Тот, кто бывал хоть на одном из фестивалей в Бирштонасе, наверняка обращал внимание на сцену, оформление которой обязательно и безусловно привлекает любого, кто впервые попадает в этот небольшой городок во время проведения традиционного джаз-фестиваля. Тот, кто бывает в Бирштонасе постоянно, уже не может не понимать, что традиция культуры сценографии этого фестиваля возникла не на пустом месте и базируется, как, впрочем, и сама музыкальная часть, на четком профессионализме авторов и исполнителей. Сценография джаза в Бирштонасе, в том числе для зрителей и участников, делает фестиваль событием, запоминающимся на всю жизнь. Впрочем, даже в театральных рецензиях работа сценографа упоминается далеко не всегда. У них крайне редко берут интервью. И уж тем более сложно даже и припомнить, чтобы кто-нибудь когда-либо писал о работе художника, придумавшего оформление сцены для фестиваля джазовой или рок-музыки.
Наша сегодняшняя беседа — с художником Альгисом Лапиенисом, который оформляет джазовую сцену в Бирштонасе начиная с самого первого фестиваля.
— Честно говоря, бывая постоянно здесь, я, Альгис, не мог удержаться от того, чтобы не назвать оформление сцены ярким примером проявления фирменного стиля, который присутствует здесь и в атрибутике, и во многих других, часто трудно передаваемых моментах. Вы профессионально работаете на этот проект?
— Да, я профессиональный художник-сценограф, и этот фестиваль для меня уже десятый. А вообще, как художник, я занимаюсь очень многим, в том числе и живописью, и графикой (плакатами), и сценографией.
— Есть ли какие-то особенности в сценографии фестиваля в Бирштонасе?
— Наверняка. В Литве вообще каждый год проходит достаточно много джаз-фестивалей, но не везде уделяется такое внимание сценографии, как здесь. Нам с Зигмасом Вилейкисом, организаторами этого фестиваля, удалось найти такое понимание, что все они хотят иметь интересную, запоминающуюся сценографию. И я как-то сумел придумать предложение, которое их удовлетворяло.
— На чем строилась идея? Или это было ваше личное решение как художника, или вы заранее работали в контакте с художниками по свету, поскольку вашу работу от их работы отделить просто невозможно?
—Да, конечно, свет — это не последнее место в работе сценографа. Можно даже говорить, второе по значению, которое, конечно, изначально следует иметь в виду. Так что мы работаем в одной команде. И я заранее знаю, как будет работать свет, а если чего-то не понимаю, веду переговоры, мы выясняем, что следует сделать по-иному. Так что с художниками по свету в процессе подготовки новой декорации у нас есть постоянный контакт.
— По конструкции все ваши проекты представляют из себя объемные сооружения, которые постоянно поддерживаются игрой света, вследствие чего кажутся живыми существами. Как родилась эта идея?
— Это уже проявление моего индивидуального стиля. Результат моих личных поисков. Я пришел к такому выводу: для современной музыки — а я оформлял сцену и для рок-фестивалей, фестивалей электронной музыки — именно пространственное решение сцены дает большие возможности для игры светом. При том, что для каждого конкретного случая я стараюсь находить индивидуальные варианты, для меня именно пространство сцены представляет наибольшее количество вариантов для приложения собственно художественных принципов. Возможно, поэтому те, кто приезжает на этот фестиваль, и могут потом говорить: да, вот это и есть фирменный стиль именно фестиваля в Бирштонасе.
— Хочу заметить, что такой фирменный стиль ощутим и в атрибутике: например, с какого фестиваля эти плакаты, можно узнать сразу, не видя даже названия.
— Это уже работы другого художника, но сделаны с другой методикой, другой идеологией. Стиль немного иной, но, конечно, тоже сразу узнаваемый.
— Когда возникает идея макета, художник-сценограф поначалу, как я понимаю, готовит планшет. А вот каким образом вы проверяете на этом этапе, насколько все получится воплотить на практике?
— Это делается так. Поначалу мы делаем несколько эскизов, которые представляются организаторам и открыто обсуждаются. Главное здесь — выявить здоровое зерно идеи. Далее я делаю пространственный макет, который сам по себе является главной стадией всей идеи. Ранее макет я делал в натуре, в уменьшенной копии, но последние годы работаю на компьютере: программы позволяют отчетливо видеть, каково будет пространственное решение сцены в натуре. И тут же я могу в целом моделировать световое решение. Так что в домашних условиях могу сделать чуть ли не фотоснимок того, что на самом деле будет присутствовать на сцене.
—Технология, я так понимаю, с течением лет изменилась. Но то — технология. А идея?
— Так получается, что совсем до недавнего времени мне приходилось все свои идеи воплощать непосредственно на сцене, буквально рисовать все то, что было придумано, кисточкой. Сейчас все это можно сделать на компьютере и заранее. Но на идею такая технология повлиять в общем не может.
— А сколько же времени раньше занимала ручная работа?
— Около недели, не больше. Я приезжал в Бирштонас, жил здесь и работал. Теперь, конечно, все делается гораздо быстрее.
— Кроме как для музыкальных фестивалей, приходилось ли вам работать для театра? Вопрос вовсе не случайный: в ваших работах театральный элемент явно присутствует.
—Да, это так. Поскольку живу в Каунасе, приходилось работать для нашего драматического театра, для молодежного камерного театра, хотя по образованию я преподаватель изобразительного искусства, педагог. Но уже много лет выступаю в роли в том числе и сценографа и в Союзе художников состою именно по этой специализации, в секции сценографов.
— Наверное, уже и какой- то особый кайф появился после многих лет работы именно в этой специальности...
—Да, конечно! Я очень люблю работать в этом музыкальном жанре. Потому как если ты работаешь для театра, рутины там в целом куда больше. Эта сценография работает иногда не один год, там что-то можно подлатать, починить, что-то даже исправить, если что не так. А музыкальная сценография, поскольку она не тиражируется, не повторяется, принуждает концентрироваться. Ты работаешь на конкретное событие, дату, ты знаешь, что опаздывать не имеешь права, и ты должен все закончить в срок. Фестиваль продолжается три дня, люди смотрят, а потом все это разбирают...
— А не жалко расставаться с собственным детищем?
— Жалко, но в этом есть какой-то особый кайф, который присутствует в музыки вообще и в джазе в частности: все происходило именно здесь и такое-то точное время. Да, для меня, как и для каждого художника, важно то, что я делаю, и можно сказать, что этот фестиваль приносит мне самое большое удовлетворение. Я работаю на многих, но вот именно этот фестиваль несет в себе что- то такое, что мне помогает добиваться хороших результатов. Возможно, это потому, что здесь все-таки провинция, темп жизни не такой быстрый, можно даже медитировать в том, что ты делаешь. В Вильнюсе условия для работы совершенно иные: темп, график, стресс. Техническое исполнение часто бывает некачественным. А вот здесь мы все делаем в общем- то не спеша, качественно и даже с небольшой такой медитацией.
— Из всех этих проектов какой вам лично нравится больше всего?
— Даже не знаю... Наверное, первые мои работы, когда я только начал работать для Бирштонаса. Тогда это было связано с тем, что я нашел такое вот именно удачное пространственное решение. Действительно, тогда был какой- то творческий подъем. Сегодня же все это не рутина, нет, но дело такое очень привычное.
— Находка этого самого решение в какой-то мере зависела от ваших стажировок, поездок? Вы это сами выдумали?
— Можно сказать, да. Но это опять же исходило из меня самого, той самой медитации, из процесса придумывания. А вообще Это и есть та самая тайна творчества, когда невозможно объяснить, откуда все приходит. Да, конечно, я интересовался разными видами оформления сцены, всем, что в этой области происходит в мире, в том числе и на джаз-фестивалях. Себя самого хвалить не хочу, но могу сказать, что сцена в Бирштонасе находится в самом современном русле. Мы попали в тот стиль, за который нам не будет стыдно нигде.
— Да, я недаром, увидев здесь выставленные фотографии с оформлением сцены за все фестивальные годы, попросил Зигмаса Вилейкиса устроить нам встречу. Ведь в сумме благодаря и вашим работам возникает то, что называется фирменным стилем фестиваля.
— Нам удается здесь сделать многое с очень простыми людьми, работниками Центра культуры, у которых нет больших амбиций. И денег больших я здесь не получаю. Но работа на этот фестиваль для меня — удовольствие.
— Работая как сценограф джаз-фестиваля, вы ведь наверняка должны и хорошо знать ту музыку, которая звучит со сцены. А что вы сами с наибольшим удовольствием слушаете?
— Я люблю электронный джаз-рок. В свое время заслушивался Махавишну, электронными проектами Чика Кориа, у которого романтика сочетается с джаз-роком.
— А насколько эта вот музыка отражается на вашем творчестве?
— В чем-то наверняка отражается. Но это происходит уже на уровне интуиции, когда происхождение, рождение чего-то такого явного объяснить трудно. Но в любом случае я возвращаюсь к этому вот фестивалю. Да, есть фестивали в Каунасе, Вильнюсе, но у них своя аура, другая музыка, настроение. И я старался, чтобы в этом маленьком городке Бирштонасе люди, которые приедут сюда или на фестиваль, или просто отдохнуть, должны почувствовать какую-то релаксацию, разрядку.
— Но я слышал, что будто бы есть идея кардинальным образом изменить стиль сценографии? В какую же сторону, от релаксации к чему?
— Слегка в сторону динамики, такого вот постмодернизма. Появилась идея, что зрителя нужно постоянно чем-то интриговать, чтобы он не засыпал в такой уютной атмосфере. Мне даже немножко страшновато, но Зигмас эти идеи принимает, хотя пока все еще обдумывается. Я хотел немножко подразнить публику, вызвать у нее удивление после стольких лет работы в одной стилистике. Я думаю, если, войдя в зал, кто-то воскликнет: "А это что за новости?!", мне можно быть спокойным — своей цели я добился. В джазе ведь нужно иногда подразнить публику.
— Думаю, учитывая специализацию фестиваля, которая сочетает джаз традиционный и экспериментальный, новый, вам придется закладывать в сценографию и этот момент разнородности.
— Конечно! Раньше у меня была мечта, которую мне не удалось реализовать до конца. Я предполагал, что у каждого фестивального дня будет собственная сценография. То есть, понятно, не принципиально новая, а на базе основного решения сцены. Это я попытался сделать еще в 1988 году, чтобы не было на сцене рутины, скуки: все-таки каждый день — слегка иная "картинка". Но это связано с большими техническими вопросами, и от этого пришлось отказаться.
— Где вы еще, кроме Каунаса, работали как художник-сценограф музыкальных фестивалей?
— Был в Вильнюсе в свое время такой фестиваль "Литуаника". Были фестивали эстрадной музыки в Паланге, работал там. Еще фестиваль вокального джаза в Паневежисе, который, к сожалению, пока больше не проводится. А для театра я в общем работал не так много, в Клайпеде и Каунасе, причем старался работать с современной драматургией: традиция все же привлекает меня не так сильно. По сравнению с работой в театре, где художник очень сильно зависит от режиссера, здесь, на музыкальных фестивалях, у меня куда больше самостоятельности.
— Кстати, были ли здесь такие моменты, когда об оформлении вам что-то говорили музыканты, участники фестиваля?
— Мы часто об этом говорим с музыкантами. Но это ведь уже разговоры другого характера, не искусствоведческие. Музыканты действительно часто говорят, что им было на сцене хорошо, но как критики, конечно, не выступают. Мне пришлось работать с вполне конкретными группами и делать сценографию в расчете на именно этих исполнителей. Это были в первую очередь рок-группы, группы "Рондо", "Гиперболе" из Вильнюса, которые создавали новую программу, включая и оформление сцены, и показывали ее в течение, скажем, года в Литве.
— Да, но музыканты ведь люди в целом капризные... Угодить им порой очень сложно!
— Но и договориться с ними работникам других жанров искусства все-таки легче. Я общаюсь с музыкантами с юношеских лет, не случайно работаю в этой сфере, поэтому мне с ними удавалось найти общий язык всегда. Они капризные главным образом по отношению друг к другу, но совсем другие, когда общаются с художниками, представляющими иные области искусства. Так что работать с музыкантами мне лично легко.
Вообще как у художника у меня много увлечений. Я работаю как живописец, пишу маслом по холсту картины больших размеров, выступаю как художник-оформитель массовых праздников под открытым небом, как сценограф, но вот с музыкой связан лишь в своем последнем из названных воплощений.
— Выходя из стен художественной академии, думали ли вы, что найдете себя именно в музыкальной сценографии ?
— Да, уже будучи студентом я оформлял дискотеки, музыкальные вечеринки, познакомился тогда со многими музыкантами -Арвидас Иоффе, например, мой давний друг. Я был фаном музыки, ездил автостопом на фестивали, роковые и джазовые. И когда закончил академию, стал искать партнеров для совместной работы уже именно в этом жанре.
— Завершая нашу беседу, хочу спросить: для какого артиста, музыканта вам хотелось бы сделать оформление сцены в первую очередь?
— Кого-то конкретно мне назвать непросто. В Литве джаз вообще очень театральный по форме. Тот же Чекасин делает нечто вроде музыкального театра. Я понимаю, что литовских джазменов сравнивать с американскими нет никакого смысла, имея в виду темперамент. Но вот с точки зрения совмещения на сцене джаза и театра можно сделать чрезвычайно интересные программы, которые не будет стыдно представить и в Европе, и в Америке. И если мне представится возможность принять участие в таком проекте, я соглашусь с большим удовольствием.
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза. Слышал ...
Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом: Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый ...
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика ...
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...