многих людей интересует лишь то, что имеет к ним непосредственное отношение, по принципу – своя рубашка ближе к телу. Так, мы встречались с человеком, владеющим несколькими театрами на Бродвее. Культурнейший человек, объездивший весь свет, он много нам показал в своих театрах и разрешил то, что не позволено никому. Но на наш вопрос, какой его самый любимый мюзикл из тех, что идут в его собственных театрах, он бесхитростно ответил, что для ответа на этот вопрос он должен свериться со своими бухгалтерскими записями – какой спектакль принес ему больше прибыли, тот и будет его самый любимый!
Но основной целью моего визита в Америку было посещение знаменитого бостонского колледжа джаза в Беркли. Berklee College of Music – это 4000 студентов из 75 стран мира, обучающихся на более, чем 500 самых разных факультетах, расположенных в 20 корпусах, с классами, оборудованными по последнему слову техники! Только роялей в кассах боле 250! Своя радиостанция, огромная фоно- (более 30 тысяч аудиоальбомов) и библиотека (около 25 тысяч книг), свой ежегодный фестиваль – только в этом году на фестивале Berklee BeanTown Jazz Festival выступили такие звезды, как Терри Линн Каррингтон, Курт Эллинг, Джеймс Картер, Рассел Малоун и другие. Там мы имели продолжительную встречу с руководством колледжа и знаковыми люди (например, Эрик Джексон, живая легенда, радио продюсер, джазовый критик и вот уже 35 лет ведущий программ на радиостанции WGBH), в ходе которой обсудили возможность учебы молодых армянских джазовых музыкантов в этой Мекке джаза. Согласно достигнутой договоренности, отобранные кандидаты получат от колледжа Беркли грант на обучение и финансовую поддержку от армянской стороны на покрытие расходов по перелету и проживанию в Америке на период учебы. Кстати, отбор будет проводить приезжающий осенью в Ереван профессор колледжа, известный джазовый гитарист Джон Бабоян (Jazz-Квадрат писал о нем пару лет тому назад – прим. автора). А наша организация в настоящее время занята тем, что мы принимаем заявки, комплектуем группу претендентов, а к приезду американского профессора подготовим аппаратуру для выступлений и записи, арендуем зал, где и пройдет этот конкурс. Материалы наиболее понравившихся ему музыкантов Бабоян отвезет в Беркли для утверждения их кандидатур и решения всех практических вопросов.
В ходе поездки мы не могли отказать себе в удовольствии побывать и в настоящих джаз-клубах, от маленьких до самых престижных – например, в знаменитом на весь мир Blue Note. Никакой помпезности, никакой роскоши, все спокойно и достаточно скромно. Но главное отличие в том, что люди приходят в джаз-клуб, чтобы слушать джаз! Обстановка дружеская, какая-то даже домашняя, музыканты переговариваются со слушателями, спрашивают, отвечают, но когда начинает звучать музыка, все отходит на второй план. Входивший в состав нашей делегации саксофонист Армен Уснунц имел там возможность показать класс и армянских джазмэнов. Как в очередной раз выяснилось, он ничуть не ниже тамошнего. Кроме того, нам несколько раз приходилось слышать имя ереванского пианиста Ваагна Айрапетяна, которого профессионалы в Америке хорошо знают и помнят, и даже просили передать ему приветы.
Прошло лето, пришел сентябрь. Разговоры о предстоящем конкурсе вновь начали будоражить музыкальную общественность. Конечно, Беркли каждый год набирает студентов, и в этом факте не было ничего нового или необычного – многие армянские джазмэны в свое время успешно сдавали туда экзамены. Правда, вот, поехать не смогли по вполне банальной причине – финансы. Но на этот раз все должно быть по-другому. Армянская сторона сумела договориться с американской о том, что Беркли освободит армянских студентов от оплаты за обучение, а расходы по перелету и пребыванию в Америке возьмет на себя Министерство культуры Армении и общественная организация «Армянский джаз-70», вот это и вызвало такой ажиотаж среди молодых ереванских джазмэнов.
В начале сентября стало известно, что администрация Беркли дало свое окончательное согласие на прием в качестве студентов Summer School 2-х молодых музыкантов из Армении сроком на 5 недель. Обычно для определения кандидатов в Беркли сначала надо послать кассету с записями, а потом явится на «живое» прослушивание. Но тут ереванским музыкантам повезло – как и предполагалось, в конце сентября для участия в концерте Татевик Оганесян в Ереван должен приехать профессор, декан кафедры джазовой гитары колледжа Джон Бабоян, которому руководство Беркли и поручило провести отбор кандидатов на месте. Этакий выездной экзамен.
И вот день вступительного экзамена наступил. Его было решено провести в клубе «Малхас», благо там имеется первоклассная аппаратура, великолепные инструменты, да и обстановка подходящая. Всего было подано 19 заявок от вокалистов и исполнителей на самых разных инструментах. Экзамен продолжался около 7 часов. Американский экзаменатор устроил всем, вне зависимости от возраста и статуса музыканта, настоящее прослушивание. Ребята играли в группе, по одному, с Бабояном, читали ноты, выстукивали ритмы, пели. Экзаменатор внимательно беседовал со всеми, слушал, а потом свои впечатления о музыканте заносил в компьютер. Все это время рядом с ним находился лишь один представитель оргкомитета Года джаза, помогавший в общении с музыкантами (гость не очень хорошо говорил на армянском), с ведением документации, общей организацией процесса и т.д. Остальные даже не подходили к нему, дабы избежать возможных обвинений в «проталкивании» своих кандидатов. К вечеру прослушивание закончилось. Музыканты разошлись, а Бабоян поделился своими впечатлениями от увиденного и услышанного.
Джон Бабоян: Я в очень затруднительном положении. Дело в том, что все прослушанные мною кандидаты были хорошими, очень хорошими и очень-очень хорошими музыкантами. Когда мы проводим вступительный экзамен у себя в Беркли, то приходится сталкиваться с музыкантами самого разного уровня – от очень хороших до очень плохих. Тут же я не увидел никого, кто был бы ниже хорошего уровня Беркли. И что мне делать, как выбирать среди хороших и очень хороших? Я должен подумать.
Сошлись на том, что Джон Бабоян подумает до следующего вечера, единолично примет решение и объявит его на концерте Татевик Оганесян в Большом зале филармонии.
Вечером следующего дня, в самом начале концерта на сцену выходят композитор и бэнд-лидер Мартын Вартазарян, исполнительный продюсер Артур Асатрян и барабанщик Армен «Чико» Тутунджян, рассказывают ситуацию и приглашают на сцену Джона Бабояна. Последний открывает конверт и называет имена победителей. Ими стали басист и виолончелист групп «Катунер» и Armenian Navy Band Артем Манукян и саксофонист группы Art Voices Артур Григорян. Любопытная деталь: победители об этом узнали много позже, так как допоздна в тот вечер играли в составе своих групп в разных клубах!
На следующий день после того события автору этих строк довелось встретиться с Джоном Бабояном и побеседовать.
Армен Манукян: Устали вчера?
Джон Бабоян: Не очень, ведь мы проводим такие прослушивание 2 раза в год, и количество кандидатов доходит до 200 человек (правда, я провожу их не один). Но все равно, 19 – это не много. Честно говоря, я думал, что будет больше ребят (начальный список заявленных был длиннее, и лишь по одним им известным причинам многие не явились на прослушивание – прим. автора).
А по какому принципу вы отобрали этих двоих?
Это была очень трудная задача. Я не знал, что мне делать с таким количеством прекрасных музыкантов. Начал искать разные зацепки. Так, в самом начале установил для себя возрастной ценз. Хотя, никакого возрастного ограничения в Беркли нет, я все же решил, что раз речь шла о молодых музыкантах, будет неправильно, если в таком качестве в Беркли поедут музыканты, которым давно за 30... Потом поставил еще рамки, уже чисто музыкального характера, и в результате получил 5 лучших по всем параметрам ребят. Остались басист, саксофонист и 3 пианиста. Но пианисты, хоть и имели достотачно высокий уровень, все же были какими-то однотипными, и после долгого раздумья я решил оставить в списке струнника и духовика. Они действительно были лучшими.
Что дальше?
Я отвезу результаты прослушивания в Беркли, представлю на суд администрации, кандидатуры утвердят, а также за работу должен будет взяться ваш Оргкомитет – купить ребятам билеты, обеспечить визы и все прочее. Одним словом, снарядить в дорогу.
А подобные прецеденты в Беркли были?
Нет. Конечно, бывает, когда учебу в Беркли одного-двух студентов оплачивает правительство какой-либо страны, но чтобы при этом еще и экзаменатор сам приезжал «на дом» – такое в истории Беркли впервые.
Как на ваш взгляд будут выглядеть наши ребята в Беркли?
Прекрасно. По тому уровню, который показали на прослушивании, они сразу могут претендовать на звание одних из лучших. А если они еще и не будут валять дурака в течение этих 5 недель, то запросто могут выбиться в самые лучшие. Хочу подчеркнуть – «запросто» и «в самые лучшие». Хочу еще добавить, что от них будет много зависеть. Они будут первыми армянскими студентами Беркли, представленными и профинансированными Министерством культуры и общественной организацией страны. Дирекция музыкального колледжа приняла это решение с некоторой опаской – было трудно поверить в то, что в Армении есть джаз, да еще такого уровня, чтобы принимать музыкантов этой страны в Беркли. Поэтому Артему и Артуру нужно будет показать все, на что они способны – ведь они будут олицетворять и представлять всю Армению. По ним будут составлять мнение обо всех музыкантах страны. И если мнение это будет положительным, то дорога в Беркли для армянских молодых музыкантов в будущем будет открыта, конечно, при условии участия в этом проекте армянской стороны.
Через день Джон улетел. Но буквально на следующий же день он прислал письмо всем тем молодым музыкантам, которых прослушивал. Среди массы теплых слов ободрения тем, кто не прошел конкурс, и напутствий победителям есть очень важная и интересная мысль: «Быть сегодня джазовым музыкантом даже в Америке не очень просто – уровень конкуренции очень высок, а мест, где можно приложить свое мастерство, мало. Только потратив массу времени на занятия, вы сможете добиться продвижения вперед. Слушайте как можно больше музыки, получайте как можно больше информации, практикуйтесь и играйте с другими музыкантами. Один из гигантов джаза однажды так напутствовал молодых коллег: «Подражайте – впитывайте – изобретайте». Т.е., в начале копируйте известных музыкантов, затем постарайтесь понять, что, зачем и как они это делают, а потом идите своим собственным путем, туда, куда музыка до вас еще не ходила».
Армен МАНУКЯН
Jazz-Квадрат, №5/2008
стиль джаз
автор Армен МАНУКЯН
страна Армения
Расскажи друзьям:
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...
|