Французский коллектив с совершенно по-русски звучащим названием Rűka не назовешь чисто музыкальным проектом. Это некий свободный союз музыкантов, поэтов, мастеров визуальных искусств, которых объединяет увлечение экспериментальным (читай – авангардным) творчеством, что часто выливается в кроссжанровые проекты, примером чему может служить и представляемый альбом Pathologies de la rumeur (что-то вроде «Патологии слуха»).
Увы, по крайней мере, половину достоинств (или недостатков?) этой работы я оценить не могу из-за полного невежества в части знания французского языка. А слово, причем слово поэтическое, играет тут центральную роль. Фронтменом проекта является Кристоф Виксуз – поэт, актер, скульптор. Обложку альбома украшает его инсталляция с тем же названием: Pathologies de la rumeur. 13 треков альбома – это тексты Кристофа в его же исполнении. Виксуз декламирует свои стихи с необычайной экспрессией, демонстрируя таланты не просто чтеца, а настоящего актера. Повторюсь: к сожалению, оценить эту поэзию я не в состоянии (буклет с текстами к альбому не прилагается), это удел тех, кто понимает по-французски.
Но Pathologies de la rumeur – это не только стихи, но и музыка. Недаром, у проекта Rűka есть еще и подзаголовок: Poesie Sonore. Так что, он вписывается в длинный ряд аналогичных экспериментов по соединению музыки и поэтического слова, с большим или меньшим успехом проводящихся поэтами и представителями авангардного импровизационного джаза в самых разных странах – и в Штатах, и в России, и в Беларуси. В Pathologies de la rumeur рядом с Кристофом – трое музыкантов: Оливье Виснер, оперирующий специально подготовленной гитарой и Bass VI Fender, экс-минчанин Дмитрий Токарев, играющий на контрабасе и KORG MS20 и Франсис Ротштейн, использующий лэптоп и загадочный для меня инструмент под названием турлюзифлон (даже всеведущая Сеть не смогла пояснить, что это такое).
Если жанр поэзии Виксуза остался для меня загадкой, то музыка, в сопровождении которой она звучит, - однозначно атональный, густо насыщенный электронными эффектами и конкретными звуками авангард. Изредка эту плотную звуковую электронно-акустическую ткань контрастно прорезает строго академический пассаж Токарева на контрабасе. Насколько эта музыка гармонирует с декламацией Виксуза – не знаю, мне показалось, что чаще звук тут работает на контрапункте со словом. В общем, этот диск – для тех из наших читателей, кто сочетает любовь к подобному экспериментальному творчеству со знанием французского, они смогут оценить Pathologies de la rumeur в полной мере.
Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится ...
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...
Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую ...
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...