Йонас Ючас: "В какой-то момент я почувствовал себя директором тюрьмы..."
26.02.1998
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса.
— Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля?
— Демократичность. Когда я только начинал делать этот фестиваль, я проводил другую линию: пытался сделать джаз-роковый фестиваль. Но джаз-рок — музыка очень дорогая. Делать такой фестиваль дальше было практически нереально. Так что мой взгяд на то, каким должен быть фестиваль, менялся, и только последние три года он такой, как сейчас: фестиваль должен быть демократичным. Разные люди, приходящие на фестиваль, должны найти здесь музыку для себя. Это может быть и старый джаз, мэйнстрим, и совсем новые авангардные проекты, джазовые проекты с новой классической музыкой. В будущем я даже планирую сделать небольшую сцену для экспериментального джаза, поскольку слушателей, им интересующихся, пока не так много.
— Выгодно ли сегодня делать джазовый фестиваль? Он хотя бы окупает затраты?
— Сегодня если мне в чем-то удается сэкономить деньги, то они тут же уплывают на более дорогих музыкантов. Ведь только дорогие интересные музыканты — залог того, что мне и в следующем году спонсоры дадут деньги. Ведь фестиваль — это тот же товар на рынке. И только если он будет качественным, если он будет продаваться — его будут спонсировать. Положа руку на сердце, могу сказать: это очень тяжкий труд — фестиваль. Он отнимает очень много сил и времени. Я ведь еще и музыкант, работаю и преподаю в Музыкальной академии, пишу музыку, сотрудничаю с Государственным театром кукол. Но теперь всем этим я занимаюсь непрофессионально, как хобби, только для того, чтобы все то, что я умею, не забылось, не пошло прахом.
— Как относятся к вашему фестивалю городские власти? На мой взгляд, фестиваль такого уровня — большая реклама для города.
— Мэр даже не пришел на открытие... Я сам два года работал в муниципалитете руководителем отдела культуры. Но теперь решил, что уйду в отставку. Я хочу делать этот фестиваль, но мне не дают такой возможности. За месяц до фестиваля я попросил отпуск, потому что готовить фестиваль и полноценно работать одновременно я не могу. Мне было отказано в отпуске... А работать весь год без отдыха и без уважения к твоему труду очень трудно и утомительно.
До сих пор отношение к фестивалю очень неоднозначное. Сегодня в каунасской газете появилась статья руководителя каунасского биг-бэнда Ромуальдаса Грабштаса. Статья о том, что я "очень плохо сделал, не пригласив Каунасский биг-бэнд на большую сцену"... Мне немного жаль таких музыкантов, которые думают, что они уже сделали все в жизни, что они самые лучшие на свете... На фестивале я познакомился с совсем другими людьми. Когда человек достигает в чем-то совершенства, то это уже другая степень ума, он уже не обращает внимание на разного рода житейские новости.
— Как складываются ваши отношения с государством? Вот у нас в Беларуси монополистом джазового фестиваля является Министерство культуры, оно же — генеральный спонсор.
— Это очень хорошая позиция со стороны Министерства культуры. Я разговаривал со своим коллегой, директором джазового фестиваля в Осло, он похвастался, что норвежское государство оплачивает 60-70% затрат его фестиваля. Мне в 1997 году наше государство и город оплатили 25%, в этом году — 13-15% сметы. Такова сегодняшняя позиция наших политиков и экономистов. Они забывают, что четвертую часть доходов я отдаю государству в виде налогов. К тому же никто из чиновников не умеет, да и не хочет подсчитывать, сколько государство получает от выпитого пива, от заполненных отелей, билетов на самолеты, от виз. Ведь на самом деле государство получает от подобных фестивалей двойную-тройную выгоду. Это бизнес для государства. Это выгодно государству, ведь фестивали окупаются быстро, через два месяца, и в многократном объеме. Это как краткосрочная инвестиция. Но еще не надо забывать, что, уходя после хорошего концерта домой, люди несут в своем сердце добро. В какое-то мгновение я даже почувствовал себя... директором тюрьмы. Я также могу делать людей свободными. Я понял, что фестивальная миссия именно в том, чтобы люди, послушав хорошую музыку, сами становились лучше. Это экономит деньги и на больницу, и на полицию. Эту выгоду невозможно посчитать, но это — факт.
— Многие белорусские и российские политики, вне зависимости от того, интересуются ли они искусством или нет, считают своим долгом посещать культурные мероприятия: концерты, спектакли, фестивали и т.д. А литовские политики ходят на фестиваль?
— Ходят, и довольно часто. Они очень хотят продемонстрировать свое присутствие на концерте, выступив перед его началом. Но я это не приветствую: не хочу, чтобы мой фестиваль превращали в политическую трибуну.
— Меня глубоко поразил факт выступления музыкантов из швейцарского проекта Романа Глазера в соборе Святого Михаила Архангела. Трудно себе представить, чтобы в Беларуси было возможно провести в церкви или в костеле концерт пусть даже сакрального джаза. В Каунасе есть какие-либо сложности в организации подобного рода проектов?
— Есть, и очень большие. Впервые подобное выступление прошло несколько лет назад: в том проекте играл Пятрас Вишняускас. Так родилась традиция проводить концерты сакрального джаза в этом соборе. За эти годы власть в соборе несколько раз менялась, и к каждому новому начальнику нужно было найти свой подход, свои аргументы о пользе музыки. В этом году мы очень рисковали: музыка для концерта была выбрана очень джазовая, ритмичная. И я думаю, что и в дальнейшем позитивное отношение к подобным концертам будет побеждать. Хотя противников подобных акций тоже можно понять: 50 лет у нас не было никакой возможности поступать свободно. Слишком на многое существовали запреты. За эти 50 лет литовское духовенство стало осторожным и реакционным. Теперь понемногу все меняется. Духовенство сегодня само очень заинтересовано в привлечении более молодой паствы. А что может быть лучше музыки с хорошей аурой, исполненной в храме с хорошей аурой?
— А из программы нынешнего фестиваля лично Вам что больше всего запомнилось?
— Мне очень трудно сказать, ведь я люблю всякую музыку. Для меня очень важно, чтобы она была профессионально исполнена.
— Но какое-то выступление все же оставило наибольший след в Вашей душе?
— Меня всегда приятно поражает большая внутренняя культура музыкантов. Это ощущение дает самые сильные положительные эмоции. Швейцарские музыканты (проект Романа Глазера), игравшие концерт в соборе Святого Михаила Архангела, показались мне очень духовно интересными личностями. Их выступление было событием. Но если вспомнить концерт Сесиль Норби — это тоже большая духовная культура, тоже событие.
— Если вспомнить существующие европейские джазовые фестивали, есть среди них тот, на традиции которого Вы ориентируетесь?
— Наверное, одного такого фестиваля нет. Я действительно немного копирую кое-что с одного фестиваля, кое-что — с другого. Но элементарно подражать кому-то мне не интересно. Ведь большое влияние на фестиваль оказывает город, страна, в которой он проводится, культура народа. Мне нравятся фестивали в Пори, в Осло, в Копенгагене. Можно, конечно, брать пример с них, но специфические условия города и особенности людей, которые приезжают, должны учитываться, и копии нужно делать очень бережно и продуманно.
— Что Вы думаете о выступлении на Каунасском фестивале белорусской группы "Яблочный чай" и о той музыке, которую они играют?
— Еще полтора года назад я получил первые музыкальные материалы и заявление от "Яблочного чая", что они хотят выступить на фестивале. Их музыка меня сразу заинтересовала, и мы планировали пригласить их на фестиваль еще в прошлом году, но было уже поздно, так как программа фестиваля была к тому времени уже составлена. Что касается их музыки, то она по-настоящему профессиональна и очень мне по душе. Получилось, что "Яблочный чай" открыл новую страницу в истории нашего фестиваля, потому как они стали первыми за последние три года музыкантами из соседних с Литвой государств, приглашенными мною на фестиваль. Как-то долго не было ничего такого в "соседнем джазе", что было бы мне интересно: в Латвии ничего профессионального или того, что поражало бы меня, я не находил. А в этом году нашел — "Яблочный чай", музыкантов латышской группы "Satori"...
— Йонас, у Вас уже есть какие-то четкие планы на будущий фестиваль?
— Недавно я подписал творческий контракт с директором джазового фестиваля в Осло (Норвегия). Думаю, что это сотрудничество поможет в следующем году сделать программу каунасского фестиваля очень любопытной. Хотя не буду загадывать. Там видно будет...
Тот, кто бывал хоть на одном из фестивалей в Бирштонасе, наверняка обращал внимание на сцену, оформление которой обязательно и безусловно привлекает любого, кто впервые попадает в этот небольшой городок во время проведения традиционного ...
Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом Мошковым. Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz -Квадрат лучший русскоязычный журнал о джазе и ...
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза. Слышал ...
Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом: Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый ...
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика ...
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...