Разговор о новой работе голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде хотелось бы начать с самоцитирования. Четыре года назад, рецензируя на нашем сайте альбом Kaisei Nari, я писал: «Остается только пожалеть, что перед нами скромный, меньше часа альбом, а не обстоятельный бокс-сет, скажем, из трех CD, где совместное творчество ван Кеменаде со столь разными музыкантами было бы представлено гораздо шире. Кто знает, может быть, все еще впереди…» Что ж, прогноз сбылся! Концепция альбома A Kind Of… развивает принципы, положенные в основу структуры Kaisei Nari. Весь альбом – это сборник записей, сделанных Паулем в Тилбурге в 2015 – 2016 годах с разными партнерами, своего рода хрестоматия творчества голландского музыканта за последние два года.
Часть из этих тринадцати композиций я слышал уже ранее в предыдущих альбомах ван Кеменаде (он уже давно сотрудничает с нашим сайтом, присылая нам свои работы), часть слушал впервые, а композицию Lost Bones рассматриваю, как пилотный трек к еще одному новому альбому Пауля Checking Out, который он прислал вместе с A Kind Of… и который увидит свет в июне этого года. Но о нем речь, естественно, впереди, а пока скажу, что повезет тем любителям джаза, для которых знакомство с творчеством Пауля ван Кеменаде начнется с A Kind Of… Они смогут свежим ухом ощутить насколько разным может быть большой мастер в разных составах, сохраняя при этом неизменным только свою креативность и блестящую технику.
Стартовый трек альбома Ole Kiss порадует одновременно и любителей фьюжн, и поклонников классической испанской гитары. Здесь ван Кеменаде играет с двумя гитаристами – мастером фламенко Морисом Леенарсом и электрогитаристом Жаком Палинксом, и его альт словно модерирует общее звучание столь необычного и даже парадоксального трио, где агрессия и лирика находятся в состоянии тонкого и динамичного равновесия. И если в уже упомянутой выше Lost Bones, полной музыкального юмора, альт-саксофон Пауля виртуозно пародирует человеческий голос, то в замечательном дуэте с пианистом Стевко Бушем (пьесы For Russia и Contemplation IX – for Paris) царят совсем иные эмоции и звучание саксофона наполнено самыми высокими чувствами. Отдельное место в альбоме занимает финальный блок из пяти композиций, в которых квинтет, возглавляемый Паулем ван Кеменаде играет совместно с тремя южноафриканскими музыкантами – трубачом Фейя Факу, тенор-саксофонистом Сиднееем Мниси и гитаристом и певцом Луисом Мхлангой. Этот альянс Европы и Африки порадовал очень современным джазовым языком с несомненным привкусом экзотической этники. С удовольствием слушая эту музыку, я вспоминал, что и раньше ван Кеменаде не раз обращался к музыке патриарха южноафриканского джаза Абдуллы Ибрахима. И если партнеров Пауля только в этом альбоме довольно много, то, поверьте на слово, список тех, с кем ему довелось работать вместе с середины 70-х, когда началась его профессиональная карьера, поражает своей длиной и обилием знаменитых имен. Каждая новая встреча дарит новые идеи – их малая часть показана в альбоме A Kind Of… И если хрестоматия хороша для первого знакомства, то затем вам наверняка захочется обратиться к полным «авторским текстам» - ярким и всегда интересным альбомам Пауля ван Кеменаде.
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...
Сочетание эмбиента с прог-роком – не самый частый вариант в потоке разнообразной музыкальной продукции. И если не являешься завзятым фэном именно такой музыки, оно может поначалу показаться непривычной. Возможно поэтому, слушая стартовый и ...