В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. Репортаж с самого мероприятия вы сможете прочитать в следующем номере, а сегодня послушайте, что думает арт-директор о своем детище и о перспективах джаза в Петербурге вообще.
— Со дня основания Джазовой Филармонии прошло уже больше десяти лет. Если представить себе весь этот период, то что у Вас вызывает наибольшее удовлетворение и что все же хотелось бы изменить?
— Самое главное удовлетворение вызывает все-таки одна вещь — интерес молодежи к джазу. Не могу сказать, что он увеличивается, но он и не снижается. С первого дня, как открылись двери нашей Филармонии, мы все время видим неослабевающий поток молодых людей, которые с интересом относятся к тому, что мы делаем. Если в любой день придти и посмотреть на публику, то мы увидим, что среди нее очень много молодежи — в том числе и на фестивале, хотя это такое специфическое мероприятие… Это действительно самое главное, потому что прошло уже почти двенадцать лет и за это время появился уже целый класс публики, которая воспитана на том, что мы здесь делаем. Молодые люди 18-20 лет, пришедшие сюда впервые, когда мы только начинали, теперь уже перевалили за тридцатилетний рубеж. Мы воспитали их вкус, потому что им было раньше просто некуда регулярно ходить слушать джаз, а у нас все-таки в неделю проходит шесть концертов, а то и больше. Если посчитать, сколько людей посетило их за эти годы, то представляете, какое влияние мы оказали на их вкусы — у многих просто поменялось музыкальное мировоззрение.
Что из негативного? Хотелось бы более широкой гастрольной деятельности, то есть приезда сюда, к нам, большого количества музыкантов. Их мало — это главный недостаток, от которого мы страдаем. Это означает узкий круг исполнителей, выступающих на нашей сцене. И дело не только в том, что американцев мало привозим — я хотел бы видеть в нашей Филармонии джазменов из других городов нашей страны, из ближнего зарубежья, отовсюду — везде есть достойные музыканты. А финансирования у нас хватает только на наши внутренние расходы и на городских музыкантов. То есть нужно спонсорство, и это естественно — спонсоры во многом финансируют джазовую жизнь во всем мире. Мы, конечно, ищем, и небезуспешно — вот и фестиваль, и некоторые другие мероприятия нам помогают провести, но этого, разумеется, очень мало…
— Но с творческой стороны, как я посмотрю, в Питере с джазом неплохо. Столько музыкантов, и молодых, и опытных, особенно саксофонистов…
— Я могу сказать, что огромную роль здесь сыграл Геннадий Гольштейн — он воспитал огромное количество молодых музыкантов. Вот из всей той армады саксофонистов, что и ты сам видел на сцене (имеется в виду ансамбль "Двадцать саксофонов" — Е.Д.), все время "вылетают" какие-то "птенцы", которые начинают чувствовать себя все более уверенно. Это колоссальный приток свежих сил в джаз, потому что Геннадий умеет прививать им интерес к такой музыке — у нас появилась уже определенная питерская саксофонная культура. Есть и другие музыканты, и их довольно много за счет того, что существует постоянная джазовая жизнь. Да, все озабочены поиском денег на элементарное пропитание, люди ищут халтуры, но я смотрю с оптимизмом в будущее, потому что среди них много серьезных людей. На нашей сцене постоянно утверждаются новые молодые имена, а наша сцена все же главная из джазовых точек города, и я веду такую политику, что вступить на эту сцену — это большая ответственность для музыканта. Я всегда даю ему полный карт-бланш и не диктую, что играть, а что — нет, но если я вижу потом, что что-то не так, то просто делаю замечания, корректирую, а дальше он опять-таки должен самдумать, так как я, вообще-то, не воспитатель. Я действую больше по наитию — выдергиваю человека на сцену, как бы бросаю его в воду, а дальше смотрю, что с ним происходит, как он там проявляется. Многие адаптируются очень быстро, сами находят правильный путь и им я вообще ничего не подсказываю…а других приходится останавливать, дать им время подумать, чтобы они вернулись затем на сцену уже в ином качестве.
— Какие новые замыслы появились у вас в последнее время? Может быть, мы увидим новые формы или варианты проведения мероприятий?
— Чего-то совсем уж нового не предвидится. Я хочу развивать старое, то, что уже наработано. Вот в этом году в ноябре будем проводить очередной конкурс молодых музыкантов — мы делаем его каждые два года…надо давать возможность молодежи посоревноваться, что бы увидеть их потенциал. Что касается абонемента, то мы будем время от времени возвращаться к такой форме, потому что есть до сих пор есть целый слой публики, которая почти ничего о джазе не знает, не понимает, как делятся жанры, поэтому, тем, кому это интересно, мы будем давать нужную информацию. Ну и, конечно, фестиваль, который мы немножко пересмотрим, слегка изменим концепцию: не будем делать подряд несколько вечерних концертов в самой Филармонии, а сделаем два дня в саду, или один, но большой — шести, семичасовое шоу с утра до вечера — природа все это в принципе позволяет. Да, причем шоу бесплатное, на спонсорские деньги, с разной популярной джазовой музыкой, но более разнообразной, чем это было сейчас. И еще мы хотим организовать для публики большой джазовый теплоход. Наш традиционный теплоход — он ведь только для гостей фестиваля, музыкантов и организаторов, а мы хотим, чтобы и широкая публика смогла посетить такое мероприятие. Будем рекламировать, продавать билеты на него, хотя дорогими они не будут; а вот здесь, в Филармонии, нужно сделать один, достаточно эксклюзивный концерт со звездами джаза, которых нам, я надеюсь, удастся привезти в Питер… Вот такие планы и желания.
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...
Это интервью известный российский джазовый продюсер и журналист, шеф VR Jazz Agency Виктор Радзиевский дал для медиа-портала "Текстерра". Чем лично вы сейчас занимаетесь, соблюдаете ли режим самоизоляции, как себя чувствуете в этом режиме? Я не ...
Продюсер Виктор Радзиевский считает "чтобы успешно работать в джазе, нужно любить это всеми фибрами души, и быть... достаточно чокнутым, чтобы делать то во что веришь!" Один из самых юных и успешных продюсеров в области джазовой музыки в день своего ...
Дмитрий Подберезский (Д.П.): Откровенно говоря, даже и не вспомню, когда и где познакомился с Павлом, с которым мы давно уже на «ты». Кажется, это было в Тбилиси, куда в 1986 году, впервые в СССР, приехали джазовые исполнители из ...
Джаз-клуб — не всегда принадлежность именно огромного города или некого культурного центра. Джаз-клуб — всегда результат своеобразного "брака" энтузиазма и счастливого случая, а место... место может быть самым неожиданным. Чудесный клуб, один из ...