Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом:
Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый трудный?
Йонас Ючас: Ой, каждый раз новые трудности! Вот прошлогодний фестиваль вспоминать приятно, потому что смета его была составлена таким образом, что мы даже имели некоторый запас средств — мы ведь каждый год по окончании фестиваля боимся, не станем ли банкротами?! Есть проблемы, которые уже стали "фестивальной традицией" — например, задержка начала концертов из-за продолжительных саунд-чеков. В этом году самая большая трудность состояла в том, что фестиваль получился очень продолжительный (11 дней) с очень большим числом концертов (около 30 на сценах Каунаса и Вильнюса). И, конечно, большой и трудный бюджет фестиваля давил и не давал нам, организационной группе, до конца расслабиться и получить удовольствие от музыки вместе с публикой.
Нынешний фестиваль действительно получился очень долгим, но немного пустоватым в середине.
Это связано с тем, что во время рабочей недели люди, придя с работы, не готовы идти еще и на джаз или всю ночь веселиться на джем-сешне, ведь на следующее утро опять на работу. Марафон в 11 равно насыщенных концертных дней зритель вряд ли выдержит. Поэтому будние дни мы немного разгрузили от событий для публики, заполнив их более специализированными мероприятиями: провели мастер- класс, открыли фотовыставку, показали фильмы о "Каунас джазе" прошлых лет, провели первую Международную академическую конференцию по проблемам джаза, дали старт экспериментальному проекту электронного джаза
Идея проведения конференции...
...пришла в голову не мне. Несколько лет назад на фестивале в Бирштонасе наши музыковеды вспомнили, что близится юбилейная дата литовского джаза, и надо как-то эту годовщину отметить: конференцию провести или компакт выпустить. Я предложил, чтобы каждый из фестивалей взял на себя часть юбилейных обязанностей, была идея скооперироваться и попросить у министерства средства. Но как всегда получилось, что каждый сам за себя, и для общих усилий не хватает инициативы. А потом музыковеды поссорились из-за точной даты, от которой надо вести отсчет истории литовского джаза. А у нас на носу был юбилейный 15-ый фестиваль, с которого тоже хотелось начать какую-то новую традицию в литовском джазе. И мы решились провести научную конференцию по проблемам литовского джаза в европейском и мировом контексте.
С этого года фестиваль "Каунас Джаз" первым на постсоветском пространстве стал членом European Jazz Network. Нас часто просят рекомендовать литовские джазовые проекты на фестивали Европы, и выходит, что из года в год мы одни и те же коллективы предлагаем. Это проблема! Сейчас в литовском джазе, на мой взгляд, налицо определенный кризис жанра. Вроде бы талантливых музыкантов всех поколений у нас достаточно, но если хочешь сделать фестивальную программу европейского уровня, оказывается, что музыканты есть, а действительно новых проектов нет. Поиграть в клубе "традицию" еще могут, а создать что-то свое, совершенно новое и уникальное, что соответствовало бы мировым тенденциям в джазе — ничего не выходит. Литовский джаз сейчас вошел в период "застоя зрелости". Нужна новая музыка, новые течения. Я очень уважаю старый джаз, но новое время рождает новую музыку. Об этом тоже хотелось поговорить на конференции...
Есть еще одна проблема, которую хотелось обговорить: в Литве правительство вспоминает о джазе, когда надо представлять страну на международном уровне. Так было во время Лейпцигской книжной ярмарки, куда направили джазменов, Пятрас Вишняускас представлял Литву в Японии на всемирной выставке Expo. При этом на джазовые фестивали министерство культуры выделяет совершенно мизерные деньги: к примеру, на фестиваль современного танца — 95 тысяч литов, а на джазовые фестивали — по 6 тысяч литов на каждый. Это несоизмеримые суммы! Слишком большая разница, слишком контрастная цифра. Поэтому на конференции хотелось сравнить положение джаза в Литве с Европой и США. Проблемы ведь фактически те же самые, значит и опьгг выхода из них можно перенять.
15 лет проходит ваш фестиваль. За это время выросло целое поколение публики. К какой музыке их приучил "Каунас Джаз"?
К совершенно разной! Я люблю повторять, что программа нашего фестиваля — это ступени: от самой простой музыки до самой сложной. Душа и сердце человека безграничны и могут принять весь спектр музыки. Наш фестиваль, будучи джазовым по определению, старается представлять самый широкий спектр жанра, чтобы человек от поп-джаза мог вместе с нами со временем подняться до самых авангардных его форм. Если слушатель устал — он может остаться на своей ступеньке, отдохнуть — и идти дальше. Такова наша музыкальная политика последние пять лет: демократичность и полистилистика.
Но фестиваль тоже живой организм, и мы меняемся со временем. Каждый год мы проводим во время фестиваля соцопрос публики. Не скажу, что следующий форум мы планируем буквально по результатам опроса, но мы его учитываем. Я никогда не стану делать фестиваль, руководствуясь только vox populi — не стоит идти на поводу у публики, ее надо вести за собой, открывая все новые и новые горизонты в музыке — такова миссия нашего фестиваля.
Раньше вы проводили выездные концерты фестиваля в маленькие города. Почему сейчас отказались от этой практики?
Не отказались, но фестивальная программа в этом году была такой обширной, что для ее реализации мы свозили аппаратуру чуть ли не со всей Литвы. Именно отсутствие хорошей аппаратуры мешает нам проводить концерты в провинции: на плохой музыканты не хотят играть, а возить с собой не всегда получается. У нас много фестивальных сцен, и вся аппаратура задействована. К тому же последние три года на фестивале не выступают звезды малой величины, а значит технический райдер всегда очень серьезный.
Я была поражена фестивальным концертом во Дворце спорта: трудно поверить, что в маленькой Литве джаз собирает такие залы!
Да, мы начали эту традицию "Больших концертов" в прошлом году и, признаться, совершенно не рисковали, потому что были такие имена — Рой Харгрув с проектом RH Factor и А1 МасКау All Stars feat. Earth Wind & Fire Experience. В этом году слово ABBA (проект "Funky ABBA" Nils Landgren & Funk Unit—A К) отпугнуло некоторых поклонников джаза, но все же "Каунас Джаз" приучил свою публику к тому, что некачественная музыка на его сцену не попадает. Наш билет—как страховка. Тем более что сейчас есть Интернет — никого не обманешь, ничего не скроешь. Обратная сторона медали: некоторые думают, что если нет сайта музыканта в Интернете, значит это неинтересно. Но в мире есть много маленьких любопытнейших проектов талантливых музыкантов, которым не важно, написаны ли их имена большими буквами на обложках глянцевых журналов. Фестиваль призван давать открытия!
Не секрет, что в программе фестиваля организатор всегда закладывает один пункт для себя, д ля души...
В прошлом году такой моей сбывшейся мечтой было приглашение на фестиваль А1 МасКау All Stars feat. Earth Wind & Fire Experience. В этом году моя душа радовалась приезду Джошуа Редмана с Elastic Band'OM. Программу фестиваля составляем я и моя дочь, Индре. Мы советуемся с директором эстонского фестиваля JazzKaar, дружественными норвежскими фестивалями: три-четыре раза в год встречаемся, обмениваемся планами и предложениями. В этом году по нашей инициативе в Каунасе и в Таллинне выступили Coco Mbassi, Philip Hamilton & Greg Osby, Nicole Willis и Real People. Признаться, соотношение тех, кто хотел приехать на Kaunas Jazz 2005 и кто приехал, была 1 к 12! На наш фестиваль любят возвращаться сайдмены звезд со своими собственными проектами: это очень интересная практика.
Как родилась традиция джазовых концертов в синагоге: как естественное развитие практики проведения концертов сакрального джаза в костелах?
Нет, был прецедент, который натолкнул меня на мысль о проведении концертов в синагоге. Я уже работал в литовском сейме, когда тогдашний каунасский мэр допустил в своих речах несколько антисемитских заявлений. Дошло до того, что в Каунас стали отказываться приезжать иностранные послы. Мой давний знакомый и его жена, которые работают в администрации каунасской синагоги, подали мне идею проведения фестивальных концертов Jewish Theme in Jazz, первый из которых прошел в 2001 году. В прошлом году мы хотели начать делать концерты джаза в православном храме, но фестиваль попадает на дни православной Пасхи, и это не очень удобно. Но мы к этой задумке обязательно вернемся! Мы даже вели переговоры о концертах в мечети, но мусульманская религия запрещает исполнять в храме музыку, и от этой идеи пришлось отказаться.
Под вывеской Kaunas Jazz'a проходят также серия осенних концертов фестиваля и "Концерт года".
Да-да. Вышло так, что осенью 2002 года нам предложили организовать концерт Таке 6, и мы просто не смогли отказаться. На следующий год программа Kaunas Jazz Autumn стала бы украшением любого крупного фестиваля: Victor Bailey Group (США), Mezzoforte (Исландия), Bugge Wesseltoft (Норвегия), Lars Danielsson (Швеция). Мы вошли во вкус! Завершающий фестивальный год "Концерт года" мы также делаем в кооперации с арт- директором , эстонского JazzKaar Анне Эрм, которая в это же время в Таллинне проводит концерты Jazz Christmas. Так что наш брэнд Kaunas Jazz на виду несколько раз в году — у публики просто нет времени забыть о нас!
Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом Мошковым. Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz -Квадрат лучший русскоязычный журнал о джазе и ...
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза. Слышал ...
Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика ...
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...