— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки?
— Почему вы так решили ?
— Сужу по Вашим высказывания...
— На эту тему я обычно стебаюсь.
— Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с Даниелиусом Праспаляускисом . Очень сексуальный, надо сказать...
— Знаете, слово "секс" мне не очень нравится. В русском языке его аналогом служит слово"похоть". А сравнивать джаз с похотью как-то не хочется. Все искусство эротично, а джаз — особенно. Это все-таки развлекательное искусство.. Сила джаза, то, чем он воздействует, чем он покоряет человека, — это прежде всего ритм. Что такое джазовый ритм? Это когда вы еще ничего не слышите, еще саксофон не играет, рояль молчит, работают только барабан и бас. А у вас уже ножка дергается, и ручка дергается, и вы уже начинаете веселиться... Джаз, особенно традиционный, никогда не был умным искусством. Он всегда действует через позвоночник, через гениталии и развлекает нас этим. И побуждает ко многому.
Кстати, на ритмической музыке, стало быть и джазе, стоит вся та "попса", под которую народ занимается любовью... В таком обличье джаз близок сексу. Вспомните видеоклипы, особенно негритянские (джаз, как известно, считается музыкой американских негров). Смотришь такой клип, а там люди только что из постели, либо идут в постель, либо отдыхают в постели после постели... Кровать там главный элемент дизайна. И музыка либо манящая либо кислотная... Я не моралист, не сексопатолог и не измождённая кастелянша, но позвольте задать вопрос неужели вы, слушая Шумана, захотите расстегнуть бюстгальтер?
— Смотря в какой обстановке...
— А вот другое дело, что под классическую музыку легче представить ту единственную женщину, ту Беатриче Данте. Но не секс с ней.
— Один джазовый музыкант сказал мне, что джаз для него — это состояние. А секс — состояние? По этому принципу их можно сравнивать?
— Можно сказать и о джазе, что это состояние. А вот секс можно сравнить с желанием курить и в какой-то мере с творческим голодом... Джаз — это прежде всего, импровизационная музыка, а вот для того, чтобы импровизировать или, иными словами, мгновенно сочинять, надо войти в состояние, провоцирующее быстрое сочинение музыки. Многие называют это медитацией. Представьте себе, к примеру, бег трусцой. Вот вы бежите, бежите и вдруг ловите себя на том, что давно уже не помните, как и где вы бегали. То есть вы отключались, некоторое время пребывали в состоянии этакого лёгкого транса.
Нечто подобное происходит с человеком на сцене, когда он импровизирует. Но это не значит, что он ничего не понимает и забыл, где находится. Сам импровизирующий джазовый музыкант и его музыка зависят от состояния. Состояния музыканта, состояния зала... А теперь насчет секса. Состояние ли это? Может быть "со-стояние" ? Пошловатый, конечно, каламбур, но ничего другого с налёту в голову не приходит.
— Если джаз вызывает ассоциации с сексом, то не значит ли это, что джаз побуждает к занятию сексом?
— Как вам сказать...Джаз принадлежит к ритмической культуре, а вся ритмическая музыка исполняется, как правило, в местах большого скопления людей: на дискотеках, вечеринках. Это досуговая музыка. Секс тоже является досугом человека. Секс — это отрыв, и музыка способствует этому. Мое. поколение любилось под Рей Чарльза, его "Джорджию". Следующее поколение занималось тем же под ту же самую "Джорджию", но уже в исполнении Майкла Боултона, более страстном Было бы интересно сравнить качество сексуальных ощущений...
— А какова доля секса в партнерстве музыкантов на сцене?
— Каких музыкантов? Певиц и саксофонистов что ли?
— Ну...
— А знаете, если без всякого стеба и без всякого секса, то партнёрство на сцене — это высший тип человеческого общения.. Помните старичка Экзюпери,? "Самая великая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения. Выше этого ничего нет". Именно эта "роскошь" и случается во время исполнения на сцене. Но очень редко. Расскажу вам один случай... Мне было около 27 лет, я работал тогда вместе с Чекасиным в Вильнюсе, в ночном ресторане. Обычно где-то с десяти до одиннадцати вечера людей в зале было не много, и мы играли джаз. Как правило, это был набор джазовых стандартов, а одна мелодия называлась "Bye, Bye, Blackbird". В один из дней у меня умерла мать, но Чекасин не знал об этом, так как только что приехал из гастрольной поездки. В тот вечер мы как обычно завели "птичку" и вдруг, звук за звуком, мы вместо затертого, заигранного стандарта сыграли настоящий реквием Это и есть роскошь человеческого общения, когда музыканты вроде стоят на сцене, а играют на небесах...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...
Это интервью известный российский джазовый продюсер и журналист, шеф VR Jazz Agency Виктор Радзиевский дал для медиа-портала "Текстерра". Чем лично вы сейчас занимаетесь, соблюдаете ли режим самоизоляции, как себя чувствуете в этом режиме? Я не ...
Продюсер Виктор Радзиевский считает "чтобы успешно работать в джазе, нужно любить это всеми фибрами души, и быть... достаточно чокнутым, чтобы делать то во что веришь!" Один из самых юных и успешных продюсеров в области джазовой музыки в день своего ...