MPS Records продолжила в 2016 году серию сетевых переизданий с ре-мастерингом альбомов из своего обширного каталога и решила посвятить январь фортепьянному джазу. В частности, 15 января в Сеть будут выложены три альбома известного французского пианиста Мартиаля Соляля. Из этой троицы я выбрал для презентации посетителям сайта диск 1979 года Four Keys. Все семь композиций альбома написаны Солялем, но, как мне кажется, этот альбом особенно интересен тем, что здесь блистает не только сам Соляль: каждый из участников записи – Личность в джазе. Ну, а кроме того, квартет создателей Four Keys – прекрасный пример джазового моста между Старым и Новым светом: двое музыкантов – американцы, двое – европейцы.
Приятно, что двое самых возрастных участников этой записи, ровесники Мартиаль Соляль и Ли Кониц и сегодня, в свои 88 лет, по-прежнему являются действующими музыкантами и время от времени радуют любителей джаза концертными выступлениями и новыми альбомами. Джон Скофилд – ныне один из ведущих мастеров джазовой гитары. И только басиста Нильса Хеннинга Эрстед-Педерсена увы, уже нет с нами. А тогда, в 79-м, в студии собрались опытные и находящиеся в расцвете творческих сил 52-летние Мартиаль и Ли, достигший возраста Иисуса и известности по обе стороны Атлантики Нильс-Хеннинг, а также совсем молодой по джазовым меркам, но уже весьма искушенный 28-летний Джон.
Уже с первой пьесы Brain Stream погружаешься в атмосферу впечатляющего по обилию музыкальных идей и уровню мастерства джазового мэйнстрима. На дворе, напомню, 79-й, но в этой записи почти ничего от модного в те годы джаз-рока: добротнейший пост-боп с яркими соло всех без исключения музыкантов и интенсивным сочным звучанием. В той же Brain Stream вначале солирует Мартиаль Соляль при основной поддержке от Эрстед-Педерсена, затем они меняются ролями, а потом на авансцену выходит Кониц, затем его сменяет Скофилд. И такую головокружительную карусель, следить за которой – подлинное удовольствие, музыканты предлагают практически в каждой пьесе. Стоит отметить, что квартет обошелся без ударника, отсутствие которого совершенно не ощущается благодаря отличной игре в первую очередь Соляля и Эрстед-Педерсена. Очень интересна композиция Satar, где каждый участник квартета солирует без аккомпанемента, не менее хороша коллективная импровизация в Energy и в титульной пьесе.
Кстати, о названии альбома. Понятие «Четыре ключа» проиллюстрировано на обложке коробкой, полной разнообразных металлических ключей (тех, которые открывают двери, ворота, сейфы…), среди которых блистают полированной металлической отделкой четыре равновеликих ключа скрипичных. Символика более, чем прозрачная. Что ж, путь к сердцам слушателей каждый из них открывает безукоризненно: тому порукой и сольное творчество каждого из четверых участников, и их совместный проект.
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...
Американскому трубачу Крису Клэкстону повезло с учителями. Уже обучаясь в Университете Нью-Хемпшира он познакомился со знаменитым Кларком Терри и стал на какой-то период его ассистентом и тур-менеджером. Впоследствии он много почерпнул и у других ...
«Манхэттенская колыбельная» - в самом этом названии слышится некое противоречие. Ну как же: Нью-Йорк, Большое Яблоко, город, который никогда не спит, и уж тем более не спит его сердце, Манхэттен – и вдруг – колыбельная? А вот ...
Австрийский музыкант и композитор Клеменс Венгер – один из основателей объединения молодых музыкантов-экспериментаторов JazzWerkstatt Wien, с которым наш журнал (а впоследствии и сайт) поддерживает давние партнерские связи. Так что, слушать ...
Наше путешествие по лабиринтам петербургского андерграунда продолжается. На сей раз знакомимся с группой Coalman, которую организовали участники двух других петербургских коллективов: Владимир Варн уже известен нашим читателям по альбомам группы ...
Двое американцев, из которых один (Сет Трэчи) рос в предгорьях Аппалачей, а другой (Алекс Уайэтт) в Денвере, Колорадо, один израильтянин (Ницан Гавриэли) и один чилиец (Пабло Менарес) – таков коллектив со скромным названием Common Quartet. ...