Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне Мариинский), где работал до 1990 года, после чего перешел в ранг "блуждающей звезды", которая "горит и сияет" до сих пор, не смотря на почтенный возраст (74 года).
На афише единственного в Екатеринбурге концерта Народного артиста (СССР, РСФСР и России), лауреата множества премий и кавалера различных орденов Б. Штоколова значилось: "...при содействии Епархии и Его Святейшества..." и т.д.
Г. Сахаров: Почему Епархия? Ведьу Вас вполне светская программа: оперные арии, романсы, народные песни.
Б. Штоколов: Просто в этом городе я оказался никому не нужен. Филармония отказалась, они, наверное, предпочитают что-нибудь более современное, более модное. Я для них слишком старомоден. Так что спасибо местной Епархии, которая взяла на себя организацию моего концерта...
...причем, в городе, где Вы учились в консерватории, а затем пели несколько лет в местной опере. Ваше громкое имя и сейчас способно привлечь не одну тысячу людей — ну, допустим, не самых молодых, зато более благодарных. Так что все равно непонятно. Но, так или иначе, присоединяюсь к Вашей благодарности в адрес церкви [сказал я вслух, а про себя подумал: может быть, все дело в размерах площадки: зал филармонии вмещает 600 человек, "Космос" — полторы тысячи, и, если мэтр отечественной оперной сцены на сей раз не слукавил, тогда что же? А есть в Вашем репертуаре духовная музыка? В этом случае благородный жест нашей Епархии оказался бы еще более уместным.
Разумеется, есть. Например, "Великое славословие" Струмского—я пел его в Минске вместе с владыкой Филаретом. Еще Чесноков, Архангельский: "Верую" — труднейшая вещь, "Царский Гимн", — много чего, все и не вспомнить. А из католической литургии — пожалуйста: цикл "Аве Мария" — Каччини, Шуберт, Бах-Гуно.
И что, такая музыка филармонии тоже не нужна? Или Вы не предлагали?
Нет, не нужна. Но, в конце концов, это их дело.
Пожалуй, что так, хотя у меня как-то не складывается... Поэтому оставим эту тему, если Вы не возражаете и перейдем к следующей. Обдумывая свои вопросы, я просмотрел в интернете большую часть сайтов, где упоминается имя Бориса Штоколова. К моему удивлению, там почти нет Ольги Кондиной — Вашей коллеги по Мариинскому театру, которая, кстати, тоже окончила Уральскую консерваторию.
Да, мы некоторое время работали вместе, участвовали в общих спектаклях, а потом я ушел из театра. Ничего интересного на эту тему сказать не могу, она ведь принадлежит к более молодому поколению.
Случайно не знаете, она интересовалась какой-нибудь другой музыкой, помимо оперной классики? Я имею в виду так называемую альтернативную музыку.
Ну, у нее было, кажется, несколько программ камерной музыки с солирующим голосом и аккомпанементом, но подробностей я не знаю. Вне театра мы, фактически, не общались.
Зато с Валентиной Пономаревой наверняка было больше общих интересов — ее имя часто упоминается рядом с Вашим.
Разумеется, тут Вы правы. У нас совместная жизнь в искусстве. мною общего репертуара — русские и цыганские романсы, народные песни. Иногда мы обсуждали, как интереснее спеть тот или иной куплет, фразу, наилучшим образом выстроить программу, что нравится публике и т.д.
А Вы не обсуждали с Валентиной Дмитриевной ее второе амплуа — вокализы в современной композиторской музыке. Для нее писали София Губайдулина, Владимир Николаев...
Нет. мы это не обсуждали, хотя она что-то упоминала. Но я такой музыкой не занимался, поэтому наши пути здесь не пересекались.
А ее третье амплуа—джаз и импровизационная музыка. — Вы об этом знаете?
Знаю, но дело в том, что я сам хотел петь джаз. Сейчас все пытается его петь — Образцова, например, на английском языке. По моему; это ход конем, т.е. просто желание быть востребованным, оказаться на волне.
Ну. может быть по сравнению с оперными ариями и народными песнями джаз более востребован, хотя я в этом неуверен. Публика идет на имя, особенно в провинции; Басков, Спиваков, Пономарева (если романсы). Штоколов, — это одна публика, Гребенщиков — другая, Голощекин — третья. Но. возвращаясь к так называемой моде на вокальный джаз, хочу заметить, что эта специализация требует совершенно особой техники, отнюдь не академической.
Конечно! Я это понимаю, поэтому и не могу решиться. Я ведь знаю джаз не по-наслышке! Вот, например, у Эллы Фитцджеральд была такая техника! Не знаю, как это точно определить, но когда она пела, вы сразу чувствовали, что это настоящий джаз, а не какие-нибудь финтифлюшки. Потому что настоящий джаз требует очень серьезной лрофессиональной подготовки и технического мастерства — всевозможные рулады. трели, модуляции, приемы интонирования. Тут нужна постановка голоса на самом высшем уровне! Это вам не ля-ля-ля. ва-ва-ва (изображает]. как у этих безголосых.
Не хотите ли Вы сказать,что с технической точки зрения джазовый вокал вполне сравним с академическим?
Значительно выше и значительно сложнее! Есть великие саксофонисты, пианисты, ударники, которые выделывают черт знает что! [восхищенно] И джазовый вокалист должен соответствовать—вот так! Знаете, сейчас многие пытаются петь джаз, но новой Эллы что-то не видно.
Отчасти я с Вами согласен, если иметь в виду ее виртуозное умение управлять голосом, личное обаяние, драйв, но, прежде всего, совершенную скэт-вокалистику, т.е. бестекстовое слоговое пение. В современном джазе многие вокалистки добились значительных успехов, и, кстати, одна из них — Ваша коллега Валентина Пономарева.
Она просто молодец, потому что такая вокализация еще сложнее, чем пение текста. Текст как бы "впевается" в голос, а вокализ — это уже свободные вариации, не ограниченные фразой или строкой.
В свое время Валентина Дмитриевна много сотрудничала с Сергеем Курехиным — я, по крайней мере, знаю несколько совместных джазовых проектов — и, кроме того, участвовала в его театральном представлении под названием "Поп-Механика".
Я тоже у него работал!
Да, мне это известно. Честно говоря, меня это всегда озадачивало: самый знаменитый бас советской оперной сцены, Народный артист, человек сугубо академический и, как мне казалось, ортодоксальных музыкальных взглядов, согласился участвовать в каком- то сомнительном балагане с рокерами, джазменами, т.е. людьми совершенно другой, чуждой Вам культуры! Как это могло случиться?
Очень просто. Он мне позвонил, представился и сказал: 'Борис Тимофеевич, я хочу Вас попросить поучаствовать в моем спектакле — что-то вроде карнавального шоу... там будут оперные арии...'' или народные песни — сейчас уже не помню, в общем, какая-то серьезная музыка, которую никто кроме меня не может спеть. Представляете себе, это в Октябрьском зале на четыре с половиной тысячи мест!
И Вы сразу согласились?
Мы встретились в театре, познакомились, так сказать, очно, потом Сергей, кажется, приезжал ко мне домой. Он мне немного рассказал про этот спектакль, насколько я понял, он хотел соединить джаз, классику, народную музыку, рок-н-ролл, танцоров,новый театр, где все движется поет, играет и танцует. Вы знаете, он меня просто заразил!
Да, это он умел, а Вы, значит, согласились — решили помолодеть за счет музыки!
Мне было интересно окунуться в эту среду, в другую музыку, которую я совсем не знал, а только слышал всякие разговоры. В моем окружении ее, пожалуй, больше ругали, чем хвалили, но Вы понимаете, ведь этих ребят знал весь Ленинград: Курехин, Гребенщиков, Виктор Цой (он, кажется, погиб).
География их известности была значительно шире Ленинграда, но это к делу не относится. Мне интересно другое: каковы были Ваши впечатления от этой среды и музыки, когда Вы в них "окунулись"?
Может быть, вначале я чувствовал себя не совсем в своей тарелке, но довольно быстро освоился. Ребята относились ко мне вполне уважительно, хотя немного настороженно.
Наверное, это можно понять. А Вас не шокировал их "неформальный" внешний вид и сценический имидж?
Я старался ни на что не обращать внимания, а вот насчет собственного "имиджа" сомневался. Но, знаете, к моему удивлению, ребята сказали, что это не имеет значения — я могу петь во фраке или пиджаке, даже в простой рубашке. Сколько было репетиций — я точно не помню. Раза два — с Курехиным, он аккомпанировал на рояле, и один раз — все вместе. По-моему, он был очень доволен. Я ведь ничего не боюсь, потому что профессионал, и могу исполнить все, что угодно, если это талантливо написано.
А что вы пели?
Две японские народные песни под аккомпанемент рояля. Прекрасный аккомпанемент! Курехин вообще был замечательным пианистом, очень виртуозным, с бесподобной техникой! Он давал мне послушать некоторые из своих фортепьянных записей. Вы себе не представляете, какой это был пианист!
Немного представляю. А как Вам показался спектакль в целом?
В целом... трудно сказать. Там было несколько отдельных номеров: песня, соло на саксофоне, танец, хор и еще много всего. Такой... м-м... винегрет, но...
...подчиненный общему замыслу?
Может быть, не знаю. По-моему, никто, кроме Курехина, точно этого не знал. Но было интересно. И смешно. Публика очень смеялась.
Ну, это ни о чем не говорит. А когда Вы пели, люди тоже смеялись?
Я не заметил. Но слушали очень внимательно.
А что Вам больше всего запомнилось?
Там был один танцор... он выделывал разные смешные фигуры... в очень длинном пиджаке... [А. Гаркуша — Г.С.].
Пародия на фрак, как вы думаете?
А что — может быть, действительно пародия?! Хотя я особенно не задумывался. Просто спел номер и был свободен. В конце, когда все выходили на сцену, я тоже вышел. В зале была настоящая овация.
И тогда Вы сказали эту загадочную фразу, которую потом часто цитировали: "Если с этими ребятами как следует позаниматься, из них можно сделать настоящих музыкантов". Интересно, что Вы имели в виду? Может быть, Вам показалось, что они способны играть более серьезную музыку?
Не знаю, не помню... Может быть, они играли... м-м... как-то очень уж безалаберно, небрежно... Но они играли свою музыку, и это тоже было серьезно. Я имею в виду технику игры. Очень серьезную технику.
Как Вы думаете, о чем был этот спектакль? Что имел в виду режиссер, т.е. Курехин?
Ну, Вы сами подали хорошую идею — пародия. Только вот на что? Сейчас трудно сказать конкретно... столько лет прошло. Может быть, на классическое искусство?
А если все эти спектакли были некой формой протеста против коммунистического маразма, как Вы думаете?
Я всегда был далек от политики, так что ничего не могу сказать. Но спектакль был сделан талантливо и очень современно.
В одном из интервью Вы с грустью сказали журналисту, что, дескать, питерская богема Вас не признает. Мне кажется, что Вы немного лукавите.
Ну, я имел в виду... как бы это сказать... официальную богему — Басилашвили, Миша Боярский, Алиса Фрейндлих. Т.е. артистов, представляющих классическое искусство.
Пожалуй, Ваш успех в спектакле Курехина стоит дороже, но это мое личное мнение. А сотрудничество с ним имело продолжение?
Да! он хотел, чтобы я спел, например, "Ноченьку" с настоящим негритянским хором из Африки Он знал про этот хор и уже работал с ним. В общем, он загорелся этой идеей и собирался свести меня с хором, но, к сожалению, ничего не получилось: уехал на гастроли, а приехал уже больным и вскоре умер.
Вы считаете Курехина талантливым человеком?
Это был гениальный парень! Но мне кажется, что иногда он не знал, куда свою гениальность выплеснуть. Он хотел все попробовать — тыкался туда, сюда, в одну сторону, в другую и делал много интересного.
Не все так считают.
Ну и что из этого? На его концертах всегда был аншлаг, овации, и публика его очень любила — это я видел и по телевидению и сам был свидетелем, когда работал с ним. И знаете, не только молодежь, — там были люди среднего и даже пожилого возраста. Очень жаль, что Сергей так рано ушел из жизни.
Большое спасибо, Борис Тимофеевич, за интересный рассказ о "закулисном" эпизоде Вашей биографии, который, на мой взгляд, вполне достоин стать частью общей памяти о Сергее Курехине.
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...
Это интервью известный российский джазовый продюсер и журналист, шеф VR Jazz Agency Виктор Радзиевский дал для медиа-портала "Текстерра". Чем лично вы сейчас занимаетесь, соблюдаете ли режим самоизоляции, как себя чувствуете в этом режиме? Я не ...
Продюсер Виктор Радзиевский считает "чтобы успешно работать в джазе, нужно любить это всеми фибрами души, и быть... достаточно чокнутым, чтобы делать то во что веришь!" Один из самых юных и успешных продюсеров в области джазовой музыки в день своего ...
Дмитрий Подберезский (Д.П.): Откровенно говоря, даже и не вспомню, когда и где познакомился с Павлом, с которым мы давно уже на «ты». Кажется, это было в Тбилиси, куда в 1986 году, впервые в СССР, приехали джазовые исполнители из ...