Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне Мариинский), где работал до 1990 года, после чего перешел в ранг "блуждающей звезды", которая "горит и сияет" до сих пор, не смотря на почтенный возраст (74 года).
На афише единственного в Екатеринбурге концерта Народного артиста (СССР, РСФСР и России), лауреата множества премий и кавалера различных орденов Б. Штоколова значилось: "...при содействии Епархии и Его Святейшества..." и т.д.
Г. Сахаров: Почему Епархия? Ведьу Вас вполне светская программа: оперные арии, романсы, народные песни.
Б. Штоколов: Просто в этом городе я оказался никому не нужен. Филармония отказалась, они, наверное, предпочитают что-нибудь более современное, более модное. Я для них слишком старомоден. Так что спасибо местной Епархии, которая взяла на себя организацию моего концерта...
...причем, в городе, где Вы учились в консерватории, а затем пели несколько лет в местной опере. Ваше громкое имя и сейчас способно привлечь не одну тысячу людей — ну, допустим, не самых молодых, зато более благодарных. Так что все равно непонятно. Но, так или иначе, присоединяюсь к Вашей благодарности в адрес церкви [сказал я вслух, а про себя подумал: может быть, все дело в размерах площадки: зал филармонии вмещает 600 человек, "Космос" — полторы тысячи, и, если мэтр отечественной оперной сцены на сей раз не слукавил, тогда что же? А есть в Вашем репертуаре духовная музыка? В этом случае благородный жест нашей Епархии оказался бы еще более уместным.
Разумеется, есть. Например, "Великое славословие" Струмского—я пел его в Минске вместе с владыкой Филаретом. Еще Чесноков, Архангельский: "Верую" — труднейшая вещь, "Царский Гимн", — много чего, все и не вспомнить. А из католической литургии — пожалуйста: цикл "Аве Мария" — Каччини, Шуберт, Бах-Гуно.
И что, такая музыка филармонии тоже не нужна? Или Вы не предлагали?
Нет, не нужна. Но, в конце концов, это их дело.
Пожалуй, что так, хотя у меня как-то не складывается... Поэтому оставим эту тему, если Вы не возражаете и перейдем к следующей. Обдумывая свои вопросы, я просмотрел в интернете большую часть сайтов, где упоминается имя Бориса Штоколова. К моему удивлению, там почти нет Ольги Кондиной — Вашей коллеги по Мариинскому театру, которая, кстати, тоже окончила Уральскую консерваторию.
Да, мы некоторое время работали вместе, участвовали в общих спектаклях, а потом я ушел из театра. Ничего интересного на эту тему сказать не могу, она ведь принадлежит к более молодому поколению.
Случайно не знаете, она интересовалась какой-нибудь другой музыкой, помимо оперной классики? Я имею в виду так называемую альтернативную музыку.
Ну, у нее было, кажется, несколько программ камерной музыки с солирующим голосом и аккомпанементом, но подробностей я не знаю. Вне театра мы, фактически, не общались.
Зато с Валентиной Пономаревой наверняка было больше общих интересов — ее имя часто упоминается рядом с Вашим.
Разумеется, тут Вы правы. У нас совместная жизнь в искусстве. мною общего репертуара — русские и цыганские романсы, народные песни. Иногда мы обсуждали, как интереснее спеть тот или иной куплет, фразу, наилучшим образом выстроить программу, что нравится публике и т.д.
А Вы не обсуждали с Валентиной Дмитриевной ее второе амплуа — вокализы в современной композиторской музыке. Для нее писали София Губайдулина, Владимир Николаев...
Нет. мы это не обсуждали, хотя она что-то упоминала. Но я такой музыкой не занимался, поэтому наши пути здесь не пересекались.
А ее третье амплуа—джаз и импровизационная музыка. — Вы об этом знаете?
Знаю, но дело в том, что я сам хотел петь джаз. Сейчас все пытается его петь — Образцова, например, на английском языке. По моему; это ход конем, т.е. просто желание быть востребованным, оказаться на волне.
Ну. может быть по сравнению с оперными ариями и народными песнями джаз более востребован, хотя я в этом неуверен. Публика идет на имя, особенно в провинции; Басков, Спиваков, Пономарева (если романсы). Штоколов, — это одна публика, Гребенщиков — другая, Голощекин — третья. Но. возвращаясь к так называемой моде на вокальный джаз, хочу заметить, что эта специализация требует совершенно особой техники, отнюдь не академической.
Конечно! Я это понимаю, поэтому и не могу решиться. Я ведь знаю джаз не по-наслышке! Вот, например, у Эллы Фитцджеральд была такая техника! Не знаю, как это точно определить, но когда она пела, вы сразу чувствовали, что это настоящий джаз, а не какие-нибудь финтифлюшки. Потому что настоящий джаз требует очень серьезной лрофессиональной подготовки и технического мастерства — всевозможные рулады. трели, модуляции, приемы интонирования. Тут нужна постановка голоса на самом высшем уровне! Это вам не ля-ля-ля. ва-ва-ва (изображает]. как у этих безголосых.
Не хотите ли Вы сказать,что с технической точки зрения джазовый вокал вполне сравним с академическим?
Значительно выше и значительно сложнее! Есть великие саксофонисты, пианисты, ударники, которые выделывают черт знает что! [восхищенно] И джазовый вокалист должен соответствовать—вот так! Знаете, сейчас многие пытаются петь джаз, но новой Эллы что-то не видно.
Отчасти я с Вами согласен, если иметь в виду ее виртуозное умение управлять голосом, личное обаяние, драйв, но, прежде всего, совершенную скэт-вокалистику, т.е. бестекстовое слоговое пение. В современном джазе многие вокалистки добились значительных успехов, и, кстати, одна из них — Ваша коллега Валентина Пономарева.
Она просто молодец, потому что такая вокализация еще сложнее, чем пение текста. Текст как бы "впевается" в голос, а вокализ — это уже свободные вариации, не ограниченные фразой или строкой.
В свое время Валентина Дмитриевна много сотрудничала с Сергеем Курехиным — я, по крайней мере, знаю несколько совместных джазовых проектов — и, кроме того, участвовала в его театральном представлении под названием "Поп-Механика".
Я тоже у него работал!
Да, мне это известно. Честно говоря, меня это всегда озадачивало: самый знаменитый бас советской оперной сцены, Народный артист, человек сугубо академический и, как мне казалось, ортодоксальных музыкальных взглядов, согласился участвовать в каком- то сомнительном балагане с рокерами, джазменами, т.е. людьми совершенно другой, чуждой Вам культуры! Как это могло случиться?
Очень просто. Он мне позвонил, представился и сказал: 'Борис Тимофеевич, я хочу Вас попросить поучаствовать в моем спектакле — что-то вроде карнавального шоу... там будут оперные арии...'' или народные песни — сейчас уже не помню, в общем, какая-то серьезная музыка, которую никто кроме меня не может спеть. Представляете себе, это в Октябрьском зале на четыре с половиной тысячи мест!
И Вы сразу согласились?
Мы встретились в театре, познакомились, так сказать, очно, потом Сергей, кажется, приезжал ко мне домой. Он мне немного рассказал про этот спектакль, насколько я понял, он хотел соединить джаз, классику, народную музыку, рок-н-ролл, танцоров,новый театр, где все движется поет, играет и танцует. Вы знаете, он меня просто заразил!
Да, это он умел, а Вы, значит, согласились — решили помолодеть за счет музыки!
Мне было интересно окунуться в эту среду, в другую музыку, которую я совсем не знал, а только слышал всякие разговоры. В моем окружении ее, пожалуй, больше ругали, чем хвалили, но Вы понимаете, ведь этих ребят знал весь Ленинград: Курехин, Гребенщиков, Виктор Цой (он, кажется, погиб).
География их известности была значительно шире Ленинграда, но это к делу не относится. Мне интересно другое: каковы были Ваши впечатления от этой среды и музыки, когда Вы в них "окунулись"?
Может быть, вначале я чувствовал себя не совсем в своей тарелке, но довольно быстро освоился. Ребята относились ко мне вполне уважительно, хотя немного настороженно.
Наверное, это можно понять. А Вас не шокировал их "неформальный" внешний вид и сценический имидж?
Я старался ни на что не обращать внимания, а вот насчет собственного "имиджа" сомневался. Но, знаете, к моему удивлению, ребята сказали, что это не имеет значения — я могу петь во фраке или пиджаке, даже в простой рубашке. Сколько было репетиций — я точно не помню. Раза два — с Курехиным, он аккомпанировал на рояле, и один раз — все вместе. По-моему, он был очень доволен. Я ведь ничего не боюсь, потому что профессионал, и могу исполнить все, что угодно, если это талантливо написано.
А что вы пели?
Две японские народные песни под аккомпанемент рояля. Прекрасный аккомпанемент! Курехин вообще был замечательным пианистом, очень виртуозным, с бесподобной техникой! Он давал мне послушать некоторые из своих фортепьянных записей. Вы себе не представляете, какой это был пианист!
Немного представляю. А как Вам показался спектакль в целом?
В целом... трудно сказать. Там было несколько отдельных номеров: песня, соло на саксофоне, танец, хор и еще много всего. Такой... м-м... винегрет, но...
...подчиненный общему замыслу?
Может быть, не знаю. По-моему, никто, кроме Курехина, точно этого не знал. Но было интересно. И смешно. Публика очень смеялась.
Ну, это ни о чем не говорит. А когда Вы пели, люди тоже смеялись?
Я не заметил. Но слушали очень внимательно.
А что Вам больше всего запомнилось?
Там был один танцор... он выделывал разные смешные фигуры... в очень длинном пиджаке... [А. Гаркуша — Г.С.].
Пародия на фрак, как вы думаете?
А что — может быть, действительно пародия?! Хотя я особенно не задумывался. Просто спел номер и был свободен. В конце, когда все выходили на сцену, я тоже вышел. В зале была настоящая овация.
И тогда Вы сказали эту загадочную фразу, которую потом часто цитировали: "Если с этими ребятами как следует позаниматься, из них можно сделать настоящих музыкантов". Интересно, что Вы имели в виду? Может быть, Вам показалось, что они способны играть более серьезную музыку?
Не знаю, не помню... Может быть, они играли... м-м... как-то очень уж безалаберно, небрежно... Но они играли свою музыку, и это тоже было серьезно. Я имею в виду технику игры. Очень серьезную технику.
Как Вы думаете, о чем был этот спектакль? Что имел в виду режиссер, т.е. Курехин?
Ну, Вы сами подали хорошую идею — пародия. Только вот на что? Сейчас трудно сказать конкретно... столько лет прошло. Может быть, на классическое искусство?
А если все эти спектакли были некой формой протеста против коммунистического маразма, как Вы думаете?
Я всегда был далек от политики, так что ничего не могу сказать. Но спектакль был сделан талантливо и очень современно.
В одном из интервью Вы с грустью сказали журналисту, что, дескать, питерская богема Вас не признает. Мне кажется, что Вы немного лукавите.
Ну, я имел в виду... как бы это сказать... официальную богему — Басилашвили, Миша Боярский, Алиса Фрейндлих. Т.е. артистов, представляющих классическое искусство.
Пожалуй, Ваш успех в спектакле Курехина стоит дороже, но это мое личное мнение. А сотрудничество с ним имело продолжение?
Да! он хотел, чтобы я спел, например, "Ноченьку" с настоящим негритянским хором из Африки Он знал про этот хор и уже работал с ним. В общем, он загорелся этой идеей и собирался свести меня с хором, но, к сожалению, ничего не получилось: уехал на гастроли, а приехал уже больным и вскоре умер.
Вы считаете Курехина талантливым человеком?
Это был гениальный парень! Но мне кажется, что иногда он не знал, куда свою гениальность выплеснуть. Он хотел все попробовать — тыкался туда, сюда, в одну сторону, в другую и делал много интересного.
Не все так считают.
Ну и что из этого? На его концертах всегда был аншлаг, овации, и публика его очень любила — это я видел и по телевидению и сам был свидетелем, когда работал с ним. И знаете, не только молодежь, — там были люди среднего и даже пожилого возраста. Очень жаль, что Сергей так рано ушел из жизни.
Большое спасибо, Борис Тимофеевич, за интересный рассказ о "закулисном" эпизоде Вашей биографии, который, на мой взгляд, вполне достоин стать частью общей памяти о Сергее Курехине.
Тот, кто бывал хоть на одном из фестивалей в Бирштонасе, наверняка обращал внимание на сцену, оформление которой обязательно и безусловно привлекает любого, кто впервые попадает в этот небольшой городок во время проведения традиционного ...
Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом Мошковым. Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz -Квадрат лучший русскоязычный журнал о джазе и ...
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза. Слышал ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом: Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый ...
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика ...
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...