MPS Records продолжила в 2016 году серию сетевых переизданий с ре-мастерингом альбомов из своего обширного каталога и решила посвятить январь фортепьянному джазу. В частности, 15 января в Сеть будут выложены три альбома известного французского пианиста Мартиаля Соляля. Из этой троицы я выбрал для презентации посетителям сайта диск 1979 года Four Keys. Все семь композиций альбома написаны Солялем, но, как мне кажется, этот альбом особенно интересен тем, что здесь блистает не только сам Соляль: каждый из участников записи – Личность в джазе. Ну, а кроме того, квартет создателей Four Keys – прекрасный пример джазового моста между Старым и Новым светом: двое музыкантов – американцы, двое – европейцы.
Приятно, что двое самых возрастных участников этой записи, ровесники Мартиаль Соляль и Ли Кониц и сегодня, в свои 88 лет, по-прежнему являются действующими музыкантами и время от времени радуют любителей джаза концертными выступлениями и новыми альбомами. Джон Скофилд – ныне один из ведущих мастеров джазовой гитары. И только басиста Нильса Хеннинга Эрстед-Педерсена увы, уже нет с нами. А тогда, в 79-м, в студии собрались опытные и находящиеся в расцвете творческих сил 52-летние Мартиаль и Ли, достигший возраста Иисуса и известности по обе стороны Атлантики Нильс-Хеннинг, а также совсем молодой по джазовым меркам, но уже весьма искушенный 28-летний Джон.
Уже с первой пьесы Brain Stream погружаешься в атмосферу впечатляющего по обилию музыкальных идей и уровню мастерства джазового мэйнстрима. На дворе, напомню, 79-й, но в этой записи почти ничего от модного в те годы джаз-рока: добротнейший пост-боп с яркими соло всех без исключения музыкантов и интенсивным сочным звучанием. В той же Brain Stream вначале солирует Мартиаль Соляль при основной поддержке от Эрстед-Педерсена, затем они меняются ролями, а потом на авансцену выходит Кониц, затем его сменяет Скофилд. И такую головокружительную карусель, следить за которой – подлинное удовольствие, музыканты предлагают практически в каждой пьесе. Стоит отметить, что квартет обошелся без ударника, отсутствие которого совершенно не ощущается благодаря отличной игре в первую очередь Соляля и Эрстед-Педерсена. Очень интересна композиция Satar, где каждый участник квартета солирует без аккомпанемента, не менее хороша коллективная импровизация в Energy и в титульной пьесе.
Кстати, о названии альбома. Понятие «Четыре ключа» проиллюстрировано на обложке коробкой, полной разнообразных металлических ключей (тех, которые открывают двери, ворота, сейфы…), среди которых блистают полированной металлической отделкой четыре равновеликих ключа скрипичных. Символика более, чем прозрачная. Что ж, путь к сердцам слушателей каждый из них открывает безукоризненно: тому порукой и сольное творчество каждого из четверых участников, и их совместный проект.
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...