Разговор о новой работе голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде хотелось бы начать с самоцитирования. Четыре года назад, рецензируя на нашем сайте альбом Kaisei Nari, я писал: «Остается только пожалеть, что перед нами скромный, меньше часа альбом, а не обстоятельный бокс-сет, скажем, из трех CD, где совместное творчество ван Кеменаде со столь разными музыкантами было бы представлено гораздо шире. Кто знает, может быть, все еще впереди…» Что ж, прогноз сбылся! Концепция альбома A Kind Of… развивает принципы, положенные в основу структуры Kaisei Nari. Весь альбом – это сборник записей, сделанных Паулем в Тилбурге в 2015 – 2016 годах с разными партнерами, своего рода хрестоматия творчества голландского музыканта за последние два года.
Часть из этих тринадцати композиций я слышал уже ранее в предыдущих альбомах ван Кеменаде (он уже давно сотрудничает с нашим сайтом, присылая нам свои работы), часть слушал впервые, а композицию Lost Bones рассматриваю, как пилотный трек к еще одному новому альбому Пауля Checking Out, который он прислал вместе с A Kind Of… и который увидит свет в июне этого года. Но о нем речь, естественно, впереди, а пока скажу, что повезет тем любителям джаза, для которых знакомство с творчеством Пауля ван Кеменаде начнется с A Kind Of… Они смогут свежим ухом ощутить насколько разным может быть большой мастер в разных составах, сохраняя при этом неизменным только свою креативность и блестящую технику.
Стартовый трек альбома Ole Kiss порадует одновременно и любителей фьюжн, и поклонников классической испанской гитары. Здесь ван Кеменаде играет с двумя гитаристами – мастером фламенко Морисом Леенарсом и электрогитаристом Жаком Палинксом, и его альт словно модерирует общее звучание столь необычного и даже парадоксального трио, где агрессия и лирика находятся в состоянии тонкого и динамичного равновесия. И если в уже упомянутой выше Lost Bones, полной музыкального юмора, альт-саксофон Пауля виртуозно пародирует человеческий голос, то в замечательном дуэте с пианистом Стевко Бушем (пьесы For Russia и Contemplation IX – for Paris) царят совсем иные эмоции и звучание саксофона наполнено самыми высокими чувствами. Отдельное место в альбоме занимает финальный блок из пяти композиций, в которых квинтет, возглавляемый Паулем ван Кеменаде играет совместно с тремя южноафриканскими музыкантами – трубачом Фейя Факу, тенор-саксофонистом Сиднееем Мниси и гитаристом и певцом Луисом Мхлангой. Этот альянс Европы и Африки порадовал очень современным джазовым языком с несомненным привкусом экзотической этники. С удовольствием слушая эту музыку, я вспоминал, что и раньше ван Кеменаде не раз обращался к музыке патриарха южноафриканского джаза Абдуллы Ибрахима. И если партнеров Пауля только в этом альбоме довольно много, то, поверьте на слово, список тех, с кем ему довелось работать вместе с середины 70-х, когда началась его профессиональная карьера, поражает своей длиной и обилием знаменитых имен. Каждая новая встреча дарит новые идеи – их малая часть показана в альбоме A Kind Of… И если хрестоматия хороша для первого знакомства, то затем вам наверняка захочется обратиться к полным «авторским текстам» - ярким и всегда интересным альбомам Пауля ван Кеменаде.
Первый альбом пианиста Грега Мерфи на лейбле Whaling City Sound стал всего лишь четвертым в его дискографии. Уроженец Чикаго и житель Нью-Йорка с 1987 года, Мерфи – очень опытный музыкант, но записывается он действительно не часто. К ...
Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я ...
По-русски перевод названия этого проекта и одноименного альбома выглядит достаточно постно: «Голос против контрабаса» - ну что это такое? Зато в оригинальном, чешском, варианте есть и прямая рифма, и забавный каламбур, и известная толика ...
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...
Москвич Курт Лидварт, основатель лейбла Mikroton Recordings (Mikroton Digital – его сетевое подразделение) и петербуржец Илья Белоруков плодотворно сотрудничают на ниве экспериментальной музыки с 2009 года. Обзоры работ обоих звуковых ...
Вот и еще раз «Импровизационный (импровизированный?) оркестр» оказался увековечен в каталоге минского сетевого лейбла HAZE. Если альбом Armenian Dots Door (2015) представлял его, как Orq Improvis (при желании, ищите этот обзор на сайте), ...
Джазовый рынок переживает эру трибьютов, и оставим специалистам разбор причин этого явления: чего тут больше – уважения и восхищения предшественниками или недостатка свежих идей. Так или иначе, множество новых релизов пестрят посвящениями ...
Хотя в названии этого альбома перечисляются разнообразные редкие атмосферные эффекты, музыка итальянского ансамбля Inutili отнюдь не атмосферична – в смысле очень далека от ambient. Трио из города Терамо играет значительно более жесткую ...
Этот диск откроет список джазовых релизов нового года: Three Story Sandbox поступает в продажу 1 января 2016-го. Безусловно, он пройдет по ведомству авангарда и свободной импровизационной музыки и, уверен, не затеряется в нем – больно уж ...
Странный образ выбрала Джеки Гейдж для названия своего дебютного альбома. Да, ее голос мягок и нежен, и его сравнение с песнями сирен еще можно понять, но сирены древнегреческой мифологии были существами весьма коварными. Своим сладкозвучным пением ...
Музыкальную карьеру словенского саксофониста Яна Куса я сравнил бы с полетом трехступенчатой ракеты. Взяла она старт в его родной стране, где он с пяти лет начал заниматься музыкой и в 2006 году закончил консерваторию в Любляне. Грант министерства ...
Альбом с первого взгляда привлекает внимание своей обложкой: отличный психологический фотопортрет исполнительницы, продолжающий классические традиции выдающегося джазового фотографа Хермана Леонарда – можно поздравить Бриджит Лакомб с этой ...