Йонас Ючас: "В какой-то момент я почувствовал себя директором тюрьмы..."
26.02.1998
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса.
— Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля?
— Демократичность. Когда я только начинал делать этот фестиваль, я проводил другую линию: пытался сделать джаз-роковый фестиваль. Но джаз-рок — музыка очень дорогая. Делать такой фестиваль дальше было практически нереально. Так что мой взгяд на то, каким должен быть фестиваль, менялся, и только последние три года он такой, как сейчас: фестиваль должен быть демократичным. Разные люди, приходящие на фестиваль, должны найти здесь музыку для себя. Это может быть и старый джаз, мэйнстрим, и совсем новые авангардные проекты, джазовые проекты с новой классической музыкой. В будущем я даже планирую сделать небольшую сцену для экспериментального джаза, поскольку слушателей, им интересующихся, пока не так много.
— Выгодно ли сегодня делать джазовый фестиваль? Он хотя бы окупает затраты?
— Сегодня если мне в чем-то удается сэкономить деньги, то они тут же уплывают на более дорогих музыкантов. Ведь только дорогие интересные музыканты — залог того, что мне и в следующем году спонсоры дадут деньги. Ведь фестиваль — это тот же товар на рынке. И только если он будет качественным, если он будет продаваться — его будут спонсировать. Положа руку на сердце, могу сказать: это очень тяжкий труд — фестиваль. Он отнимает очень много сил и времени. Я ведь еще и музыкант, работаю и преподаю в Музыкальной академии, пишу музыку, сотрудничаю с Государственным театром кукол. Но теперь всем этим я занимаюсь непрофессионально, как хобби, только для того, чтобы все то, что я умею, не забылось, не пошло прахом.
— Как относятся к вашему фестивалю городские власти? На мой взгляд, фестиваль такого уровня — большая реклама для города.
— Мэр даже не пришел на открытие... Я сам два года работал в муниципалитете руководителем отдела культуры. Но теперь решил, что уйду в отставку. Я хочу делать этот фестиваль, но мне не дают такой возможности. За месяц до фестиваля я попросил отпуск, потому что готовить фестиваль и полноценно работать одновременно я не могу. Мне было отказано в отпуске... А работать весь год без отдыха и без уважения к твоему труду очень трудно и утомительно.
До сих пор отношение к фестивалю очень неоднозначное. Сегодня в каунасской газете появилась статья руководителя каунасского биг-бэнда Ромуальдаса Грабштаса. Статья о том, что я "очень плохо сделал, не пригласив Каунасский биг-бэнд на большую сцену"... Мне немного жаль таких музыкантов, которые думают, что они уже сделали все в жизни, что они самые лучшие на свете... На фестивале я познакомился с совсем другими людьми. Когда человек достигает в чем-то совершенства, то это уже другая степень ума, он уже не обращает внимание на разного рода житейские новости.
— Как складываются ваши отношения с государством? Вот у нас в Беларуси монополистом джазового фестиваля является Министерство культуры, оно же — генеральный спонсор.
— Это очень хорошая позиция со стороны Министерства культуры. Я разговаривал со своим коллегой, директором джазового фестиваля в Осло, он похвастался, что норвежское государство оплачивает 60-70% затрат его фестиваля. Мне в 1997 году наше государство и город оплатили 25%, в этом году — 13-15% сметы. Такова сегодняшняя позиция наших политиков и экономистов. Они забывают, что четвертую часть доходов я отдаю государству в виде налогов. К тому же никто из чиновников не умеет, да и не хочет подсчитывать, сколько государство получает от выпитого пива, от заполненных отелей, билетов на самолеты, от виз. Ведь на самом деле государство получает от подобных фестивалей двойную-тройную выгоду. Это бизнес для государства. Это выгодно государству, ведь фестивали окупаются быстро, через два месяца, и в многократном объеме. Это как краткосрочная инвестиция. Но еще не надо забывать, что, уходя после хорошего концерта домой, люди несут в своем сердце добро. В какое-то мгновение я даже почувствовал себя... директором тюрьмы. Я также могу делать людей свободными. Я понял, что фестивальная миссия именно в том, чтобы люди, послушав хорошую музыку, сами становились лучше. Это экономит деньги и на больницу, и на полицию. Эту выгоду невозможно посчитать, но это — факт.
— Многие белорусские и российские политики, вне зависимости от того, интересуются ли они искусством или нет, считают своим долгом посещать культурные мероприятия: концерты, спектакли, фестивали и т.д. А литовские политики ходят на фестиваль?
— Ходят, и довольно часто. Они очень хотят продемонстрировать свое присутствие на концерте, выступив перед его началом. Но я это не приветствую: не хочу, чтобы мой фестиваль превращали в политическую трибуну.
— Меня глубоко поразил факт выступления музыкантов из швейцарского проекта Романа Глазера в соборе Святого Михаила Архангела. Трудно себе представить, чтобы в Беларуси было возможно провести в церкви или в костеле концерт пусть даже сакрального джаза. В Каунасе есть какие-либо сложности в организации подобного рода проектов?
— Есть, и очень большие. Впервые подобное выступление прошло несколько лет назад: в том проекте играл Пятрас Вишняускас. Так родилась традиция проводить концерты сакрального джаза в этом соборе. За эти годы власть в соборе несколько раз менялась, и к каждому новому начальнику нужно было найти свой подход, свои аргументы о пользе музыки. В этом году мы очень рисковали: музыка для концерта была выбрана очень джазовая, ритмичная. И я думаю, что и в дальнейшем позитивное отношение к подобным концертам будет побеждать. Хотя противников подобных акций тоже можно понять: 50 лет у нас не было никакой возможности поступать свободно. Слишком на многое существовали запреты. За эти 50 лет литовское духовенство стало осторожным и реакционным. Теперь понемногу все меняется. Духовенство сегодня само очень заинтересовано в привлечении более молодой паствы. А что может быть лучше музыки с хорошей аурой, исполненной в храме с хорошей аурой?
— А из программы нынешнего фестиваля лично Вам что больше всего запомнилось?
— Мне очень трудно сказать, ведь я люблю всякую музыку. Для меня очень важно, чтобы она была профессионально исполнена.
— Но какое-то выступление все же оставило наибольший след в Вашей душе?
— Меня всегда приятно поражает большая внутренняя культура музыкантов. Это ощущение дает самые сильные положительные эмоции. Швейцарские музыканты (проект Романа Глазера), игравшие концерт в соборе Святого Михаила Архангела, показались мне очень духовно интересными личностями. Их выступление было событием. Но если вспомнить концерт Сесиль Норби — это тоже большая духовная культура, тоже событие.
— Если вспомнить существующие европейские джазовые фестивали, есть среди них тот, на традиции которого Вы ориентируетесь?
— Наверное, одного такого фестиваля нет. Я действительно немного копирую кое-что с одного фестиваля, кое-что — с другого. Но элементарно подражать кому-то мне не интересно. Ведь большое влияние на фестиваль оказывает город, страна, в которой он проводится, культура народа. Мне нравятся фестивали в Пори, в Осло, в Копенгагене. Можно, конечно, брать пример с них, но специфические условия города и особенности людей, которые приезжают, должны учитываться, и копии нужно делать очень бережно и продуманно.
— Что Вы думаете о выступлении на Каунасском фестивале белорусской группы "Яблочный чай" и о той музыке, которую они играют?
— Еще полтора года назад я получил первые музыкальные материалы и заявление от "Яблочного чая", что они хотят выступить на фестивале. Их музыка меня сразу заинтересовала, и мы планировали пригласить их на фестиваль еще в прошлом году, но было уже поздно, так как программа фестиваля была к тому времени уже составлена. Что касается их музыки, то она по-настоящему профессиональна и очень мне по душе. Получилось, что "Яблочный чай" открыл новую страницу в истории нашего фестиваля, потому как они стали первыми за последние три года музыкантами из соседних с Литвой государств, приглашенными мною на фестиваль. Как-то долго не было ничего такого в "соседнем джазе", что было бы мне интересно: в Латвии ничего профессионального или того, что поражало бы меня, я не находил. А в этом году нашел — "Яблочный чай", музыкантов латышской группы "Satori"...
— Йонас, у Вас уже есть какие-то четкие планы на будущий фестиваль?
— Недавно я подписал творческий контракт с директором джазового фестиваля в Осло (Норвегия). Думаю, что это сотрудничество поможет в следующем году сделать программу каунасского фестиваля очень любопытной. Хотя не буду загадывать. Там видно будет...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...
Это интервью известный российский джазовый продюсер и журналист, шеф VR Jazz Agency Виктор Радзиевский дал для медиа-портала "Текстерра". Чем лично вы сейчас занимаетесь, соблюдаете ли режим самоизоляции, как себя чувствуете в этом режиме? Я не ...
Продюсер Виктор Радзиевский считает "чтобы успешно работать в джазе, нужно любить это всеми фибрами души, и быть... достаточно чокнутым, чтобы делать то во что веришь!" Один из самых юных и успешных продюсеров в области джазовой музыки в день своего ...
Дмитрий Подберезский (Д.П.): Откровенно говоря, даже и не вспомню, когда и где познакомился с Павлом, с которым мы давно уже на «ты». Кажется, это было в Тбилиси, куда в 1986 году, впервые в СССР, приехали джазовые исполнители из ...