Французский коллектив с совершенно по-русски звучащим названием Rűka не назовешь чисто музыкальным проектом. Это некий свободный союз музыкантов, поэтов, мастеров визуальных искусств, которых объединяет увлечение экспериментальным (читай – авангардным) творчеством, что часто выливается в кроссжанровые проекты, примером чему может служить и представляемый альбом Pathologies de la rumeur (что-то вроде «Патологии слуха»).
Увы, по крайней мере, половину достоинств (или недостатков?) этой работы я оценить не могу из-за полного невежества в части знания французского языка. А слово, причем слово поэтическое, играет тут центральную роль. Фронтменом проекта является Кристоф Виксуз – поэт, актер, скульптор. Обложку альбома украшает его инсталляция с тем же названием: Pathologies de la rumeur. 13 треков альбома – это тексты Кристофа в его же исполнении. Виксуз декламирует свои стихи с необычайной экспрессией, демонстрируя таланты не просто чтеца, а настоящего актера. Повторюсь: к сожалению, оценить эту поэзию я не в состоянии (буклет с текстами к альбому не прилагается), это удел тех, кто понимает по-французски.
Но Pathologies de la rumeur – это не только стихи, но и музыка. Недаром, у проекта Rűka есть еще и подзаголовок: Poesie Sonore. Так что, он вписывается в длинный ряд аналогичных экспериментов по соединению музыки и поэтического слова, с большим или меньшим успехом проводящихся поэтами и представителями авангардного импровизационного джаза в самых разных странах – и в Штатах, и в России, и в Беларуси. В Pathologies de la rumeur рядом с Кристофом – трое музыкантов: Оливье Виснер, оперирующий специально подготовленной гитарой и Bass VI Fender, экс-минчанин Дмитрий Токарев, играющий на контрабасе и KORG MS20 и Франсис Ротштейн, использующий лэптоп и загадочный для меня инструмент под названием турлюзифлон (даже всеведущая Сеть не смогла пояснить, что это такое).
Если жанр поэзии Виксуза остался для меня загадкой, то музыка, в сопровождении которой она звучит, - однозначно атональный, густо насыщенный электронными эффектами и конкретными звуками авангард. Изредка эту плотную звуковую электронно-акустическую ткань контрастно прорезает строго академический пассаж Токарева на контрабасе. Насколько эта музыка гармонирует с декламацией Виксуза – не знаю, мне показалось, что чаще звук тут работает на контрапункте со словом. В общем, этот диск – для тех из наших читателей, кто сочетает любовь к подобному экспериментальному творчеству со знанием французского, они смогут оценить Pathologies de la rumeur в полной мере.
Еще один проект из многообразной творческой деятельности минского мультиинструменталиста Виктора Семашко оказался в поле зрения нашего сайта. Его название, Klarneton, недвусмысленно указывает на основное «оружие» Виктора в рамках данного ...
Очередной сетевой альбом лейбла HAZE представил минскую группу интуитивной импровизации «Князь Мышкин» (или "Патриархальный и основополагающий дуэт импровизационной музыки», как было заявлено в афише одного из двух концертов, ...
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...