Продюсер Виктор Радзиевский считает "чтобы успешно работать в джазе, нужно любить это всеми фибрами души, и быть... достаточно чокнутым, чтобы делать то во что веришь!" Один из самых юных и успешных продюсеров в области джазовой музыки в день своего 26-летия поделился с нами своим взглядом на жизнь и творческими планами.
• Скажи, пожалуйста, зачем ты занялся такой непростой сферой деятельности? Что тебя на эту судьбу сподвигло?
• Моя цель-максимум — сделать так, чтобы джаз слушало как можно большее количество людей. Я отдаю себе отчет, что он никогда не станет масс-попом, но я хочу, чтобы его услышали и полюбили мои ровесники в самых разных городах России. Я четко понимаю, что сейчас на постсоветском пространстве достаточно много молодежи слушает джаз, например, 65% аудитории подписчиков нашего Radio 1jazz.ru в возрасте от 16 до 35 лет. Это полностью разрушает миф о том, что джаз элитарная музыка для состоятельного и великовозрастного слушателя. При всем моем уважении к коллегам с этим человеческим ресурсом никто не работает. Мы должны постараться это исправить!
Если говорить лично обо мне, я обратил внимание, что чем старше становятся люди, тем они становятся более замкнутыми, серьезными, самоограниченными. Но я не хочу быть таким! В работе продюсера очень важно найти баланс между бизнес-расчетом и игрой, фантазией и фаном от жизни! И еще чтобы долго работать в джазе нужна сильная мотивация. Ведь, на самом деле это не самая благодарная работа. Для меня такая мотивация — юношеский максимализм, я использую эту энергию, чтобы не замыкаться на одном месте! Каждая новая задача является вызовом и испытанием силы мотивации, ума и таланта. Я не намерен останавливаться!
• Ты привозишь в Россию самые разные джазовые коллективы. Что на твой взгляд сейчас интересно в джазе нашим молодым соотечественникам?
• Я очень внимательно слежу за отзывами и медийным резонансом после наших концертов. В каждом городе России прием всегда разный, города очень неоднородны. Поэтому очень большое значение имеет не только выбор музыкантов, но и места для выступлений. Нужно понимать аудиторию с которой работаешь, что, вовсе не означает, что необходимо идти у нее на поводу и стараться угождать ее прихотям. Грош цена такому импресарио, который не умеет и не хочет удивлять зрителя. Я ориентируюсь в значительно большей степени на свой вкус, свое восприятие, свою интуицию и творческий порыв, нежели на рациональные умозаключения и коммерческий расчет. Рационализм, как заключал Ницше, хорош для дел рутинной повседневности, но все по-настоящему важные решения, (а организация гастрольного тура — это очень важное и рисковое решение) нужно принимать, основываясь на интуиции.
Для меня также очень важно, чтобы музыканты были "моими людьми", теми, с кем мне будет интересно. Туры и гастроли, это тяжелые труд, поэтому я стараюсь построить все так, чтобы атмосфера была максимально неформальной и это не была работа в ее традиционном понимании. Это должна быть игра, драйв, приключение! Мы в первую очередь единомышленники, те, кто стремится поделиться чем-то важным с людьми и уже во вторую очередь мы думаем о бизнесе. Если порядок приоритетов у музыкантов расставлен иначе, это быстро становится очевидно уже на этапе знакомства, и я отказываю в сотрудничестве. Зачем мне тратить время на тех, кто придерживается иной философии и заботится больше о собственном эго, нежели о деле всей жизни?!
• А какие жанры тебе ближе всего?
• Как слушатель, лично я больше всего люблю стилистику straight ahead, а это be bop, cool jazz, модальный джаз, но когда речь идет о сотрудничестве с музыкантами, это может быть абсолютно любой стиль - fusion, contemporary, mainstream. Не так давно, например, я привозил на гастроли Эммануэле Чизи (Emanuele Cisi) — лучшего саксофониста Италии, это был тот самый, мною обожаемый straight ahead, такой, каким он и должен быть. Эмануле уже за 60 и это музыкант известный на весь мир, но именно гастроли с ним были самыми беспроблемными - ни одного противоречия, ни одной фразы на повышенных тонах за весь тур. Он настоящий гений музыкального импрессионизма, сравнимый для меня с такими фигурами как Билл Эванс, или Стен Гетц. Его игра настолько выразительна, настолько проникает в душу, что слушатели сразу понимают - это не шоу-бизнес и с ними действительно хотят поделиться чем-то сакральным. Я так признателен богу за нашу с ним встречу и этот бесценный опыт! Есть другие проекты, например, «Accordi Disaccordi» - поп-джазовый проект, исполняет джаз-мануш. А это энергия, веселье, драйв! Но черт побери, это потрясающий проект, вы такого второго в мире не найдете. Никто не играет мануш так современно, популярно, и чтобы девушки буквально падали в обморок. У нас прошел 45-дневный тур с 41 концертом! У меня не пропадало устойчивое ощущение, что я продюсер группы Битлз. Это один из самых больших и успешных джазовых туров последних лет.
Недавно побывало в гостях бразильское трио вокалиста и гитариста Джоандера Сантоса (Joander Santos), исполняющий музыку в стиле bossa nova. Тур длился месяц. А в стиле contemporary выступало трио Андреа Манзони (Andrea Manzoni). И я очень боялся и переживал, что люди в провинции это не воспримут, ведь, как я уже говорил - публика в разных городах неоднородна. Но восприняли это везде, не случилось ни одного провального или полупустого концерта! Помню, мы много выпили в рок-клубе после концерта в Мурманской филармонии. Просидели там всю ночь и смеялись до посинения. Было очень душевно.
• Чем ты занимался до того, как посвятил себя джазовой сцене?
• До джаза я занимался политологией, с 19 лет работал в этой области, у меня политико-философское образование, поэтому, можно сказать, занимался специальностью. Что интересно, я лишь недавно стал зарабатывать больше, чем получал тогда. За 4 года я проделал непростой путь от энтузиаста, работающего только за идею и живущего грезами до созревшего профессионала, знающего как переводить потенциал этих идей в денежные знаки, чтобы эти грезы имели возможность, воплотится наяву.
Вместе с тем, я убежден, что, если конечная цель работы — накопление капитала, то есть гораздо более простые способы, чем продюсировать джазовые концерты и вообще заниматься джазом. Но если ты уже пришел в джаз, то изначально должен понимать, что никогда не станешь зарабатывать по-настоящему крупные деньги, поэтому попросту глупо охотиться за ними. Джаз сейчас, как и классика, не для этого. Такое поведение попросту обесценивает искусство — то наследие, что дает нам право называть себя джазмэнами! Это разрушительно и губительно для всей сферы, как для тех, кто искусство созидает, так и для тех немногих, кто его продвигает. Чтобы успешно работать в джазе, нужно любить это всеми фибрами души, и быть... достаточно чокнутым, чтобы делать то, во что веришь!
• Но неужели тебя не утомляет и не раздражает такая жизнь в разъездах? Сцена - вокзал - поезд и "повторится все опять" ...
• Конечно, я устаю, сначала физически, под конец туров и психологически, но я бы не променял это ни на что другое. Путешествовать и общаться с людьми — работа мечты. К тому же, у каждого своя зона комфорта, моя, например, позволяет 8-часовой переезд в неудобном авто, или ночь в плацкарте, если я знаю, какой цели все это служит... а цель моих усилий — просвещение! И поэтому я соглашусь и возьмусь за ту работу, от которой многие коллеги повертят нос. И причина очень проста.
Разумеется, есть какой-то предельно допустимый минимум комфорта, чтобы не сойти с ума, но моя самооценка не зависит от уровня сервиса, трансфера, проживания и обслуживания. It’s Russia baby, здесь, вообще лучше расстаться с иллюзиями на этот счет. Вот когда в зале мало народа, я расстраиваюсь гораздо больше. (смеется) И с музыкантами я работаю под стать мне. Мы и с Аккорди, и с Манзони, и с Сантосом побывали даже в плацкарте, и никто из них ни выказал ничего кроме, пожалуй, удивления. Мы смеялись, кутили, наливали, любовались видами и надо сказать знакомились с удивительными людьми, которых вряд ли довелось бы встретить при других обстоятельствах.
Разумеется, все это происходило не специально. Но когда встала такая альтернатива, например, дорогому перелету, я соглашался и экономил деньги не только свои, но и музыкантов. Они видят с моей стороны — это легкое и здоровое отношение к ситуации и сами расслабляются. Если же мне не комфортно, я это умело скрываю — почему другие должны страдать?! Вероятно, когда стану старше, тело будет хотеть большего покоя и комфорта, но не сейчас, не в ближайшие годы!
Редакция JazzMap.ru благодарит Виктора Радзиевского за интересную, искреннюю беседу!
Текст интервью предоставлен jazzquad.ru Виктором Радзиевским-мл.
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...