"Джаз в России" - лучший музыкальный сайт 2002 года
05.06.2014
Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом Мошковым.
Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz-Квадрат лучший русскоязычный журнал о джазе и одновременно самый худший, — смотря как взглянуть (да еще учитывая, что выбора-то нет). Насколько отличается твое ощущение быть лауреатом Национальной Интернет Премии за лучший музыкальный сайт от нашего чувства "лидирующего одиночества"?
Никакого одиночества не ощущалось, поскольку предварительный отбор сайтов по нашей категории оставил 150 экспертам Российской академии интернета для обсуждения не один, не два, а 37 ресурсов, из которых и были выбраны пять финалистов-номинантов. Из них по крайней мере два — Zvuki.Ru и Blues.Ru — были нам не просто реальными, а очень реальными конкурентами (Zvuki в прошлом году уже были лауреатами этой премии). В общем, качественных музыкальных ресурсов на русском языке в Интернете не так уж и мало. Что же до ресурсов джазовых, то да, русских — кроме нас — немного. Но мы стараемся равняться вовсе не по русским сайтам сходной тематики, а по международным.Allaboutjazz.Com, Jazzcorner.Com, Downbeat. Com и Jazztimes.Com — какое уж тут одиночество. И даже на их фоне мы себя довольно уверенно чувствуем, надо сказать.
С первого взгляда видно, что Jazz.Ru всегда ориентировался на верхнюю планку, и не надо быть экспертом, чтобы признать его неоспоримое и заслуженное лидерство. Но интересно заметить, что лидирующие российские и мировые сайты создавались одиночками-энтузиастами не как профессиональные проекты, а как хобби. Это и Jazz.Ru, и ваш конкурент Blues.Ru (хотелось бы также поздравить его руководителей Федора Романенко и Андрея Евдокимова с выходом в финал), и Allaboutjazz.Com (созданный Майклом Риччи в свободное от основной работы время). Все эти сайты были созданы примерно в одно и то же время и имели похожие истории развития — скромное финансирование технической части проекта и практическое отсутствие финансирования творческой части. Насколько успех Jazz.Ru зависел от разницы между понятиями "за деньги из-под палки" и "задаром с удовольствием"?
Не зависел вообще. Как самодеятельный ресурс он просуществовал меньше года. Когда я присоединился к "Джаз.Ру" летом 1998 г., его основатель Петр Ганнушкин уже вел переговоры о его продаже. В августе 98-го ресурс был куплен компанией "Богема Мьюзик", и с тех пор существует как электронное средство массовой информации, принадлежащее этой компании. "Богема" совершенно правильно рассматривает "Джаз.Ру" как не слишком дорогой, но достаточно эффективный инструмент воздействия на рынок, а точнее — инструмент создания и развития рынка, его информационного насыщения, без которого рынок развиваться не будет, и, следовательно, не будет развиваться бизнес самой компании (которая занимается изданием джаза, классики, духовной музыки и фольклора на CD и организацией фестивалей, концертов и гастролей, в основном в области джаза). Конечно, рынок этот небольшой, и "Богема" не может тратить на содержание "Джаз.Ру" большие средства. Но что они могут — они делают, и делают исправно. У нас свой сервер, свой канал, редакционное помещение, рабочие места, вот только что в сотрудничестве с телекоммуникационной фирмой "Телмос" мы открыли новый проект — джазовое веб-радио на отдельном сервере и отдельном стомегабитном канале. В этот радиопроект будет многое вкладываться, он разделится на несколько каналов разного формата и содержания.
Так что будучи реалистами, мы не можем жаловаться. Больше того, мы и сами начинаем зарабатывать деньги — пока маленькие, недостаточные, чтобы приносить прибыль, но вполне реальные: реклама коммерческих музыкальных и околомузыкальных проектов на "Джаз.Ру" оказалась весьма эффективной, потому что идет на пусть не слишком широкую, но очень специализированную, целевую аудиторию.
Спасибо за откровенный ответ и сеанс "делового стриптиза". С другой стороны, это право сильного — говорить "про это" вслух, а не фальшиво подпевать "прекрасную песню о свободе слова и средств массовой информации". Но, признав тот факт, что Jazz.Ru является полноправным участником музыкальной индустрии, ты упустил очень обширную часть вашей деятельности, которая напрямую с индустрией не связана, а именно — информационную поддержку отдельных музыкантов, джазовых фестивалей и массу других проектов. Каким образом Jazz.Ru удается совмещать потребности индустрии и бескорыстную подвижническую деятельность?
Все просто: у нас есть внутренний документ под названием "Основы информационной политики Джаз.Ру", там четко определяется, какие информационные услуги (и кому) мы оказываем за деньги, а какие — бесплатно, ради информационного насыщения рынка (в развитии которого кровно заинтересованы прежде всего сами музыканты). Я, вообще говоря, не вижу никакого "стриптиза" в деловом подходе: это — единственно возможный для выживания столь узкоспециализированного СМИ подход. Кроме того, мы же СМИ, главная часть нашего сервера — это еженедельный журнал. Мы считаем, что журнал должен охватывать возможно более широкий поток информации. Его ширина ограничивается только нашими физическими возможностями. То же касается клубно-концертных афиш Москвы, Петербурга, Ростова, Ярославля... (список будет расширяться) — это третий по посещаемости ресурс на "Джаз.Ру", он приводит к нам аудиторию, и мы сами заинтересованы в существовании этих афиш не меньше, чем клубы и организаторы концертов. То же касается страниц музыкантов (хотя, увы, в связи с тем, что наши физические возможности таки ограничены, очередь на обновление страниц и тем более на открытие новых достигла угрожающей, неприличной длины; разрешить эту ситуацию может только появление у нас еще одной штатной единицы, на что мы очень надеемся).
Короче, все, что общественно значимая массовая информация — это бесплатно. Все, что пиар и реклама — требует заключения официального договора ("Богема" — "белая" фирма), в котором прописывается, какой объем информационных услуг мы предоставляем и на каких условиях. Это не всегда денежные отношения, кстати. Часто это "бартер" — размещение нашего логотипа, в котором содержится наш узнаваемый URL, на печатной продукции того или иного мероприятия; это — привычная для российских СМИ схема, которая, называется "информационная поддержка". Мы вам — не только внесение анонса в афишу и публикация его в журнале, но и подробные рекламные материалы по вашему мероприятию, вплоть до создания специальной страницы на сервере с выносом анонса на первую, входную страницу, которую ежедневно открывает почти тысяча человек; а вы нам — наш логотип на афишах, билетах, буклетах, который принесет нам еще некоторое количество постоянных посетителей. Честная схема, как мне кажется.
С точки зрения делового подхода схема почти идеальная, но я не думаю, что это — главная причина присуждения награды. На мой взгляд, содержание Jazz.Ru существенно отличается от многих музыкальных сайтов умением правильно использовать интерактивные возможности интернета, а не слепо копировать традиционные СМИ. Каково твое мнение о месте музыкальных сайтов по отношению к журналам, радио, телевидению, и что ваши посетители могут ожидать на Jazz.Ru из того, что им не могут предоставить традиционные СМИ?
Тут у меня двоякие ощущения. Первое ощущение касается отличия от других сайтов, серверов, порталов и т.п. Дело в том, что сам я никакого отношения к так называемому "Рунету", или "деятелям российского интернета", не имею и не стремлюсь иметь. Я — не "интернетчик", не "компутерщик", не "кульный хацкер" и не "крутой программер". Я — журналист, я учился на журфаке МГУ, до "Джаз.Ру" работал и на телевидении, и — много лет — на радио, и много публиковался в печатных СМИ, и был редактором отдела в информационном агентстве... Я уверен, что успех "Джаз.Ру" — это результат того, что во главу угла в проекте была поставлена не некая абстрактная идея типа "а вот сляпаем портал, и чтобы трафика набралось немеряно, а потом продадим", а желание создавать качественный контент, то есть содержимое — текст, картинки, музыку.... Слишком многие интернет-проекты — не обязательно музыкальные — живут тем, что ИСПОЛЬЗУЮТ контент. Мы же его СОЗДАЕМ.
Я, поверь мне, ощущаю разницу: почти каждый день я получаю серьезные предложения от этих супер-пупер-мега-гипер-порталов, новейших информационных проектов, развлекательных конгломератов и тому подобных интернет-монстров, которые у-ж-ж-ж-жасно красиво выглядят и сделаны по самой что ни на есть передовой технологии. Все предложения сводятся к одному и тому же: давайте мы на вас ссылочку поставим, а вы нам будете бесплатно отдавать ваш контент. И всем этим людям я задаю один и тот же вопрос: хорошо, я понимаю, в чем тут ваш интерес, но объясните мне — в чем же тут НАШ интерес? И, знаешь, им нечего ответить — потому что они в массе своей создают отличные, технически передовые розетки, в которых нет тока, а мы (при нашей технической простоте — ты будешь смеяться, узнав, насколько просто технологически устроен "Джаз.Ру"!) стараемся подавать в сеть ток. То есть — выполнять обычную задачу масс-медиа, как их понимает теория журналистики: собирать общественно значимую информацию и доставлять ее общественности, в нашем случае — довольно узкому ее слою, который, несмотря на свою узость, несомненно имеет право на удовлетворение своих информационных потребностей.
Здесь мы подходим к ощущению второму — о месте веб-медиа по отношению к традиционным СМИ и разнице между ними. Разница только в том, что мы работаем на иных технологических принципах, и наши технологические основы предоставляют нам большой простор. Мы можем быть очень оперативны — именно поэтому наш еженедельный журнал "Полный джаз" может заниматься всем, от вопросов теории и истории джаза до самой что ни на есть ежедневной текучки. Мы не скованы объемом (эфирным часом, количеством знаков на полосе и т.п.), поэтому наши авторы могут быть сколь угодно (в разумных,ясно, пределах) подробны и кропотливы: коль скоро это интересно читать и важно для читателей, мы публикуем почти все.
Кстати, об авторах: для меня — большая честь и гордость, что нам удалось выстроить доверительные и обоюдополезные отношения с огромным количеством высококвалифицированных авторов со всего мира. Среди них — и простые любители джаза, которые регулярно присылают нам интересные, глубокие и квалифицированные наблюдения за джазовой жизнью в тех городах, где они живут. Среди них — и фантастически значимые имена. Я испытываю, например, колоссальную благодарность к создателю и патриарху отечественного джазоведения Леониду Борисовичу Переверзеву, который сделал нам царский подарок — прислал для публикации солидную пачку своих ранее не публиковавшихся интереснейших текстов. Я глубоко признателен Алексею Николаевичу Баташеву за то, что он, испытывая некоторую настороженность ко мне, в частности (как человеку совершенно другого поколения) , и к проекту в целом, считает возможным время от времени публиковать в "Полном джазе" некоторые свои материалы — как обычно, изящные, точные и глубокие. И еще одно событие последних месяцев (скажи мне кто-нибудь еще два года назад, что это может случиться — не поверил бы): мы удостоены чести публиковать фрагменты из уникального документа отечественной джазовой истории — воспоминаний легендарного трубача Андрея Товмасяна!
Это — о качестве нашего контента.
Ну и, конечно, чисто интернетовские технологии мы стараемся использовать все шире и шире. Как я уже говорил, у нас есть Веб-радио в двух форматах — Real Audio, которым в мире очень широко пользуются, и Windows Media, который при той же толщине потока дает субъективно более высокое качество. Отдельные звуковые файлы в Real Audio (в основном на персональных страницах музыкантов) мы размещаем вообще почти с самого начала — с 98-го. Правда, вот MP3 у нас нет и не может быть: во- первых, это — авторские права, а мы легальный сервер; во-вторых — наш канал имеет конечный объем, и забивать его образующимся при скачивании МРЗ трафиком мы не можем.
У нас есть форум — не очень оживленный, но очень специальный и глубокий; туда ходят такие специалисты со всего мира (от Еревана до Сан-Франциско), что на любой сложный вопрос по джазу отвечают в полдня. Наконец, у нас есть чат, и там не только ежедневно общаются джазолюбы со всего, опять же, мира (постоянные посетители — из Мичигана, Австралии, Питера, Сибири, Украины, Москвы и т.д.), но и проходят встречи с музыкантами, которые превращаются в интереснейшие коллективные интервью (из последних отмечу встречи с Аркадием Шилклопером и Алексом Ростоцким).
Подводя итог, хочу сказать, что мы действительно не копируем традиционные СМИ, но и не кичимся своей интернет-особенностью. Мы стараемся использовать лучшие стороны обоих миров — онлайна и оффлайна. Только на этом пути мы можем реализовать свою стратегическую задачу — развивать "Джаз.Ру" как информационный конгломерат, на котором нарастает, и чем дальше — тем больше, не только интернет-контент, но и производство контента для традиционных СМИ (журналов, радиостанций и т.п.). Более подробно об этих планах, кажется, говорить еще рановато, но они вполне реальны.
Тот, кто бывал хоть на одном из фестивалей в Бирштонасе, наверняка обращал внимание на сцену, оформление которой обязательно и безусловно привлекает любого, кто впервые попадает в этот небольшой городок во время проведения традиционного ...
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза. Слышал ...
Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом: Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый ...
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика ...
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...