Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза.
Слышал я о нем давно. Много и часто читал его рецензии, статьи о музыке, аннотации к альбомам. Но и думать не мог, что когда-нибудь познакомлюсь лично. И вот, относительно недавно, представив очередную статью для публикации на страницах электронного журнала Jazz-House, я заметил, что моя фамилия стоит рядом с фамилией Сароян. Заинтригованный, я связался с Президентом ассоциации джазовых журналистов и получил возможность сконтактироваться с самим Уэйном Сарояном. Он оказался очень занятым человеком и согласился дать интервью лишь через три месяца. А ответил на мои вопросы в письменном виде еще через парочку...
А.М.: Господин Сароян, для разминки традиционный вопрос: пару слов о семье, ее истории, корнях...
Уэйн Сароян: Мои бабушки и дедушки с обеих сторон покинули Армению в годы геноцида и, добравшись до Америки, осели в Сан-Франциско. Здесь была процветающая армянская колония, и я вырос с сильным ощущением своей принадлежности к армянской нации, ее культуре, истории и наследию. Все это до сих пор ношу в себе. К сожалению, я никогда не был в Армении, и все мои познания носят чисто теоретический характер. А вот мой младший брат Марк был серьезным специалистом в области армянской истории и политики, преподавал в Гарвардском университете, много раз бывал в Армении, написал серьезный труд о политическом положении Армении в XX веке. Мы с ним часто спорили на эту тему. Но, к сожалению, в 1994 году он трагически погиб... Я неплохо знаю армянскую музыку — народную и классическую. Что касается джазовой, то мне не приходилось слышать джазменов из современной Армении, но я знаю нескольких армянских музыкантов, играющих в Америке. Так, творчество Ричарда Агопяна оставило во мне глубокий след и сильно повлияло на мои музыкальные пристрастия. Но сейчас в виду большой занятости и узкой направленности моей деятельности я почти не слушаю ничего, что выходит за рамки моих сегодняшних интересов. Никаких других жанров и стилей, хотя, конечно, я все еще могу отличить Кенни Гаррета от Кенни Джи в любое время дня и ночи!
Что касается подробностей о моей семье, то живем мы в Оклэнде с момента моей второй женитьбы в 1996 году. Кстати, моя вторая жена не давала мне согласия на брак целых четыре года! У меня двое детей от первого брака, они живут в Индиане. Дочь Дева недавно вышла замуж и сейчас занимается обустройством своей семьи, а сын Ян учится в университете и надеется связать свою будущую карьеру с гостиничным бизнесом.
Я знаю, что вы пишете рецензии, статьи о джазе. Не могли бы вы об этом подробнее?..
Я работаю на этом поприще уже 12 лет. Раньше занимался джазом вообще, но в псследнее время сконцентрировался на джазе Западного побережья (стиль, появившийся в этом регионе, стоит особняком в мировом и американском джазе). Я писал статьи, работал во многих газетах и журналах, но всегда хотелось своего собственного места, где можно было бы писать что хочешь и о ком хочешь В 1999 году я основал интернет журнал www.jazzwest.com , где могу спокойно и без оглядки писать о местных талантах джаза. На страницах нашего электронного журнала мы предлагаем читателям последние новости джазовой музыки, интервью с музыкантами, обзор новых альбомов, календарь событий, связанных с джазом, обзоры прошедших фестивалей. У нас большая фотогалерея джазовых музыкантов. Постепенно рамки одного журнала стали узки, и мы начали разрабатывать интернет-страницы для музыкантов в отдельности, для клубов, где играют джаз. Все это отнимает у меня очень много времени и на литературную деятельность сил совсем не остается.
Часто приходится слышать, что джаз сейчас популярнее в Европе, чем в Америке. Как вы прокомментируете эту идею?
Мне трудно сказать, что действительно популярно, а что нет. Сам я в последние годы редко слушаю традиционный джаз или бибоп. Сейчас обычные композиции с традиционными формами — "тема-им- провизация-импровизация- тема" уже мало кого волнуют, они исчерпали себя. Вместо этого люди (и я в том числе) хотят слушать более авантюрный, если хотите, джаз, его интригующие и уникальные формы. Джазовые критики сегодня буквально рыщут в поисках чего-то необычного, может даже выходящего за каноны джаза. Очень ценятся пограничные жанры — слияние джаза, этнических мотивов, классики. Сам лично, например, я предпочитаю Джорджа Брукса и ансамбль Summit (играющих уникальный сплав джаза и индейской народной музыки), Джошуа Редмена, Билла Фризела. Это интересные, думающие и креативные музыканты, записывающиеся на альтернативных студиях. Продукцию компании Blue Note (выпускающую традиционный джаз) слушать уже трудновато...
Я знаю, что Ваш регион особый в джазовом мире. Что интересного происходит в нем в настоящее время?
Да, действительно это второй по размеру джазовый рынок страны. Здесь непрерывно что-то происходит. Практически каждый уик-энд в летние месяцы то в одном, то другом местечке организуются джазовые фестивали, концерты крупных музыкантов. Мои самые любимые мероприятия, которые я стараюсь не пропускать, это San Jose Jazz Festival (который проходит практически по всему городу на открытых площадках прямо на улицах и площадях), легендарный Monterey Jazz Festival (куда мы обычно приезжаем с целой командой критиков и фотографов) и не менее знаменитый San Francisco Jazz Festival, который длится на протяжении нескольких недель в клубах и концертных залах города. Довольно часто именно здесь восходят новые звезды на американском небосклоне джаза. Мы очень гордимся тем, что именно у нас находятся и активно функционируют такие популярные джаз-клубы, как Yoshi's Jazz House и знаменитый Ресторан в Оклэнде. А всего в округе постоянно открыты двери 120 мест, где постоянно звучит живой джаз.
Достаточно радужная картина дня сегодняшнего. А как Вы думаете, что ожидает джаз завтра?
Я вижу будущее джаза в единении с другими жанрами. Первые попытки объединить джаз с роком были сделаны в 70-х. Такой фьюжн дал возможность обогатить джаз ритмами и звучанием модного рока. Сейчас тоже предпринимаются попытки соединить джаз с разными жанрами музыки. Хорошо известны опыты с классической музыкой, очень популярны эксперименты с народной музыкой, с поп-музыкой. Конечно, темы Джерома Керна, Гарольда Арлена и Джонни Мерсера будут всегда помнить и исполнять, но ведь за последние годы появилось много и других талантливых композиторов и музыкантов, почему бы не попробовать играть их темы в джазе? Чем песни Пола Маккартни, Стинга или Фрэнка Заппы хуже? Ничем! Значит, надо уступить им место. Что касается еще одного модного сейчас направления— smooth-jаzz, то он не жилец на этом свете. Это модное увлечение, мишура. Хотя, надо признать, что среди исполнителей этого стиля есть много великолепных музыкантов. Ну и, наконец, надо уяснить себе, что джаз — это не музейный экспонат, или что-то такое, что можно запрограммировать или произвести за счет мозгов. Это живая ткань со своей душой и сердцем. И развиваться он будет соответственно потребностям своей души! Это единственное и главное условие.
В заключение разговора Уэйн Сароян попросил прислать ему записи армянских музыкантов. "Хочу знать, что происходит на родине в этом жанре. Там должны быть классные музыканты. Более того, уверен, что они есть".
В преддверии уже четвертого по счету фестиваля Radio 1jazz.ru, который пройдет в Москве 11 и 12 октября 2014 года с директором фестиваля, журналистом и джазовым продюсером Виктором Радзиевским побеседовала Ольга Карпова, генеральный директор ...
Тот, кто бывал хоть на одном из фестивалей в Бирштонасе, наверняка обращал внимание на сцену, оформление которой обязательно и безусловно привлекает любого, кто впервые попадает в этот небольшой городок во время проведения традиционного ...
Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом Мошковым. Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz -Квадрат лучший русскоязычный журнал о джазе и ...
Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом: Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый ...
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика ...
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...