Это интервью известный российский джазовый продюсер и журналист, шеф VR Jazz Agency Виктор Радзиевский дал для медиа-портала "Текстерра".
Чем лично вы сейчас занимаетесь, соблюдаете ли режим самоизоляции, как себя чувствуете в этом режиме?
Я не сторонник читать псевдо-позитивные глупые мантры, улыбаться сквозь слезы на публику и так далее в этом же духе. Любую ситуацию, любое свое настроение нужно принять и быть откровенным с самим собой. Только так получится это пережить и переварить без последствий для собственной психики. Поэтому, скажу без утайки, что чувствую себя плохо, как и, наверное, любой непоседа, который предпочитает проводить большую часть времени в джаз-клубах, барах, ресторанах и кафе, концертных залах и парках, катаясь на велосипеде. Наверное, в последний раз я бы не отказался от такой самоизоляции, когда учился в школе. Рано вставать не хочется, учить уроки тоже, а тут бац, внезапно подскакивает температура, сопли, кашель. И вот уже вся семья носится вокруг тебя с шоколадками, а у тебя целых полторы-две недели внеплановых каникул. Можно играть в компьютерные игры, смотреть кассеты на "видаке". Платить ни за что не надо, наслаждайся! Идиллия. И вот по прошествии дней пяти такой «идиллии», ты уже не знаешь чем себя развлечь. Рад вернуться даже к учебе, ведь скучно и одиноко без друзей, да и в школе объявили дискотеку, а тебе нельзя. И вот таким образом, вторая неделя дома превращается в пытку и каждодневное ожидание. Может хотя бы сегодня родители отпустят?!
Во взрослой жизни все тоже самое, только карантин уже почти месяц и за сидение дома, к сожалению, никто не заплатит.
В довесок ко всему, моя девушка итальянка и живет в Риме. Я не видел ее уже больше месяца. Нам и до этого было не просто с расстоянием, а сейчас нашу запланированную встречу и совместные гастроли пришлось отложить из-за отмены авиарейсов. Каждый день, наравне с нашими новостями, включаю итальянские, становлюсь белым, как мел, замирает сердце. Дрожащими руками беру телефон и звоню. Болтаем часами, никто не хочет класть трубку первым. Не знаю, чтобы мы с ней делали, если бы не WhatsApp и Skype. Она мне сказала на днях, что до 31 декабря все концерты в Италии отменены. Все мои итальянские друзья-музыканты уже попросту начинают молиться.
Как отразилась ситуация с пандемией, самоизоляцией на концертной деятельности? Чем занимаются артисты?
Отразилась очень, очень плохо. Искусство во все времена было самой уязвимой частью общественной жизни, первым рубежом обороны, охраняющим человечность от варварства. И самыми незащищенными людьми всегда оказывались именно вольные художники, люди вне системы. Ситуацию для музыкантов на сегодняшний день можно назвать критической как в России, так и за рубежом. Никакая работа кроме преподавательской в онлайн невозможна. У большинства музыкантов конечно же семьи, часто бывает двое и больше детей. Им приходиться брать в долг, потрошить кредитные карты, жить на пенсию своих родителей... Никаких альтернатив и никаких возможностей для заработка нет. Горе-оптимисты могут рассказать вам про онлайн-концерты "за донаты", но заниматься этим по факту может мизерное количество артистов, и деньги, которые с этого они получают, не могут прокормить даже одного человека. Кто будет донатить, если все сидят без денег?! Конечно, мы не берем в расчет артистов известных - эстрадных, я говорю про всех остальных, которых абсолютное большинство.
Занимаетесь ли вы продвижением музыкантов, в текущих условиях? На что делаете ставку?
Моя работа, как продюсера, на 100% зависит от моих музыкантов, фестивалей и проектов, которые я организую с их участием. К сожалению, мне нечего им предложить. Есть варианты с разными онлайн флэшмобами и прочими медиа проектами, но это эпизодические истории, которые на ситуацию в целом влияют мало. Я, как и музыканты, просто жду развития событий и распределяю ресурсы. Букингом площадок для будущих концертов тоже заниматься практически невозможно, потому все учреждения культуры - филармонии, театры и прочие залы - находятся в таком же подвешенном состоянии и не знают, что будет завтра.
Когда режим самоизоляции закончится, изменится ли концертная деятельность, на ваш взгляд? Рынок вернется к прежнему состоянию либо изменится радикально? Каких изменений вы ждете?
Мы, несомненно, двигаемся в сторону чрезвычайно сильного кризиса. Такого на памяти моего поколения меленял еще не было. Экономика целых стран, как, например, упомянутой мной Италии, уже лежит в руинах, про США лучше разговор даже не начинать, там мои знакомые музыканты попросту ищут новое место жительства. В России, видимо, все будет немного лучше, но все зависит от того, как скоро пройдет пандемия, восстановятся цены на энергоресурсы, сколько продлиться карантин, а также каков будет финальный ущерб?! Все это имеет прямое отношение к искусству и сфере культуры, а также к тому, как скоро мы вернемся в концертные залы, клубы, рестораны, преподаванию в колледжах и муз. училищах.
Если это случится к осени, то думаю, стоит ожидать повального увлечения музыкой и повышения интереса к культуре в целом. Ко всей и сразу. Люди будут готовы вернуться домой разве чтобы поспать. Это, несомненно, будет хорошая тенденция - желание жить одним днем, увидеть, услышать, попробовать все, узнать нечто новое. Уверен, что в барах будет не продохнуть и музыканты будут играть день и ночь. Все как в шумных 1920х, только без сухого закона, но, на всякий случай, в масках. Помешать всему этому может разве что отсутствие непосредственно денег и бюджетов, которые истощатся за время карантина. Поэтому думаю, что основной интерес будет все же к бесплатным мероприятиям, а вот Большому театру, Крокус Сити Холлу и прочим большим дорогим залам придется подождать месяцок-другой, пока люди не восстановят ежемесячный доход. Но постепенно все вернется в свое русло, а вот страх внезапно потерять то уникальное, что вокруг тебя есть, останется еще надолго. Думаю, что многие люди уже пересмотрели свои ценности и сейчас согласились бы даже на концерт шансона, лишь бы не сидеть дома.
Чем лично вы займетесь после окончания режима самоизоляции? А курируемые вами артисты?
Очень много планов и идей! В связи с произошедшим пришлось отменить столько потрясающих фестивалей и концертов! Так что моя идея фикс - восстановить проекты и провести все то, что было запланировано. В первую очередь мой фестиваль VR Jazz Fest, который отлично прижился на московской музыкальной сцене у него многотысячная аудитория. Фестиваль должен был пройти 18 апреля, я отменил его еще в конце марта, когда ситуация стала разворачиваться по плохому сценарию. Многие люди в прошедшие дни спрашивали меня, планируется ли перенос, какие будут изменения в программе? И должен сказать, что следующий VR Jazz Fest будет для нас совершенно особенным - торжеством жизни и искусства! Вот рассказываю сейчас вам об этом, а сам затаил дыхание. Тоже касается и резидентов моего VR Jazz Agency, всех артистов, с которыми мы работаем. Их хочется увидеть, а еще больше услышать живьем, с хорошим звуком и как можно быстрее. Настоящий голод и тоска по искусству и, думаю, не только у меня. Так что, совершенно точно мы нарастим количество концертов и гастролей, постараемся заглянуть даже в «самую глухую деревеньку» и поможем всему миру ожить, воспрять духом и вновь зацвести. В этом вечно неизменная миссия искусства и моя, как его адепта. Я буду служить ему, как и раньше, с той разницей, что теперь я по-настоящему понял и осознал ценность момента и того что у нас есть!
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...