Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза.
Слышал я о нем давно. Много и часто читал его рецензии, статьи о музыке, аннотации к альбомам. Но и думать не мог, что когда-нибудь познакомлюсь лично. И вот, относительно недавно, представив очередную статью для публикации на страницах электронного журнала Jazz-House, я заметил, что моя фамилия стоит рядом с фамилией Сароян. Заинтригованный, я связался с Президентом ассоциации джазовых журналистов и получил возможность сконтактироваться с самим Уэйном Сарояном. Он оказался очень занятым человеком и согласился дать интервью лишь через три месяца. А ответил на мои вопросы в письменном виде еще через парочку...
А.М.: Господин Сароян, для разминки традиционный вопрос: пару слов о семье, ее истории, корнях...
Уэйн Сароян: Мои бабушки и дедушки с обеих сторон покинули Армению в годы геноцида и, добравшись до Америки, осели в Сан-Франциско. Здесь была процветающая армянская колония, и я вырос с сильным ощущением своей принадлежности к армянской нации, ее культуре, истории и наследию. Все это до сих пор ношу в себе. К сожалению, я никогда не был в Армении, и все мои познания носят чисто теоретический характер. А вот мой младший брат Марк был серьезным специалистом в области армянской истории и политики, преподавал в Гарвардском университете, много раз бывал в Армении, написал серьезный труд о политическом положении Армении в XX веке. Мы с ним часто спорили на эту тему. Но, к сожалению, в 1994 году он трагически погиб... Я неплохо знаю армянскую музыку — народную и классическую. Что касается джазовой, то мне не приходилось слышать джазменов из современной Армении, но я знаю нескольких армянских музыкантов, играющих в Америке. Так, творчество Ричарда Агопяна оставило во мне глубокий след и сильно повлияло на мои музыкальные пристрастия. Но сейчас в виду большой занятости и узкой направленности моей деятельности я почти не слушаю ничего, что выходит за рамки моих сегодняшних интересов. Никаких других жанров и стилей, хотя, конечно, я все еще могу отличить Кенни Гаррета от Кенни Джи в любое время дня и ночи!
Что касается подробностей о моей семье, то живем мы в Оклэнде с момента моей второй женитьбы в 1996 году. Кстати, моя вторая жена не давала мне согласия на брак целых четыре года! У меня двое детей от первого брака, они живут в Индиане. Дочь Дева недавно вышла замуж и сейчас занимается обустройством своей семьи, а сын Ян учится в университете и надеется связать свою будущую карьеру с гостиничным бизнесом.
Я знаю, что вы пишете рецензии, статьи о джазе. Не могли бы вы об этом подробнее?..
Я работаю на этом поприще уже 12 лет. Раньше занимался джазом вообще, но в псследнее время сконцентрировался на джазе Западного побережья (стиль, появившийся в этом регионе, стоит особняком в мировом и американском джазе). Я писал статьи, работал во многих газетах и журналах, но всегда хотелось своего собственного места, где можно было бы писать что хочешь и о ком хочешь В 1999 году я основал интернет журнал www.jazzwest.com , где могу спокойно и без оглядки писать о местных талантах джаза. На страницах нашего электронного журнала мы предлагаем читателям последние новости джазовой музыки, интервью с музыкантами, обзор новых альбомов, календарь событий, связанных с джазом, обзоры прошедших фестивалей. У нас большая фотогалерея джазовых музыкантов. Постепенно рамки одного журнала стали узки, и мы начали разрабатывать интернет-страницы для музыкантов в отдельности, для клубов, где играют джаз. Все это отнимает у меня очень много времени и на литературную деятельность сил совсем не остается.
Часто приходится слышать, что джаз сейчас популярнее в Европе, чем в Америке. Как вы прокомментируете эту идею?
Мне трудно сказать, что действительно популярно, а что нет. Сам я в последние годы редко слушаю традиционный джаз или бибоп. Сейчас обычные композиции с традиционными формами — "тема-им- провизация-импровизация- тема" уже мало кого волнуют, они исчерпали себя. Вместо этого люди (и я в том числе) хотят слушать более авантюрный, если хотите, джаз, его интригующие и уникальные формы. Джазовые критики сегодня буквально рыщут в поисках чего-то необычного, может даже выходящего за каноны джаза. Очень ценятся пограничные жанры — слияние джаза, этнических мотивов, классики. Сам лично, например, я предпочитаю Джорджа Брукса и ансамбль Summit (играющих уникальный сплав джаза и индейской народной музыки), Джошуа Редмена, Билла Фризела. Это интересные, думающие и креативные музыканты, записывающиеся на альтернативных студиях. Продукцию компании Blue Note (выпускающую традиционный джаз) слушать уже трудновато...
Я знаю, что Ваш регион особый в джазовом мире. Что интересного происходит в нем в настоящее время?
Да, действительно это второй по размеру джазовый рынок страны. Здесь непрерывно что-то происходит. Практически каждый уик-энд в летние месяцы то в одном, то другом местечке организуются джазовые фестивали, концерты крупных музыкантов. Мои самые любимые мероприятия, которые я стараюсь не пропускать, это San Jose Jazz Festival (который проходит практически по всему городу на открытых площадках прямо на улицах и площадях), легендарный Monterey Jazz Festival (куда мы обычно приезжаем с целой командой критиков и фотографов) и не менее знаменитый San Francisco Jazz Festival, который длится на протяжении нескольких недель в клубах и концертных залах города. Довольно часто именно здесь восходят новые звезды на американском небосклоне джаза. Мы очень гордимся тем, что именно у нас находятся и активно функционируют такие популярные джаз-клубы, как Yoshi's Jazz House и знаменитый Ресторан в Оклэнде. А всего в округе постоянно открыты двери 120 мест, где постоянно звучит живой джаз.
Достаточно радужная картина дня сегодняшнего. А как Вы думаете, что ожидает джаз завтра?
Я вижу будущее джаза в единении с другими жанрами. Первые попытки объединить джаз с роком были сделаны в 70-х. Такой фьюжн дал возможность обогатить джаз ритмами и звучанием модного рока. Сейчас тоже предпринимаются попытки соединить джаз с разными жанрами музыки. Хорошо известны опыты с классической музыкой, очень популярны эксперименты с народной музыкой, с поп-музыкой. Конечно, темы Джерома Керна, Гарольда Арлена и Джонни Мерсера будут всегда помнить и исполнять, но ведь за последние годы появилось много и других талантливых композиторов и музыкантов, почему бы не попробовать играть их темы в джазе? Чем песни Пола Маккартни, Стинга или Фрэнка Заппы хуже? Ничем! Значит, надо уступить им место. Что касается еще одного модного сейчас направления— smooth-jаzz, то он не жилец на этом свете. Это модное увлечение, мишура. Хотя, надо признать, что среди исполнителей этого стиля есть много великолепных музыкантов. Ну и, наконец, надо уяснить себе, что джаз — это не музейный экспонат, или что-то такое, что можно запрограммировать или произвести за счет мозгов. Это живая ткань со своей душой и сердцем. И развиваться он будет соответственно потребностям своей души! Это единственное и главное условие.
В заключение разговора Уэйн Сароян попросил прислать ему записи армянских музыкантов. "Хочу знать, что происходит на родине в этом жанре. Там должны быть классные музыканты. Более того, уверен, что они есть".
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
Во время прошедшего в конце апреля каунасского Международного фестиваля "Кaunas Jаzz'98" корреспондентки "JK" взяли интервью у его арт-директора и организатора Йонаса Ючаса. — Как бы Вы сформулировали кредо своего фестиваля? — Демократичность. Когда ...
Разрешите представить вам Мастера. Его камера, как волшебный фонарь, доносит до нас через годы и десятилетия те образы, о которых мы, оказывается, знали так мало. Он играет изображением совсем как музыкант, создающий единственную и неповторимую ...
В джазовой среде — единственный журналист среди музыкантов и единственный музыкант среди журналистов. Звуковой дизайнер и вербальный конструктор. Образ двуликого Януса откиньте сразу — здесь никакого дуализма: все заряжено одной стихией. Почившему в ...
Это интервью известный российский джазовый продюсер и журналист, шеф VR Jazz Agency Виктор Радзиевский дал для медиа-портала "Текстерра". Чем лично вы сейчас занимаетесь, соблюдаете ли режим самоизоляции, как себя чувствуете в этом режиме? Я не ...
Продюсер Виктор Радзиевский считает "чтобы успешно работать в джазе, нужно любить это всеми фибрами души, и быть... достаточно чокнутым, чтобы делать то во что веришь!" Один из самых юных и успешных продюсеров в области джазовой музыки в день своего ...