"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все еще ОЧЕНЬ джазовая. И самый ЛИТОВСКИЙ джазовый фестиваль – это, конечно, самый старый, самый первый, самый любимый из всех здешних джаз-фестивалей –"Бирштонас".
Это очень большая смелость – проводить фестиваль исключительно местного джаза, литовского в данном случае. Далеко не каждая страна–хозяйка мировых джаз фестивалей может похвастаться фестивальной сценой, выставляющей из года в год, в основном, свои местные джазовые проекты: то проектов не хватает, то фестивалей. В Литве достаточно своего джаза и есть "Бирштонас", на сцене которого принято начинать джазовую карьеру и – нет, не заканчивать, – а последним концертом выводить на смену новое поколение, своих приемников. Так что сами понимаете, что такое "Бирштонас" для джазовой Литвы...
Да вот еще: скажем, вот перед вами человек 1980 года рождения. Юнец! А джаз фестиваль из того же года? Ветеран. Причем, если вспомнить, через какие "военные" годы пришлось ему пройти, — ветеран с боевыми наградами. Но все же "Бирштонас" в ряду литовских джаз-фестивалей больше напоминает доброго, умудренного опытом дедушку со своими домостроевскими традициями, старыми альбомами с фотографиями всех внуков и бесконечнымивоспоминаниями…
А во главе этого "седовласого фестиваля" – сильный и энергичный мужчина с таким воинственно-победным, как у викинга, именем Зигмас Вилейкис. Который, увидь он эти строки, наверняка, попросил бы умерить "высокий штиль", ибо не раз повторял: "Не люблю и не хочу для себя "портрета в золотой рамочке"…
Обещаю: рамочку золотить не стану. Потрет и без нее интересен…
-- С 1972 по 1977 год я учился в Клайпеде в филиале Вильнюсской государственной консерватории (сейчас она называется Академией музыки). Изучал литовский язык и литературу, а также режиссуру. А всеми тогдашними моими друзьями были известные сегодня литовские джазмены: Малинаускас, Арвидас Йофе, Витаутас Грубляускас, Саулис Шаучулис, Стяпас Янушка. Пранас Нарушис руководил в то время диксилендом клайпедского факультета, конферансье которого я был.
В то время Бирштонас был еще более маленьким городком, чем сейчас: в нем проживало что-то около 3 тысяч человек. А когда я поехал в Бирштонас и был назначен заведующим отделом культуры Бирштонасского культурного центра, мне было 25 лет. Ну чем занимаются завотделом? Хорами, библиотеками, музеями, самодеятельностью. Мне хотелось чего-то большего… Я был знаком с Людасом Шальтянисом — профессиональным музыкантом, пианистом, композитором и музыкальным критиком, который когда-то руководил джазовым оркестром "Огни Нямунаса". И вот Людас, я и мой друг Витаутас Кабашинскас встретились как-то в Паланге и там – за разговорами – приняли решение сделать вместе что-то новое и необычное. Нам пришла в голову мысль: "Джаз"… И что? А то, что я вступил в новую должность 1 февраля 1980 года, а 1 ноября этого же года мы уже открыли в "Бирштонасе" первый джаз-фестиваль.
-- Почему Вы приняли, согласитесь, довольно необычное по тем временам решение – делать именно джазовый фестиваль?
-- Потому, что когда тебе 25 лет и ты самый молодой завотделом, то не хочется сразу опускаться в бюрократическую рутину. Все еще хочется дышать свободой. Мне джаз всегда нравился — это свободная музыка. Так что я решил попробовать сделать фестиваль именно джазовой музыки. Идею такого фестиваля в Литве до меня пробовали осуществить в Вильнюсе, но ничего не вышло. В Каунасе не нашли человека, который мог бы этим заняться. В Клайпеде тоже не получилось… И, как я сейчас думаю — 20 лет спустя: только в таком маленьком городке, как Бирштонас, спрятанном в петле Нямунаса, можно было что-то такое сделать…
Все такого рода инициативы и решения в советские времена нужно было согласовывать с партийными деятелями. И я пошел к парторгу. "А что такое джаз?" — "Ну, это такая тихая музыка, которую в темноте играют". – "Ну, если в темноте, и тихая – это хорошо"… В мае, когда мы принимали окончательное решение о проведении фестиваля и его сроках, то даже забыли, не вспомнили, что 1-го ноября в Литве отмечаетсяДень всех умерших, праздник почитания предков. И немного испугались, что фестиваль попадает на такую дату большого народного праздника. Но в парткоме нас только успокоили: "Чего вы боитесь? Наоборот, хорошо, что люди отвлекутся от пережитков".
Помню, мы пришли за разрешением к министру культуры: "Ребята, нужна "шапка" для вашего фестиваля, чья-то цитата". Я поискал у Брежнева. Ясно, что ничего Брежнев не говорил ни про джаз, ни про джазовый фестиваль, но я ему помог немного. Я взял такую цитату из Брежнева: "свободное время советского человека – это богатство,… и его надо развивать разными формами". И прошло! Фестиваль разрешили!…
Потом встал вопрос, кого пригласить? И пианист Тыну Найсоо из Эстонии стал нашим первым гостем. Самый первый фестиваль длился всего два дня. Первые декорации для сцены были сделаны из полиэтилена. Денег на что-то серьезное не было. Команда звукорежиссеров была та же, что и сейчас, но никакой серьезной аппаратуры не было…
-- А какая в первые годы была фестивальная публика?
-- Надо признаться, что публика рванула на фестивальные концерты. Билеты в то время приобретались по заявкам. Выдавался такой джазовый абонемент сразу на все концерты фестиваля. Помню случай, что в обмен на один комплект билетов город получил возможность закупить цемент, которого хватило нам на год! Просто так билеты достать было невозможно, только по спискам. Постепенно нашим фестивалем заинтересовались работники КГБ. В 1984 году разразился настоящий скандал: советские панки перепутали город проведения своего фестиваля. Они слышали, что в каком-то курортном литовском городке будет фестиваль панков, и приехали вместо Тракая в Бирштонас. На входе в наш концертный зал стояли люди из КГБ и интересовались у меня: "А как Вы собираетесь различать, кто панк, а кто джазмен?"…
В 90-е годы, как раз в те дни в конце марта, когда Язов ввел танки в Вильнюс, в Бирштонасе шел очередной фестиваль. И ведущий, выходя на сцену, не только объявлял, кто будет дальше выступать, но и что происходит сейчас в Вильнюсе, что занята прокуратура, парламент и т.д. Но даже в том году нам удалось привезти очень интересный коллектив из Швеции "Friedrich Noren Band".
-- В программе четырех крупнейших литовских джаз-фестивалей – Бирштонас, Каунас, Вильнюс и Клайпеда – очень заметна определенная направленность каждого: литовский джаз, коммерческий джаз, авангардный… Был какой-то негласный договор о подобном разделении сфер джазового влияния или это само собой получилось?
-- Начну вот с чего: ты заметила, что первые буквы имен директоров трех литовских джаз фестивалей — Jonas ("Kaunas Jazz"), Antanas ("Vilnius Jazz"), Zigmas ("Birstonas") — складываются в слово JAZ?!
В первоначальную задумку Людаса Шальтяниса входила идея как бы разделить Литву на сферы влияния нескольких джаз-фестивалей. В 1986 году я и моя команда поняли и ясно ощутили, что уже не можем вместить все интересные джазовые проекты в рамки одного только фестиваля в Бирштонасе. И тогда Антанас Густис вывел альтернативный джаз на сцену Вильнюсского джаз-фестиваля, вокальный джаз остался на фестивале в Паневежисе, Йонас Ючас и Каунасский джаз-фестиваль взяли на себя в то время джаз-рок… Давняя идея сделать фестиваль в Паланге, курортном городе на берегу Балтийского моря, так и не реализовалась. Зато прижилась она и осуществилась на Клайпедском джаз-фестивале. Я думаю, что на сегодня Литве больше джазовых фестивалей уже не надо. Теперь надо поднимать уровень существующих фестивалей. Эти фестивали трудно сравнивать: смета "Бирштонаса" 100 тысяч литов (около $25 тысяч), а "Каунас Джаза" около 1 миллиона литов (около $250 тысяч). Даже если бы я и приглашал таких звезд, как Дэйвид Сэнборн, то не смог бы удовлетворить их бытовым требованиям. Поэтому наш фестиваль всегда будем ориентироваться в первую очередь на литовский джаз.
-- Сам город, Бирштонас, сильно изменился за годы фестиваля?
-- За эти 20 лет сменилось уже несколько поколений. В этом году меня поразил такой факт: все студенты из Бирштонаса, что учатся в ВУЗах по всей Литве, приехали в Бирштонас на дни фестиваля. Они выстроились в очередь перед моим кабинетом и сказали: "Шеф, если нужна помощь, мы готовы. Мы гордимся своим городом: надо будет собирать мусор или любая другая помощь – мы готовы. У нас есть город и фестиваль, которыми мы гордимся".
Мне все чаще в последнее время говорят после фестиваля: "Ты заметил, как выросла за эти годы публика?!" Выросла по качеству, а не по возрасту. Я рад, что у меня публика молодая. Мне всегда жаль именно молодых людей, которые не могут купить билет за 210 литов (около $52) на многие концерты, скажем, "Kaunas Jazz' a".
-- То замечательное здание, в котором проводится фестиваль, строилось специально как площадка для фестиваля?
-- Это здание уже было, когда я приехал в Бирштонас! Представляешь, оно было построено 20 лет назад! Так как Бирштонас в то время имел статус всесоюзного курорта, тогдашний мэр города (да и нынешний тоже — он остался прежним) смог на совместные деньги Москвы и Вильнюса в таком маленьком городке построить такой большой концертный зал на 600 мест, в котором могла разместиться чуть ли не половина всех жителей города.
-- Почему решено было проводить фестиваль раз в два года?
-- Очень просто. Литва не такая уж большая, и не так уж много у нас джазовых премьер и новых коллективов. Те музыканты, которых ты все время можешь видеть на джаз-фестивалях, повседневно редко играют джаз: зарабатывают на жизнь они, чаще всего, играя поп. И еще при жизни Людаса Шальтяниса мы решили: чтобы каждый фестиваль был интересным, чтобы на нем были премьеры, не стоит часто его проводить. Когда чего-то не хватает, больше начинаешь это ценить. По нашему мнению, фестиваль литовского джаза, проводимый раз в два года, как раз успевает показать все самое новое и интересное, что появилось за это время на джазовой сцене Литвы. Ни разу не слышал пока что от литовских музыкантовсетования: "Жаль, что "Бирштонас" проходит не каждый год!"
-- Насколько я знаю, оформлением буклетов и созданием афиш фестиваля все 20 лет занимается один и тот же человек?…
-- Да, Римвидас Кепежинскас. Давным-давно мы абсолютно случайно с ним встретились и подружились. В то время он был молодым мало известным еще графиком… Я один из директоров джаз-фестивалей в Литве культивирую в афишах своего фестиваля чистое искусство плаката. Мы не помещаем на плакаты рекламу и торговые марки спонсоров. Плакаты–афиши "Бирштонаса" можно хоть сейчас посылать на любую выставку плаката и за них не будет стыдно. Того же самого принципа я придерживаюсь уже много лет в оформлении сцены: главное — сам фестиваль, его логотип, и только потом уже рекламные плакаты спонсоров. В этом смысле я никогда не был согласен с оформлением сцены ни Вильнюсского джаз-фестиваля, ни Каунасского. Я думаю, что раз искусство создается на сцене, значит и в самом оформлении сцены должно присутствовать искусство.
Именно фестиваль "Бирштонас" уделяет всегда большое внимание выставке джазовой фотографии в рамках фестиваля. К каждому новому фестивалю я разыскиваю новую экспозицию: вот в этом году Альгимантас Александравичуссоздал целую серию фотопортретов "Литовские джазовые мастера". И мы решили выставить эту фотоколлекцию в практически полном ее объеме. Потом, в холле нашего Бирштонасского центра культуры в дни фестиваля всегда можно увидеть выставку плакатов — афиш прошлогодних фестивалей.
-- Как на сегодняшний день Вы сформулировали бы концепцию фестиваля "Бирштонас"?
-- Концепция не изменилась и, наверное, я ее не стану менять: я по-прежнему буду пропагандировать традиционный джаз, всегда буду выставлять биг-бэнды – практически никакой другой джаз-фестиваль в Литве этого не делает так планомерно, с таким постоянством. В концепцию моего фестиваля заложена пропорция, что 75% от его участников должны составлять литовские исполнители и группы. Я всегда буду стараться приглашать гостей в первую очередь из соседних Литве стран: Латвии, Эстонии, Дании, Беларуси, Польши и России. Теперь хочу добавить в список постоянных гостей моего фестиваля джазовые коллективы из городов-побратимов Бирштонаса: например, норвежский город Бикле оплатил расходы по приглашению на фестиваль трио Арильда Андерсена в 1998 году. Замечательный был концерт!
-- Как родилась идея именно на сцене фестиваля "Бирштонас" вручать Гран-при лучшему джазовому музыканту Литвы?
-- Она пришла к нам в головы еще в советские времена, когда модны были всякого рода соцсоревнования, и принято было что-то вручать лучшему барабанщику, лучшему трубачу и т.д. Но как искать "лучших" в области одного инструмента в такой небольшой стране, где, например, на сегодня есть только два джазовых трубача и третий подрастает? Я помню, как обиделся на нас замечательный пианист Кестутис Лушас, когда мы дали Гран-при не ему, а Гинтасу Абарюсу. И мы от такого подхода отказались: стали вручать Гран-при фестиваля тому литовскому джазовому музыканту, который, по нашему мнению, создал за последние два года наиболее интересный джазовый проект. И очень хорошо, что решение, кому давать Гран-при принимает только организатор фестиваля, то есть я, директор фестиваля. Я советуюсь, но никто мне не указывает и не приказывает… Критерий только один: что музыкант сделал за два года, какой альбом записал, где и как представлял Литву, какой у него сейчас уровень популярности и т.д. Пока никто на меня серьезно не обиделся. Гран-при нашего фестиваля получили уже Владимир Чекасин, Артурас Анусаускас, Скирмантас Саснаускас и Дайнюс Пулаускас в этом году. В принципе, все лидеры литовского джаза имеют уже Гран-при "Бирштонаса".
-- Были ли случаи в истории фестиваля, чтобы один музыкант несколько раз становился обладателем Гран-при "Бирштонаса"?
-- Нет! Правда, в самом начале, еще в 80-х годах мы вручали одну и ту же деревянную статуэтку саксофониста. И вот ее трижды получал Пятрас Вишняускас. Теперь мы решили никогда не повторяться. И также не повторяются теперь сами призы: создавая статуэтку Гран-при, мы теперь учитываем при ее создании, кому именно будем ее вручать. В этом году Дайнюсу Пулаускасу вручили стилизованную фигурку золотого кита с клавишами вместо зубов. Еще для меня очень принципиально, чтобы приз не был денежным. Человек, который занимается искусством, должен получать в награду искусство.
-- За всю историю фестиваля, какой концерт по-настоящему запал Вам в душу, какой чаще всего вспоминается?
-- Я всегда переживаю и болею, прежде всего, за самых молодых. Я знаю, что звезды всегда выступят хорошо. Вот и на нынешнем фестивале для меня лучшим был концерт учеников музыкальной школы им. Балиса Дварионаса. Когда ты видишь такое будущее, то веришь, что Литва будет и дальше джазовой страной. Мне хочется, чтобы в Литве было больше хороших джазовых музыкантов, чтобы была преемственность поколений, когда на сцене играют вместе отец и сын. На сцене "Бирштонаса" есть такая преемственность: у нас выступали Витаутас и Людас Моцкунасы, Пятрас и Доминикас Вишняускасы, Римантас и Мейнардас Бразайтисы. Вот когда я это вижу, то думаю про себя: теперь можно спокойно умереть, потому что есть, кому продолжать мое дело. У меня есть снимок 1982 года, на котором Людас Моцкунас сидит на коленях у отца в 7-м ряду и смотрит концерт, а на снимке 1988-го года он уже сам стоит на фестивальной сцене!
Что касается памятного концерта, мне вспоминаются выступления эстонского пианиста Тыну Найссоо: он был на самом первом фестивале и потом в 1988 году. Вспоминая его выступления, я до сих пор удивляюсь и восторгаюсь, как один скромный и тихий человек безо всякого шума в камерной атмосфере способен сделать то, чего не сделает ни один биг-бэнд! Я всегда в программе фестиваля оставляю место для таких камерных сольных выступлений, каким был, например, в этом году сольный фортепьянный концерт Артураса Анусаускаса… А еще я вспоминаю самый последний в Литве концерт легендарного состава "ГТЧ", который состоялся именно на сцене "Бирштонаса" в 1986 году.
Как я люблю повторять в связи с 20-летней историей джаз-фестиваля в Бирштонасе: "Просто совпало, что в хорошем месте хорошие люди встречаются раз в два года, чтобы послушать хорошую музыку"...
Знаешь, я не люблю и не хочу для себя "портрета в золотой рамочке". Восхищаться искусством можно и не зная имени автора. Поэтому я не лезу вперед моего фестиваля и тех музыкантов, что выходят на его сцену. За время проведения "Бирштонаса" поменялось пять министров, пять комиссаров полиции, пять заместителей мэров, пять ксендзов, а из моих коллег по отделу культуры поменялось, наверное, процентов 90. Но те, что делали джаз – остаются…
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...